СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика нарушений устной и письменной речи. Формирование фонематического восприятия у дошкольников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

                              Выступление на психолого-педагогическом семинаре

                                     по преемственности ДОУ и начальной школы

                                     учителя-логопеда МОУ «Увинская СОШ № 4»

                                          Вахрушевой Татьяны Николаевны

 

           Тема:  «Профилактика нарушений устной и письменной речи.

                 Формирование фонематического восприятия у дошкольников»

 

 

Сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на профилактику нарушений чтения и письма у дошкольников, связанных  с недостаточной сформированностью фонематического слуха и  фонематического восприятия.    

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.  На основе развитого фонематического слуха формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нём звуков?

Определить количество и последовательность звуков в слове ребёнок может только при сформированном фонематическом восприятии.

  Речевые операции, характерные для фонематического слуха:

  1. Умение слышать есть данный звук в слове или нет.

  2. Умение различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (вдох-вход, нос-сон).

  3. Умение различать близко звучащие, но разные по значению слова (цапля-капля, кит-кот)

Речевые операции, характерные для фонематического восприятия:

  1. Умение определять линейную последовательность звуков в слове.

  2. Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.

  3. Умение определять количество звуков в слове.

     

       Недостаточная сформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойких нарушений чтения и письма (фонематической дислексии и акустической дисграфии).

 

                                 Причины недоразвития фонематического восприятия:

       Низкий уровень фонематического слуха и восприятия имеет в основе неврологическую природу. Этопатология беременности и родов (интоксикация, гипоксия плода, родовые травмы, асфиксия и др.); отягощённая наследственность (нервно-психические    заболевания и др.).

        Вследствие чего диагностируются такие неврологические заболевания, как РОП ЦНСММД, гипертензионно-гидроцефальный и церебрастенический синдромы, синдромы гипо- и гипервозбудимости, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и др. в лёгкой, средней или тяжёлой форме.

          В дальнейшем у таких детей, в большей или меньшей степени наблюдается отставание в психофизическом и речевом развитии, в том числе и в недоразвитии фонематического восприятия как одного из компонентов речи.

 

 

             Ошибки в письменной речи при несформированности фонематического восприятия

При недостаточной сформированности фонематического восприятия в письменной речи обучающихся мы наблюдаем:

  • пропуски, добавления, перестановки букв, слогов в словах;

  • смешение букв, обозначающих свистящие-шипящие (с-ш, з-ж), парные звонкие-глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с ж-ш),аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т`, ч-щ, ц-т, ц-с);

  • ошибки при обозначении мягкости согласных;

  • слитное написание слов в предложении, которое является также и следствием недоразвития звукового анализа и синтеза

  • замены гласных даже в ударном положении.

    На примере данных работ вы можете в этом убедиться (слайд с диктантами уч-ся 1 а кл.).

     

               Кроме того, недоразвитие фонематического восприятия проявляется на всех уровнях языка и речи (фонологическом, лексическом, грамматическом). Вследствие ослабленной социальной направленности для этих детей характерна и недостаточность коммуникативной компетенции.

                                                 

                С учётом всего вышесказанного работа по формированию фонематического слуха и  фонематического восприятия должна вестись с раннего, сензитивного для развития компенсаторных возможностей возраста.

           Обязательно нужно учитывать принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражающего необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (воспитателями, логопедом, врачами, психологом, музыкальным руководителем) и семьи.

             Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный, кинестетический) в игровой форме не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах.

                             Этапы работы по формированию фонематического восприятия:

         В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.      

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов.  

Vэтап – дифференциация фонем.  

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

               Игры для формирования фонематического восприятия у дошкольников

 I этап работы — узнавание неречевых звуков.      

 Цель: формирование тонких звуковых  дифференцировок и слухового внимания.

