СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика нарушений письменной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ,учавствующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном пед.процессе. •Дислексия- проблемы, связанные с процессом овладения навыком чтения.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушений письменной речи»

Профилактика нарушений письменной речи

Профилактика нарушений письменной речи

Письменная речь -  сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.  Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей.  В понятие «письменная речь»  входит: Чтение Письмо.  Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.  Письмо  – владение графическими и орфографическими системами языка для записи.  Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.

Письменная речь - сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.

Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей.

В понятие «письменная речь» входит:

  • Чтение
  • Письмо.

Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи.

Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.

Нарушения письменной речи Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ,учавствующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном пед.процессе. Дислексия - проблемы, связанные с процессом овладения навыком чтения.

Нарушения письменной речи

  • Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ,учавствующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном пед.процессе.
  • Дислексия - проблемы, связанные с процессом овладения навыком чтения.
Первичная профилактика  дислексий и дисграфий  Заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам . Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

Первичная профилактика дислексий и дисграфий

Заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам .

Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.
  • Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.
  • Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  • Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  • Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.
  • При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
  • Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.
 Вторичная  профилактика  дислексии    Заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер.

Вторичная профилактика дислексии

Заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер.

Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:   Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму — позже, в школе. Обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет .

Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:

  • Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду.
  • Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму — позже, в школе. Обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет .
Вторичная  профилактика  дисграфий Заключается в следующем: 1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей: а) с «цепочкой» перии постнатальных вредностей; б) с поздним и аномальным развитием устной речи; в) с задержкой психического развития; г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей; д) с билингвизмом.  Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

Вторичная профилактика дисграфий

Заключается в следующем:

  • 1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:
  • а) с «цепочкой» перии постнатальных вредностей;
  • б) с поздним и аномальным развитием устной речи;
  • в) с задержкой психического развития;
  • г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;
  • д) с билингвизмом.

Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

 С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа: Исправление фонетико-фонематических нарушений. Формирование функционального базиса письма. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа:

  • Исправление фонетико-фонематических нарушений.
  • Формирование функционального базиса письма.
  • Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!