СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика девиантного поведения младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика девиантного поведения младших школьников имеет большое значение. Именно в этом возрасте складываются основы поведения в подростковом и юношеском возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика девиантного поведения младших школьников»








Профилактика девиантного поведения младших школьников



Бальжурова Нина Бадмаевна

Педагог- психолог

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением технологического профиля»

г. Мирный Республика Саха(Якутия)



№тел.: 8-924-363-32-62

E-mail:[email protected]




















Профилактика и коррекция девиантного поведения учащихся младших классов.

В настоящее время увеличивается число детей с девиантным поведением. По мнению многих психологов изучение, профилактика проявлений девиантного поведения особенно актуально в младшем школьном возрасте. Ведь именно в младшем школьном возрасте формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем обусловливают поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. На значимость личностного становления детей младшего школьного возраста указывал еще Л.С. Выготский, утверждая, что начало данного возрастного периода связано с возникновением обобщения переживаний, они приобретают новый смысл для ребенка.
Ребенок младшего школьного возраста впервые осознает значение таких понятий, как: «я радуюсь»,«я огорчен»,«я сердит»,«я добрый»,«я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях и поведении. В целом стоит отметить, что младший школьный возраст является сензитивным для раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, становления адекватной самооценки, формирования критичности по отношению к себе и окружающим, развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Данная проблема приобретает еще большую актуальность в связи с недостаточным количеством фундаментальных исследований, касающихся девиантного (отклоняющегося) поведения детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей, является наиболее благоприятным периодом для усвоения социальных и нравственных норм и правил поведения, развития моральной нормативности, формирования общественной направленности личности. Поэтому профилактика 

отклоняющегося поведения наиболее важна в работе с младшими школьниками.

Что же такое девиантное поведение и его профилактика?

Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки и уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т.д. (Краткий психологический словарь под ред. А.В.Петровского).

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие какие - то социальные и культурные нормы.(В.М.Цулейко).

Девиантное поведение (от лат. - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. (В.Т.Кондрашенко).

В обыденном понимании учащийся с девиантным поведением – это так называемый “трудный ребенок”.

Профилактика - (от греч. prophylaktikos - предохранительный), совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. (В.И.Дерюгин).

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. (А.И.Селецкий, С.А.Тарарухин).

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения подростков и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Чтобы лучше понимать специфику девиантного поведения младших школьников, целесообразно дать краткую характеристику психологических особенностей данной возрастной группы.
Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей. Если дети-холерики, или дети-сангвиники постоянно отвлекаются на уроках, мешают учителю и одноклассникам, на переменах шумят и даже дерутся, то, например, меланхолики, чувствуют себя зажатыми и стеснительными. Иногда в период адаптации дети могут терять аппетит, у них может нарушаться сон и увеличиваться плаксивость. Подобные функциональные отклонения связаны, в первую очередь, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает ребенок (младший школьник) в связи с изменением образа жизни и, соответственно, возросшим к нему требованиям со стороны учителей и родителей.

Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия. Но и немаловажную роль здесь играет и воспитание в семье. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. В особенной степени это относится к тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад, соответственно, начальная степень социализации ими пройдена не в полной мере.
Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся в возрастной группе «младшие школьники» можно выделить такие варианты, как:
- непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения.
- шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является безвредной и, как правило, социально неопасной.
- озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред.
- проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка.
- негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих.
В пассивной форме проявляется как упрямство, отказ от выполнения требований.
В активной форме – ребенок намеренно делает все вопреки тому, что от него требуют. Следует отметить, что негативизм может являться не столько чертой характера, сколько последствием, например, усталости или проявлений несправедливости по отношению к ребенку.
- упрямство по некоторым проявлениям напоминает негативизм. Но, как правило, оно является необоснованным и нерациональным ответом на какие-то действия или просьбы окружающих.
- капризы, как правило выражаются в поступках или действиях, которые ребенок просто не может объяснить, а также в сопротивлении требованиям со стороны взрослых. Возникают или в случае усталости или под воздействием слишком эмоциональных переживаний. Иногда могут сопровождаться плачем (истерикой) или сильным нервным возбуждением.
- своеволие является результатом излишней самостоятельности, стремлении к самоутверждению, но при этом неумении выразить это конструктивными способами.