Игры и упражнения:

«Что ты слышишь?»:  ребёнок называет звуки, которые   слышит за окном, в группе, во время прогулки; воспроизводит неречевые звуки самостоятельно;

 «Угадай, что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

 Ход игры:  Педагог знакомит детей с музыкальными инструментами и их звучанием. Затем за ширмой воспроизводит звуки, детям  называют музыкальный инструмент.

«Где звонит колокольчик?»:  дети – в кругу, один из детей звонит в колокольчик, водящий с закрытыми глазами указывает направление звучащего предмета.

II этап работы - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

     На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

Игра «Три медведя» Ход игры: педагог выставляет перед детьми картинки трех медведей, произносит реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса, называют героя

Игра « Как зовут меня, ау?»: Водящий -  в середине круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу, произнося: «Заблудился я в лесу, как зовут меня?» Один из детей произносит «Ау!». Водящий  называет имя этого ребёнка.

Игра «Животные и их детёныши» Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап работы - различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игры:

 «Правильно-неправильно»:  Педагог, показывая картинку, называет слова, если ребенок услышит правильное название предмета - поднимает зеленый кружок, если неправильное – красный

Баман          витанин           альбом           кветка

 паман         митавин           айбом             клетка

 банан         фитамин          аньбом           тлетка

 банам         витаним           альпом           къетка

Баван           витамин          альном           тлетка

«Потопаем – похлопаем». Условия игры: если педагог называет рифмующиеся слова к данному слову – дети хлопают, если нет – топают.

Мальчик – пальчик, попугайчик, чижик, сарайчик, малыш;

Ложка -  ножка, чашка, лукошко, мошка, картинка;

Фонтан – диван, Иван, обман, барабан, обмен.

«Выбери словечко»:

 Шепчет ночью мне на ушко

сказки разные…(перина, подушка, рубашка)

От грязнули даже стол

Поздним вечером…(сбежал, ушёл, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то …(спички, щётку, ножик)

 

IV этап работы  - дифференциация слогов.  

 Упражнение 1: Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

   ТА — ТА — ТА`      Аналогично работа проводится со слоговыми

   ТА — ТА` — ТА      рядами: БА -  БА – БА     ВА – ВА -  ВА

    ТА` — ТА —ТА                    ПА – ПА – ПА    ФА – ФА – ФА и др.

 Упражнение 2: Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:

ТА — ТО — ТУ        НУ -  НЫ – НА          ВА – ВО – ВУ      КУ – КО – КА и др.

Упражнение 3: Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными

ТА — КА — ПА               КА — НА — ПА и др.

V этап работы   - дифференциация фонем.

 Игры:

 «Поймай звук». Выделение заданного звука, н-р [у]:

  1. Из ряда гласных - а, у, а, о, ы, у, и, а, у, э, а;
  2. Из сочетаний гласных – ау, эу, оэ, иа, ыа, уо;
  3. Из слогов -  ук, ам, ув, оп, ип, ак, уф, эт, ну, шо, бу.

«Повтори»: повторение сочетаний гласных звуков

1) По два                    2) по три                  3) по четыре

   АО                              АИУ                           АОУИ

  УА                               ИАО                           ИОУА

  ИО                              ОИЫ                          ОУИЫ

  ЫИ                            ИЫО                            ОАУЫ                 

«Сигнальщики»:

а) с символами звуков: педагог называет звуки, дети поднимают соответствующий символ

  Звуки: б, п`, т, к, п, в, л, г, б`;

  Слоги: па, ну, бы, би, пё, до, бо;

  Слова: бак, бок, пена, спал, яблоко, упал, бинт.

б) аналогичная работа - с карточками букв, обозначающими заданные звуки.

«Запомни, повтори и мячик мне верни»:

  са – за – са       сы – зы – зы        со – зо – зо - со

  зо – со – со      зу – зу –су            зе – се – се – зе

   «Замени звук в словах»:

Гости – кости         дочка - точка

Голос – колос         удочка - уточка

Горка – корка         плоды – плоты

 «Какой общий звук в словах?»:

   Крот, бомба, зонт, осы    [о]

   Гусь, богач, гром, книга   [г]

   Роща, прищепка, щенок, плющ    [щ`]

   Синий, олень, няня, небо    [ с`]

«Назови лишнее слово» (по наличию звуков в и ф)

     Кофта, фартук, ворота, фонарик;

    Фамилия, фрукты, факел, валенки;

    Волк, фазан, ворона, сова.

