СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних. В ней отражаются все плюсы и минусы общественного и государственного развития. Безработица,  распространение алкоголизма и наркомании усложнили работу школы в данном направлении. Можно сказать, что школа – это последний щит по защите наших детей от тлетворного влияния улицы.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»



Доклад









Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних



























































Выполнила: педагог-психолог Березянная В.Е.









Вступление

В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних. В ней отражаются все плюсы и минусы общественного и государственного развития. Безработица, распространение алкоголизма и наркомании усложнили работу школы в данном направлении. Можно сказать, что школа – это последний щит по защите наших детей от тлетворного влияния улицы.

Основные причины происхождения детской безнадзорности:

  1. Материальное неблагополучие:

низкий доход членов семьи

потеря кормильца

безработица члена (членов) семьи

неполная семья

многодетная семья

  1. Семейное социальное неблагополучие:

пренебрежение родителей обязанностями по осуществлению контроля, воспитания, обучения и содержания детей

длительное отсутствие (изоляция) одного или обоих родителей (развод, болезнь, командировка)

семейные конфликты

  1. Склонность к асоциальному образу жизни, бродяжничеству, психические отклонения, отставание в развитии, агрессия, необучаемость.

Основная часть.

Для достижения положительных результатов в профилактической деятельности в течение 2018-2019 учебного года в МКОУ « Комсомольская СОШ» с учащимися и их родителями проводилась комплексная профилактическая работа. Данная деятельность осуществлялась через работу социально-психологической службы школы, в состав которой входят:

-заместитель директора по ВР

-психолог

- социальный педагог

-педагоги дополнительного образования

-классные руководители

и реализацию плана работы на год:

  1. Профилактика асоциального поведения среди учащихся школы

С целью профилактики асоциальных явлений среди подростков проводится работа по снижению роста правонарушений, профилактика употребления ПАВ, беспризорности и безнадзорности.

В профилактической деятельности специалисты социально-психологической службы школы по сопровождению учащихся и семей, находящихся в СОПе и ТЖС, в коррекционной деятельности используют методические рекомендации с Интернет- ресурсов.

Согласно направлениям, отмеченным в плане работы соцпедагога, профилактическая и коррекционная работа осуществляется с применением разнообразных форм, методов и приёмов работы по следующим видам деятельности:

  • Урочная и внеурочная деятельность,

  • Работа с родителями,

  • Сотрудничество со структурами системы профилактики,

  • Деятельность ученического самоуправления школы,

  • Формирование ЗОЖ,

  • Участие в творческих делах школы,

  • Аналитическая и диагностическая деятельность.

Основные мероприятия в рамках профилактической работы проводятся по следующим направлениям:

1. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ.

2.Профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди школьников.

3. Профилактика суицидальных попыток.

4. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием н\летних и детского дорожно-транспортного травматизма.

Профилактическая деятельность образовательного учреждения осуществляется  силами социально-психологической службой совместно с педагогами и с привлечением родительской общественности.

  • Усиление  совместной работы со службами системы профилактики, а так же всеми общественными организациями, заинтересованными в решении проблемы воспитания подрастающего поколения. 

В рамках реализации программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» особое внимание уделяется занятости обучающихся во внеурочное время. В первую очередь во внеурочную деятельность вовлекаются дети из неполных, малообеспеченных, многодетных семей.

В летний период ежегодно направляются в оздоровительные лагеря, где школьники получают сбалансированное питание, активно участвуют в различных мероприятиях

и акциях, развивают свой творческий потенциал. Всё это способствует формированию у подростков положительных стремлений, активной жизненной позиции, здорового образа жизни, умений правильно распределять своё время.

В образовательном учреждении осуществляется строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий. Ежедневно дежурный учитель отмечает отсутствующих, классные руководители выясняют причину отсутствия и следят за предоставлением оправдательных документов (справок, заявлений родителей). Таким образом, обучающиеся школы пропускают учебные занятия только по уважительным причинам.