Здесь, однако, стоит избегать «педагогической крайности», когда коррекция такого поведения происходит несколько несоразмерно. В результате чего достигается противоположный эффект (воля ребенка полностью подавляется):
- грубость и неуважение являются, как правило результатами неумения ребенка владеть собой. Иногда причина кроется в желании продемонстрировать свою «взрослость».
- отсутствие дисциплины – может быть двух видов: незлостное (проявляется в виде шалостей) и злостное (хулиганство). Второй тип, как правило, уже приобретает устойчивый характер.
- правонарушения. По своей сути представляют крайнюю (наиболее тяжелую) форму девиантного поведения. Сюда можно отнести хулиганство, воровство, драки и т.д. Причем, совершаются они как индивидуально, так и при участии группы единомышленников (например, уличная компания).

Безусловно, все типы девиантного поведения поддаются корректировке. Легкие можно исправить совместными усилиями родителей и педагогов. 


В своей работе я использую следующие методы:

-сказкотерапия (чтение и анализ сказок, притч);
-арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация,
лепка из пластилина, конструирование из бумаги и картона);

-мандалотерапия;

-визуализация;
-психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
телесно–ориентированные техники (психомышечная релаксация);
-игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, настольные игры);

-моделирование и анализ проблемных ситуаций

Приведу в пример одну из притч, которые я использую в своей работе:

Притча о лжи

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой и боятся: «Попадет нам дома!».

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или сказать правду?

- Я скажу,- говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу,- говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет меня бранить.

- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что это правда и не надо ничего придумывать.

Вот разошлись они все по домам.

Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь – лесник идет.

- Нет,- говорит,- в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут – в гости идет.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Пожурила его мама, да и простила.

Из методов арт –терапии часто использую рисование. Учащиеся рисуют красками, карандашами на заданные темы или по выбору. Младшие школьники раскрашивают готовые рисунки. Затем проводится обязательное обсуждение рисунков.

Детям нравится раскрашивать мандалы. Мандала в переводе означает центр или круг. Рисунок мандалы симметричен и представляет собой круг с центром. Мандала издревле несет духовный смысл условного отражения мира и психической гармонии. Круг состоит из сложных узоров из разных геометрических фигур, линий, овалов. Ребенок может сам придумывать узоры. Чаще младшие школьники раскрашивают готовые рисунки.

Раскрашивание мандал можно использовать не только в индивидуальной психокоррекционной работе, но и в групповой: например, создание групповой композиции для улучшения или изучения психологического климата группы.

При создании мандал нормализуются поведенческие реакции детей, повышается самооценка, активизируются познавательные процессы, снижается уровень агрессии, развивается мелкая моторика.

В занятиях часто использую метод визуализации. Приведу в пример одно из моих любимых упражнений «Храм тишины»:

Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного шумного города. Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры. Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны. Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум… гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов. Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо? Вы подойдете и поприветствуете этого человека? Или пройдете мимо? Остановитесь и подумайте – что вы чувствуете на этой шумной улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от остальных. На нем большая вывеска: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм – место, куда не доносятся звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Открываете их, входите, и вас окружает полная тишина.

Когда захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя чувствуете теперь? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

Из психогимнастистических упражнений детям нравятся этюды на выражений различных эмоций. Особенно интересно и живо проходят инсценировки различных сказок.

В пример можно привести упражнение «Угадай животное». Один из участников занятия показывает с помощью жестов, мимики животное, остальные угадывают. И так по очереди.

Упражнения по психомышечной релаксации можно проводить в игровой форме. Дети изображают различных животных, сказочных героев с помощью мимики и пантомимики (Веселый клоун, грустный дед, трусливый заяц.). У более старших школьников провожу по методике, приведенной в книге Кадырова Р.В. «Социально-психологический тренинг как средство формирования у студентов медицинских вузов конструктивного взаимодействия и способов разрешения межличностных конфликтов» (https://klex.ru/pic, стр130).