«Исправь ошибки:

  Лежит лентяй на раскладушке,

  Грызёт, похрустывая, пушки (сушки).

  Ехал дядя без жилета (билета),

 Заплатил он штраф за это.

  Наш поэт закончил строчку,

  И в конце поставил бочку (точку).

VI этап работы -  развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игры:

 «Делим слова на слоги». Усложнение – определяем ударный слог

«Цепочка слов»:

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

     Ход игры: Дети называют  слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

           Например: сок — карандаш — шарик — кот...

«Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

  На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму или в коробочку, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

«Кто больше?»: Назвать как можно больше слов с заданным звуком.

«Собери слова»:

а) из первых звуков ряда слов:                 б) из последних звуков ряда слов:

    сосна, облако, мост;      (сом)                                             сор, окно, торт    (рот)

    морс, иголка, рост;       (мир)                                             стол, астра, чердак   (лак)

    зебра, ирис, магазин, автомат  (зима)                              кот, ведро, вечер, кит (торт)

         Определить количество и последовательность звуков в словах.

          Аналогичная работа проводится при помощи картинок.

            Заключение

            Таким образом, в результате формирования фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с раннего возраста, мы получим более высокий уровень подготовки детей к школьному обучению.

 

 

 

Список литературы:

  1. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. _ М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.
  2. Кириллова, Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 64 с.
  3.  Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: КАРО,2004. 336 с.
  4. Миронова, Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы. – М.: Издательство ГНОМ и Д,2009. - 32  с.
  5. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: книга для логопедов и воспитателей. СПб.: КАРО, 2008. 320 с.
  6. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника.
  7. Шевченко, И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЬСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушений устной и письменной речи. Формирование фонематического восприятия у дошкольников»

 Профилактика нарушений  устной и письменной речи   Формирование фонематического  восприятия у дошкольников   Учитель-логопед  МОУ «Увинская СОШ №4»  Вахрушева Татьяна Николаевна

Профилактика нарушений

устной и письменной речи

Формирование фонематического

восприятия у дошкольников

Учитель-логопед

МОУ «Увинская СОШ №4»

Вахрушева Татьяна Николаевна

  Фонематический слух  – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.  Фонематическое восприятие  – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.  Определить количество и последовательность звуков в слове ребёнок может только при сформированном фонематическом восприятии.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Определить количество и последовательность звуков в слове ребёнок может только при сформированном фонематическом восприятии.

 Речевые операции :

Речевые операции :

 Причины нарушения  фонематического слуха и восприятия

Причины нарушения

фонематического слуха и восприятия

 Ошибки в письменной речи: пропуски, добавления, перестановки букв, слогов в словах; смешение букв, обозначающих свистящие-шипящие (с-ш, з-ж), парные звонкие-глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с ж-ш), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т`, ч-щ, ц-т, ц-с); ошибки при обозначении мягкости согласных; слитное написание слов в предложении; замены гласных в ударном положении .

Ошибки в письменной речи:

  • пропуски, добавления, перестановки букв, слогов в словах;
  • смешение букв, обозначающих свистящие-шипящие (с-ш, з-ж), парные звонкие-глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с ж-ш), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т`, ч-щ, ц-т, ц-с);
  • ошибки при обозначении мягкости согласных;
  • слитное написание слов в предложении;
  • замены гласных в ударном положении .
 Комплексный подход к коррекции  речевых нарушений  Логопед Воспитатели  Ребёнок  Психолог Родители Музыкальный руководитель Медицинский работник

