ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МБОУ «СШ№3»
учитель-логопед: Гасий А. С.
Дисграфия -это нарушение письменной речи, проявляющиеся в специфических ошибках, не связанных с незнанием орфографических правил.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием оптико- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Примеры оптических ошибок
Зрительно-пространственные ошибки
Зеркальность букв
Е
с
З меля
ко כ ть
Зрительно-моторные ошибки
Смешения оптически сходных букв
«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3
д
д
у ача
в уб
Примеры оптических ошибок
Моторные ошибки
Ошибки двигательного запуска
т
б
п анго
д арабан
Лишни элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв.
«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3
ж
и
у х
к у но
Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить , чем устранить. Поэтому важно провести профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте . И начинать можно с самого раннего возраста.
Профилактика оптической дисграфии осуществляется по 4 направлениям:
- Развитие зрительного восприятия (гнозиса) Расширение объема и уточнение зрительной памяти Формирование пространственных представлений Развитие зрительно-моторной координации
- Развитие зрительного восприятия (гнозиса)
- Расширение объема и уточнение зрительной памяти
- Формирование пространственных представлений
- Развитие зрительно-моторной координации
1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса
- уточнение представлений о цвете, форме и величине
Найди ошибку в паре
1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса
- выделение и группирование предметов
Чья это тень? Соедини фигуры стрелочками
1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса
- узнавание не дорисованных предметов
- узнавание перечёркнутых предметов
1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса
- выделение изображений, наложенных друг на друга
- Развитие зрительного гнозиса
Развитие буквенного гнозиса
- знакомство со зрительным образом буквы (конструирование, реконструирование букв из элементов)
- Развитие зрительного гнозиса
Развитие буквенного гнозиса
- узнавание букв в усложненных условиях (на зашумленном фоне, наложенных изображений, недописанных букв или неправильно написанных)
2. Развитие зрительной памяти
Проведение различных игр, например:
2. Развитие зрительной памяти
Запомни 3 фигуры, найди их на второй картинке
2. Развитие зрительной памяти
Посмотри, запомни и нарисуй
3. Формирование пространственных представлений
- ориентирование в схеме собственного тела: понятия «правая сторона», «левая сторона», «верх», «низ»
3. Формирование пространственных представлений
- ориентирование в окружающем пространстве: понятия о направлении - вперед, назад, налево ,направо, вверх, вниз
Игра «паучок»
В центре сетки находится паучок, его можно перемещать только на одну клетку в пределах поля.
Для усложнения игры нужно мысленно представлять перемещение паучка, глядя на таблицу.
4. Развитие зрительно-моторной координации
4. Развитие зрительно-моторной координации
- работа над пространственными предлогами
4. Развитие зрительно-моторной координации
по развитию у детей ручной моторики и подготовке руки к письму, так как подобные упражнения помогают развивать у детей внимательность, зрительную память, зрительно — пространственные ориентировки.
4. Развитие зрительно-моторной координации
- конструирование картинок и букв
Санки
Санки зимой с горок летят,
В санках ребята хохочут визжат .
4. Развитие зрительно-моторной координации
- рисование узоров и орнаментов
4. Развитие зрительно-моторной координации
- упражнения, направленные непосредственно на обучение письму элементов букв
Благодаря этим упражнениям ребята:
- учатся ориентироваться на листе бумаги,
- у них развивается зрительный контроль,
- закрепляются знания о геометрических формах,
- они учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга.
Все это чрезвычайно важно для предупреждения оптической диcграфии.