Тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность учителя - ученикам. Поэтому, перед тем как оказывать помощь ребенку, взрослые должны позаботиться о себе. Нами были разработаны психолого – педагогические рекомендации учителям начальных классов и родителям по предупреждению и преодолению школьной тревожности и школьных страхов у младших школьников.
Научитесь доверять ученикам. Недоверие порождает тревогу, неуверенность в своих силах, внутренние конфликты и страхи.
Избегайте противоречий в своих действиях, словах, поступках.
Будьте честны с учениками. Ведь честность, доверие и безусловное принятие ребенка – это основа его эмоционального благополучия. Он должен знать, что он нужный, хороший и любимый.
Постарайтесь, как можно чаще, создавать для ребенка ситуации успеха. Хвалите его чаще, будьте щедрыми на проявления любви и ласки, повышайте самооценку ребенка.
Научитесь видеть в поведении ребенка проявления тревожности и страха, чтобы не наказать его за то, в чем ему нужно помочь, не требовать того, что он не может выполнить. Тревожность может проявляться в форме агрессии, чаще всего, это может быть следствием завышенных или непоследовательных требований.
Помните, что слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость. Нужно делать перерывы на уроках и дать ребенку возможность отдохнуть.
Сохраняйте близкий эмоциональный контакт с ребенком для оказания своевременной помощи и поддержки. Если ребенок недостаточно откровенен с вами, он не поделится своими переживаниями, а будет накапливать негативные эмоции внутри.
Не отвечайте агрессией на агрессию детей. Нельзя при апатии ребенка пытаться расшевелить его насмешками, укорами, ложными обещаниями.
Помните, что тревожный ребенок сам находит какой-то способ борьбы с тревогой, например, фантазии. Их нужно уважать и использовать, чтобы помочь ребенку.
Оказывайте поддержку и проявляйте искреннюю заботу о ребенке, чаще давайте понять ребенку, что его действия правильные. В младшем школьном возрасте ребенок очень нуждается в одобрении взрослого.
Называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей. Главное, чтобы ребенок знал, за что его хвалят. Похвала должна быть конструктивной, как и критика. Также здесь следует учесть, то что некоторые дети испытывают страх выделиться среди других.
Давайте ребенку престижные поручения. После их выполнения ребенка нужно похвалить или тактично указать на ошибки.
Не сравнивайте результаты работ ребенка с другим детьми. Если делать сравнение, то только с предыдущими результатами (вчера, неделю или месяц назад);
Не торопите ребенка, не подгоняйте их с ответом, дайте время подумать, повторять вопрос несколько раз тоже не стоит (в противном случае ребенок ответит нескоро, т.к. новое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул). В работе с тревожным ребенком лучше вообще избегать решения ограниченных по времени задач.
Избегайте излишне эмоциональных реакций по поводу неудач ребенка и сравнения учеников друг с другом. Из-за этого у тревожного ребенка могут возникнуть новые страхи, повыситься тревожность, снизиться уровень школьной мотивации, возникнуть мотив избегания неудачи, сформироваться заниженная самооценка, неврозы и ухудшиться взаимоотношений отношение к учителю.