Комплексный подход к коррекции

речевых нарушений

Логопед

Воспитатели

Ребёнок

Психолог

Родители

Музыкальный руководитель

Медицинский

работник

 Этапы работы по формированию фонематического восприятия:  I этап — узнавание неречевых звуков;   II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;   III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;  IV этап – дифференциация слогов;  V этап – дифференциация фонем;  VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия:

I этап — узнавание неречевых звуков; II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

 I этап — узнавание неречевых звуков  Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок и слухового внимания  Игры и упражнения: «Что ты слышишь?»: ребёнок называет звуки, которые слышит за окном, в группе, во время прогулки; воспроизводит неречевые звуки самостоятельно; «Угадай, что звучит» «Где звонит колокольчик?»: дети – в кругу,  один из детей звонит в колокольчик, водящий с закрытыми глазами указывает направление звучащего предмета

I этап — узнавание неречевых звуков

Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок и слухового внимания

Игры и упражнения:

  • «Что ты слышишь?»: ребёнок называет звуки, которые слышит за окном, в группе, во время прогулки; воспроизводит неречевые звуки самостоятельно;
  • «Угадай, что звучит»
  • «Где звонит колокольчик?»: дети – в кругу, один из детей звонит в колокольчик, водящий с закрытыми глазами указывает направление звучащего предмета
 II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз   Игра «Три медведя»  Ход игры: педагог выставляет перед детьми картинки трех медведей, произносит реплики и звукоподражания. Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса, называют героя .  Игра « Как зовут меня, ау?»:  Водящий - в середине круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу, произнося: «Заблудился я в лесу, как зовут меня?» Один из детей произносит «Ау!». Водящий называет имя этого ребёнка.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

  • Игра «Три медведя» Ход игры: педагог выставляет перед детьми картинки трех медведей, произносит реплики и звукоподражания. Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса, называют героя .

  • Игра « Как зовут меня, ау?»: Водящий - в середине круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу, произнося: «Заблудился я в лесу, как зовут меня?» Один из детей произносит «Ау!». Водящий называет имя этого ребёнка.
Игра «Животные и их детёныши»  Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей. Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети одновременно поднимают картинку соответствующего животного.

Игра «Животные и их детёныши» Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей. Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети одновременно поднимают картинку соответствующего животного.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу    Игры:  «Правильно-неправильно»:  Педагог, показывая картинку, называет слова, если ребенок услышит правильное название предмета - поднимает зеленый кружок, если неправильное – красный Баман витанин альбом кветка  паман митавин айбом клетка  банан фитамин аньбом тлетка  банам витаним альпом къетка Баван витамин альном тлетка

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу

 

Игры:

  • «Правильно-неправильно»:

Педагог, показывая картинку, называет слова, если ребенок услышит правильное название предмета - поднимает зеленый кружок, если неправильное – красный

Баман витанин альбом кветка

паман митавин айбом клетка

банан фитамин аньбом тлетка

банам витаним альпом къетка

Баван витамин альном тлетка

«Потопаем – похлопаем»: Условия игры : если педагог называет рифмующиеся слова к данному – дети хлопают, если нет – топают. Мальчик – пальчик, попугайчик, чижик, сарайчик, малыш; Ложка - ножка, чашка, лукошко, мошка, картинка; Фонтан – диван, Иван, обман, барабан, обмен. «Выбери словечко»:  Шепчет ночью мне на ушко сказки разные…(перина, подушка, рубашка) От грязнули даже стол Поздним вечером…(сбежал, ушёл, ускакал) Две лисички, две сестрички Отыскали где-то …(спички, щётку, ножик)
  • «Потопаем – похлопаем»:

Условия игры : если педагог называет рифмующиеся слова к данному – дети хлопают, если нет – топают.

Мальчик – пальчик, попугайчик, чижик, сарайчик, малыш;

Ложка - ножка, чашка, лукошко, мошка, картинка;

Фонтан – диван, Иван, обман, барабан, обмен.