Умение правильно выражать свои эмоции, понимать окружающих очень важны для любого человека, взрослого и ребенка. Учить детей выражать свои эмоции, объяснять, что они чувствуют, - также важно, как учить читать и писать. В целях эмоционального развития детей я часто применяю настольную игру «Семейка Гномс. Игры для эмоционального развития»(https://macards.ru/product/igra-dlya-yemocionalnogo-razvitiya-sem/).

В набор входят карточки с названиями различных чувств и инструкция. Кроме рекомендованных игр можно придумать множество других вариантов. Например, использую следующее упражнение: Детям раздается по 5 (можно больше) карточек. Участники по очереди мимикой, жестами показывают указанное на карточке эмоцию. Остальные определяют его. Выигрывает игрок, кто определит наибольшее количество эмоций. Можно также в этой игре выявлять наиболее артистичного участника, у которого чаще и быстрее отгадывали эмоцию.

Среди более старших детей провожу в другом варианте: Игрок рассказывает небольшую историю, связанную с данной эмоцией. Остальные по рассказу определяют чувства, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Игру завершаем кратким обсуждением: Что понравилось? А что не понравилось? Когда человек испытывает те или иные чувства? Что было легче: отгадывать или показывать эмоции? и т.д. Данная игра развивает не только эмоциональную сферу, но и память, мышление, речь, коммуникативные навыки.

Применяю в своей работе настольную карточную игру «Семейные псикреты» издательства «Генезис» («Психологические секреты» https://makomania.ru/product/семейные-псикреты-психологическая-и/). Это одна из социальных игр Гюнтера Хорна. Игра состоит из 104 карточек с фразами, описывающими различные сферы жизни ребенка и семьи (отношения, привычки, интересы, здоровье). В данной игре также можно придумать свои варианты использования. Например, в индивидуальной коррекционной работе: ребенок берет карточки, зачитывает. Если написанное подходит ему, оставляет себе, если нет, откладывает. Затем зачитывает вслух все карточки, получается рассказ о себе, или «психологический портрет». При обсуждении ребенок лучше узнает себя, анализирует те или иные черты своего характера, свое поведение.

Использую также программно – аппаратно-программный  комплекс «БОС-ПУЛЬС» (Игровой лечебно – оздоровительный тренажер ООО «Компьютерные системы биоуправления г. Новосибирск(https://boslab.ru/products/biofeedback_games/pulse_prof.php).

Комплекс представляет из себя компьютерный игровой тренажер «БОС-ПУЛЬС», включающий в себя уникальные компьютерные игры «Вира», «Гребной канал», «Магические кубики», «Ралли». С помощью прибора «Пульс» между компьютером и ребенком устанавливается связь для регистрации частоты пульса. Частота пульса является показателем текущего психоэмоционального состояния человека. Чем ближе частота пульса к норме, тем лучше результаты игры, т.е. ребенок в процессе игры учится контролировать свои эмоции, свое поведение; повышается стрессоустойчивость, уровень произвольного внимания.

Курс занятий состоит из 3 блоков:

  1. Первичная диагностика.

Цель – исследование уровня тревожности, выявление психоэмоциональных проблем.

  1. Коррекционно – развивающие занятия

Цель- развитие и совершенствование навыков саморегуляции, самоконтроля, стрессоустойчивости, повышение самооценки

  1. Итоговая диагоностика.

Цель – определение уровня тревожности, устойчивости и продуктивности внимания, стратегии саморегуляции, эффективности применения комплекса «БОС-ПУЛЬС».

Начата работа на психоэмоциональном комплексе БОС компании «Биосвязь»г. Санкт – Петербург( https://www.biosvyaz.com/kompleksy?id=3)

В состав комплекса входят 2 компьютера(один для психолога, второй- для ребенка), 4 блока регистрации частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, электрической активности мышц, электрической активности головного мозга человека.

Суть технологии БОС заключается в том, что волевым усилием человек управляет функциями организма, а приборы помогают регистрировать и преобразовывать информацию о состоянии органов и систем человека в доступные зрительные и слуховые сигналы (изменение яркости видеосюжетов, движение шторки, анимационные игровые сюжеты, смена слайдов и др.), а также в виде звуковых сигналов. Например, если тренирующийся не справляется с заданием, показ слайдов прекращается, музыка прерывается или показ видеофильма приостанавливается.

Таким образом, в арсенале педагога – психолога достаточно много техник и методик по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!