«Профилактика игровой и медиазависимости обучающихся»
Подготовила
Мирошников Р.С., учитель ин форматики и ИКТ
МБОО «Лицей села Верхний Мамон»
- Предмет изучения данной выпускной квалификационной работы - игровая зависимость и медиазависимость,
- объект – профилактика игровой и медиазависимости.
- Целями исследования работы являются рассмотрение признаков и причин компьютерной и медиазависимости у подростков, предложение путей решения проблемы, подготовка материалов для составления программы профилактики игровой и медиазависимости несовершеннолетних.
Компьютерная зависимость Интернет-зависимость Компьютерные игры (сетеголизм) (кибераддикция)
Компьютерная зависимость - патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения.
Причины возникновения компьютерной зависимости
- недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми;
- заниженная или завышенная самооценка;
- неуверенность в себе, в своих силах;
- недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения);
- отсутствие увлечений, хобби;
- манера общения в семье, воспитание.
.
Зависимость от компьютерных игр – новый вид психологической зависимости, при которой компьютерная игра становится ведущей потребностью человека
Актуальность данной проблемы для детей среднего школьного возраста вызвана тем, что в этот период подростки не имеют устойчивой системы оценочных суждений, нравственных идеалов .
- Компьютерные игры дают им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции.
- В виртуальном мире (при он-лайн играх) можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию.
Ребенка привлекает в игре:
- наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
- отсутствие ответственности;
- реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
- возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.
Стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр
- 1. Стадия легкой увлеченности (игра не является значимой ценностью для человека).
- 2. Стадия увлеченности (игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер).
- 3. Стадия зависимости (нарушается основная функция психики — она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность).
- 4. Стадия привязанности (человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может)
Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ.
Существуют методики, с помощью которых можно определить, является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость.
Одной из наименее ясных проблем является принципиальная возможность переноса виртуального опыта в реальную жизнь .
Интернет-зависимость
Интернет-зависимость (Internet addiction, сетеголизм) - «нехимическая зависимость от пользования Интернетом, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и психологическими изменениями личности.
Виды Интернет - зависимости
- Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам;
- Информационная перегрузка
(навязчивый web-серфинг);
- Киберсексуальная зависимость;
- Навязчивая финансовая потребность ;
- Игровая зависимость.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
В целях защиты подрастающего поколения необходима:
- организация обучения основам медиабезопасности детей в школах;
- разработка инструментов, позволяющих создавать защищенные области Интернета, проникновение внутрь которых или выход из них были бы невозможны без авторизации;
- создание системы, которая позволит взрослым контролировать мобильные и прочие устройства из личного кабинета от количества времени, проводимого в Интернете, до определения географического местоположения ребенка и экстренной связи с ним.
Социально-педагогическая профилактика
Социально-педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Сущность социально-педагогической профилактики состоит в разработке комплекса предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
- Первичная профилактика компьютерной зависимости направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.
- Вторичная профилактика основана на познании явления компьютерной зависимости, его причин, признаков, последствий, и направлена на предупреждение развития данного явления у детей.
Технологии первичной профилактики компьютерной зависимости при работе с детьми
Технологии
Характеристика
Информационные
— публикации;
Образовательные
— телефон доверия;
— просветительские программы;
Занятости
— психологическая служба;
— обучающие программы для учащихся школ, лицеев и колледжей;
— клубная работа;
Религиозные
— социальная поддержка;
— дополнительное обучение;
— культура религиозных чувств, осознание высшей духовной и моральной силы.
— временное трудоустройство;
Технологии вторичной профилактики компьютерной зависимости
- Беседы о явлении компьютерной зависимости;
- Круглые столы («Компьютерная зависимость: сущность и решения», «Проблемы компьютерной зависимости и игромании», «Страдания от кибермании» и т.д.)
- Классные часы («Зависимость от компьютерных игр», «Компьютер в жизни школьника», «Подсевшие на игру» и т.д.)
- Кинотерапия (д/ф «Виртуальная агрессия», «На игре» и т.д.).
Технологии профилактики компьютерной зависимости при работе с родителями
1. Образовательные:
- обучающие программы по проблеме чрезмерного использования компьютера и Интернета;
- программы обучения педагогов, психологов, социальных работников и социальных педагогов, работников компьютерных клубов;
- информирование о гигиенических нормах и правилах (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером;
- проведение уроков компьютерной грамотности.
2. Коррекции семейных отношений:
- Формирование гармоничных взаимоотношений, способствующих полноценному воспитанию ребенка;
- формирование доверительных отношений между родителями и детьми, эмоциональной поддержки, психологической защиты;
- информирование родителей о стилях воспитания и их особенностях, коррекция стиля воспитания;
- формирование общих интересов всех членов семьи, традиций семьи, создание условий для совместной деятельности, досуга.
Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет – зависимости
Спасибо за внимание