  • «Выбери словечко»:

Шепчет ночью мне на ушко

сказки разные…(перина, подушка, рубашка)

От грязнули даже стол

Поздним вечером…(сбежал, ушёл, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то …(спички, щётку, ножик)

  I V этап – дифференциация слогов  Упражнение 1 Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:  ТА — ТА — ТА ` Аналогично работа проводится со слоговыми  ТА — ТА ` — ТА рядами: БА - БА – БА ВА – ВА - ВА  ТА ` — ТА —ТА ПА – ПА – ПА ФА – ФА – ФА и др.  Упражнение 2 Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками: ТА — ТО — ТУ НУ - НЫ - НА  ВА – ВО – ВУ КУ – КО – КА и др. Упражнение 3 Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными ТА — КА — ПА КА — НА — ПА и др.

I V этап – дифференциация слогов

Упражнение 1

  • Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА — ТА — ТА ` Аналогично работа проводится со слоговыми

ТА — ТА ` — ТА рядами: БА - БА – БА ВА – ВА - ВА

ТА ` — ТА —ТА ПА – ПА – ПА ФА – ФА – ФА и др.

Упражнение 2

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками: ТА — ТО — ТУ НУ - НЫ - НА

ВА – ВО – ВУ КУ – КО – КА и др.

Упражнение 3

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными ТА — КА — ПА КА — НА — ПА и др.
V этап – дифференциация фонем  (начинается с дифференциации гласных звуков)  Игры и упражнения: «Поймай звук». Выделение заданного звука, н-р [ у ] : Из ряда гласных - а, у, а, о, ы, у, и, а, у, э, а; Из сочетаний гласных – ау, эу, оэ, иа, ыа, уо; Из слогов - ук, ам, ув, оп, ип, ак, уф, эт, ну, шо, бу.  «Повтори»:   повторение  сочетаний гласных звуков  АО АИУ АОУИ  УА ИАО ИОУА  ИО ОИЫ ОУИЫ  ЫИ ИЫО ОАУЫ

V этап – дифференциация фонем (начинается с дифференциации гласных звуков)

Игры и упражнения:

  • «Поймай звук». Выделение заданного звука, н-р [ у ] :
  • Из ряда гласных - а, у, а, о, ы, у, и, а, у, э, а;
  • Из сочетаний гласных – ау, эу, оэ, иа, ыа, уо;
  • Из слогов - ук, ам, ув, оп, ип, ак, уф, эт, ну, шо, бу.
  • «Повтори»:

повторение сочетаний гласных звуков

АО АИУ АОУИ

УА ИАО ИОУА

ИО ОИЫ ОУИЫ

ЫИ ИЫО ОАУЫ

  «Сигнальщики» : а) с символами звуков: педагог называет звуки, дети поднимают символы заданных звуков, н-р [ б ] , [ б `] , [ п ] , [ п `] :  Звуки: б, п ` , т, к, п, в, л, г, б ` ;  Слоги: па, ну, бы, би, пё, до, бо;  Слова: бак, бок, пена, спал, яблоко, упал, бинт. б) аналогичная работа - с карточками букв, обозначающими заданные звуки.  «Запомни, повтори и мячик мне верни»:  са – за – са сы – зы – зы со – зо – зо - со  зо – со – со зу – зу –су зе – се – се – зе

  • «Сигнальщики» :

а) с символами звуков: педагог называет звуки, дети поднимают символы заданных звуков, н-р [ б ] , [ б `] , [ п ] , [ п `] :

Звуки: б, п ` , т, к, п, в, л, г, б ` ;

Слоги: па, ну, бы, би, пё, до, бо;

Слова: бак, бок, пена, спал, яблоко, упал, бинт.

б) аналогичная работа - с карточками букв, обозначающими заданные звуки.