Кризисные явления в обществе в условиях существующей нестабильности увеличивают число детей и подростков, попадающих в трудные жизненные ситуации. Среди причин можно отметить ухудшение условий жизни семьи,  низкий материальный уровень, падение нравственных устоев. С целью осуществления контроля над условиями жизни ребёнка в семье один раз в четверть соцпедагоги обследуют семьи обучающихся класса, составляют акты обследования, которые подписываются родителями. В результате проводимой работы выявлено, что не все обучающиеся проживают в благополучных семьях.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного учреждения в школе проводятся следующие мероприятия:

  • встречи с работниками правоохранительных органов;

  • классные часы по правовому воспитанию: «Подросток и закон», «Как не стать жертвой преступления», «Виды правовой ответственности несовершеннолетних», «Разрешение конфликтов  без насилия», «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок», «Уголовная ответственность несовершеннолетних»,  «Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и её возникновении»,  «Какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации»;

  • просмотр видеороликов «Горькая правда о пиве», «Смерть от курения», «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики»;

  • анкетирование обучающихся «Жестокое обращение с детьми и подростками в семье». (По данным анкетирования фактов жестокого обращения с детьми и подростками не выявлено);

  • индивидуальные профилактические беседы с обучающимися по темам: «Правила поведения в школе», «Соблюдение режима дня школьника».

В этом учебном году на внутришкольном учёте состоят 17 человек. С этими детьми и их родителями проводится постоянная коррекционная работа: индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, посещение на дому, приглашение на заседание Совета профилактики.

Ежегодно родители обучающихся получают уведомления о том, что они несут административную ответственность за нахождение их детей без сопровождения взрослых после 22 часов. Педагогический коллектив школы продолжает целенаправленную профилактическую работу как с обучающимися, так и с их родителями.

  1. Просветительская и профилактическая работа с родителями учащихся

  • Заседание Совета Профилактики правонарушений, девиантного поведения, асоциальных явлений.

Состоялось 9 заседаний Совета Профилактики, на которых было рассмотрено 9 дел. В ходе проведения заседаний Совета Профилактики несовершеннолетним и их законным представителям были оказаны различные виды помощи.

Решение Совета профилактики в течение учебного года на профилактический учет было поставлено 8 учащихся +1 семья, сняты 4 учащихся.

Подготовлено 4 представления в КДН о снятии с проф.учета в связи с положительной динамикой.

  • Родительский всеобуч.

  • Были проведены родительские собрания:

Общешкольное родительское собрание на тему «Ответственность родителей и несовершеннолетних» -январь .

Классное родительское собрание на тему «Права, обязанности и ответственность родителей» - сентябрь, 6В класс


  • Патронаж семей учащихся (посещения)

- осуществлялся по плану (обследование семей опекаемых уч-ся с целью контроля)

-по необходимости (пропуски занятий без уважительной причины, нарушение Устава школы, неудовлетворительная успеваемость, совершение правонарушения, приглашение в школу на беседу).

Патронаж семей учащихся осуществлялся совместно с классными руководителями, психологами школы и другими специалистами системы профилактики.

Учет посещений семей за 2018-2019 учебный год

сентябрь – 5 посещений

октябрь – 3 посещения

ноябрь – 5 посещений

декабрь – 3 посещения

январь – 2 посещений

февраль – 2 посещений

март – 2 посещений

апрель - 3 посещений

май - 5 посещений




Заключение.

Для оказания социально- педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, необходимы следующие мероприятия:

  1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.
    2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
    Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные отсутствия.   Устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
    Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает  работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принимает  меры  к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.


3.   Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение.


4.   Обеспечение организации общедоступных спортивных секций и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

5. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся во внеурочную работу, в волонтерское движение, занятия спортом- одно из важнейших направлений, способствующее формированию законопослушного поведения.

6. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений школы профилактической   деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или приговор суда, информации из ПДН и т.п.).
Поводом для постановки ученика на в\ш учет могут служить конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикомания, алкоголизм, наркомания, хищения и т.д.
Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей.

Что же можно сказать в заключение? Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.


Литература:

1. Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998.

2. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.

3. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.

4. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.

5. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.

6. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!