  • «Запомни, повтори и мячик мне верни»:

са – за – са сы – зы – зы со – зо – зо - со

зо – со – со зу – зу –су зе – се – се – зе

 «Замени звук в словах»: Гости – кости дочка - точка Голос – колос удочка - уточка Горка – корка плоды – плоты «Какой общий звук в словах?»:  Крот, бомба, зонт, осы;  Гусь, богач, гром, книга;  Роща, прищепка, щенок, плющ;  Синий, олень, няня, небо.  «Назови лишнее слово» (по наличию звуков в и ф)  кофта, фартук, ворота, фонарик;  Фамилия, фрукты, факел, валенки;  Волк, фазан, ворона, сова.
  • «Замени звук в словах»:

Гости – кости дочка - точка

Голос – колос удочка - уточка

Горка – корка плоды – плоты

  • «Какой общий звук в словах?»:

Крот, бомба, зонт, осы;

Гусь, богач, гром, книга;

Роща, прищепка, щенок, плющ;

Синий, олень, няня, небо.

  • «Назови лишнее слово» (по наличию звуков в и ф)

кофта, фартук, ворота, фонарик;

Фамилия, фрукты, факел, валенки;

Волк, фазан, ворона, сова.

  Игра «Исправь ошибки:  Лежит лентяй на раскладушке,  Грызёт, похрустывая, пушки (сушки) .  Ехал дядя без жилета (билета) ,  Заплатил он штраф за это.  Наш поэт закончил строчку,  И в конце поставил бочку (точку).

Игра «Исправь ошибки:

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки (сушки) .

Ехал дядя без жилета (билета) ,

Заплатил он штраф за это.

Наш поэт закончил строчку,

И в конце поставил бочку (точку).

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа Игры: «Цепочка слов»:  Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.  Ход игры: Дети называют слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова. Например: сок — карандаш — шарик — кот... Игра «Чудесная удочка» Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.  Опуская удочку за ширму или в коробочку, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звуки.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа

Игры:

  • «Цепочка слов»:

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход игры: Дети называют слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: сок — карандаш — шарик — кот...

  • Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Опуская удочку за ширму или в коробочку, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звуки.

 «Кто больше?»:    Назвать как можно больше слов с заданным звуком ( в начале, середине или в конце слова) «Собери слова»: а) из первых звуков ряда слов: б) из последних звуков ряда слов: сосна, облако, мост; (сом) сор, окно, торт (рот) морс, иголка, рост; (мир) стол, астра, чердак (лак) зебра, ирис, магазин, автомат (зима) кот, ведро, вечер, кит (торт)  Определить количество и последовательность звуков в словах.  Аналогичная работа проводится при помощи картинок.
  • «Кто больше?»:

Назвать как можно больше слов с заданным звуком

( в начале, середине или в конце слова)

  • «Собери слова»:

а) из первых звуков ряда слов: б) из последних звуков ряда слов:

сосна, облако, мост; (сом) сор, окно, торт (рот)

морс, иголка, рост; (мир) стол, астра, чердак (лак)

зебра, ирис, магазин, автомат (зима) кот, ведро, вечер, кит (торт)

Определить количество и последовательность звуков в словах.

Аналогичная работа проводится при помощи картинок.

 Заключение   Таким образом, развивая фонематический слух и фонематическое восприятие у детей с раннего возраста мы формируем предпосылки успешного обучения их в школе

Заключение

Таким образом, развивая фонематический слух и фонематическое восприятие у детей с раннего возраста мы формируем предпосылки успешного обучения их в школе

 Список литературы: Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. _ М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с. Кириллова, Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 64 с. Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: КАРО,2004. 336 с. Миронова, Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы. – М.: Издательство ГНОМ и Д,2009. - 32 с. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: книга для логопедов и воспитателей. СПб.: КАРО, 2008. 320 с. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника. Шевченко, И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЬСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.

Список литературы:

  • Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. _ М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.
  • Кириллова, Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 64 с.
  • Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: КАРО,2004. 336 с.
  • Миронова, Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы. – М.: Издательство ГНОМ и Д,2009. - 32 с.
  • Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: книга для логопедов и воспитателей. СПб.: КАРО, 2008. 320 с.
  • Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника.
  • Шевченко, И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЬСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
   Спасибо за внимание!  Желаем успеха!

Спасибо за внимание!

Желаем успеха!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей