СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика плоскостопия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного исследования является профилактика плоскостопия.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика плоскостопия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа Судак






Направление: Биология человека






ПЛОСКОСТОПИЕ



Работу выполнил:

Шабанов Керим

Ученик 10б класса

Муниципального Бюджетного

Общеобразовательного Учреждения

«Средней Общеобразовательной Школы № 2»

Городского округа Судака


Научный руководитель:

Крылова Н.В.

учитель биологии

Муниципального Бюджетного

Общеобразовательного Учреждения

«Средней Общеобразовательной Школы № 2»

Городского округа Судака












Судак-2021

ПЛОСКОСТОПИЕ

Шабанов Керим Ученик 10б класса

Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения

«Средней Общеобразовательной Школы № 2» городского округа Судака

Научный руководитель: Крылова Н.В. учитель биологии

Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения

«Средней Общеобразовательной Школы № 2» Городского округа Судака


Автор подробно рассмотрел вопросы плоскостопия, методы диагностики и разработал рекомендации для устранения данного заболевания.

Актуальность темы в том, что ещё в древности  люди определили, что на стопе находится  множество биологически активных точек, которые связаны со всеми внутренними  органами. Здоровая стопа  обеспечивает нам комфортные условия  жизни и долголетие.

Гипотеза: Плоскостопие можно не лечить, оно проходит само  

Целью  работы является изучение, что такое плоскостопие, каковы симптомы, чем опасно плоскостопие, какие существуют методы диагностики и профилактики. А также провести исследование по выявлению плоскостопия у членов моей семьи и дать рекомендации для устранения развития данного заболевания. 

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

    1. Изучить литературу по выбранной теме

2. Провести исследование по выявлению наличия или отсутствия плоскостопия среди родственников                    

3.   Сделать выводы по итогам исследования.

4. Предложить ряд рекомендаций по профилактике и лечению заболевания

    Для этого использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме, диагностическое тестирование, сравнение, описание.

   Практическая ценность работы состоит в том, что диагностика может выявить заболевание на начальной стадии и предотвратить его дальнейшее развитие. Что положительно повлияет на здоровье моей семьи.








СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………стр.3

РАЗДЕЛ 1 Информационно-теоретическое исследование

1.1. Стопа — орган опоры и передвижения…………………………………...5

1.2. Стопа и ее функциональные возможности………………………………5


1.3. Профилактика заболевания………………………………………………11


РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ…………………………………………15

2.1. Анкетирование и опрос одноклассников………………………………...15

2.2. Анализ материалов исследования………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..19

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………20
























ВВЕДЕНИЕ



При плоскостопии нет температуры, а в начальной стадии вообще ничего не болит. Стоит ли волноваться? Ответ  однозначен — стоит. Наконец есть мнение, что все болезни от плоскостопия, потому что на ступнях находятся энергетические точки. Поэтому плоскостопие обязательно нужно профилактировать и лечить.

   Актуальность темы в том, что здоровье стоп – это здоровье всего организма. Здоровые стопы – правильная походка  и правильное распределение массы  тела по поверхности земли. Правильная походка и правильное распределение  массы тела по поверхности земли  – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы. Ещё в древности  люди определили, что на стопе находится  множество биологически активных точек, которые связаны со всеми внутренними  органами. Здоровая стопа  обеспечивает нам комфортные условия  жизни и долголетие.

Гипотеза: Плоскостопие можно не лечить, оно проходит само  

Целью  работы является изучение, что такое плоскостопие, каковы симптомы, чем опасно плоскостопие, какие существуют методы диагностики и профилактики. А также провести исследование по выявлению плоскостопия у членов моей семьи и дать рекомендации для устранения развития данного заболевания. 

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

    1. Изучить литературу по выбранной теме

2. Провести исследование по выявлению наличия или отсутствия плоскостопия среди родственников                    

3.   Сделать выводы по итогам исследования.

4. Предложить ряд рекомендаций по профилактике и лечению заболевания

    Для этого использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме, диагностическое тестирование, сравнение, описание.

   Практическая ценность работы состоит в том, что диагностика может выявить заболевание на начальной стадии и предотвратить его дальнейшее развитие. Что положительно повлияет на здоровье моей семьи.



































РАЗДЕЛ 1 Информационно-теоретическое исследование



1.1. Стопа — орган опоры и передвижения.

Подавляющее большинство людей в нашей стране живут, не зная о том, что у них есть плоскостопие. Почему не знают? Да потому, что об этом им не говорят врачи в поликлиниках, потому что не проводятся осмотры врачами-ортопедами в массовом порядке. Во многом, развитие плоскостопия - это результат незнания и несоблюдения основных правил поведения в повседневной жизни. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. 

Стопа человека представляет собой очень сложный механизм, предназначенный для удержания всего тела в вертикальном положении при стоянии и ходьбе. Этому небольшому по массе и размерам элементу всего опорно-двигательного аппарата на протяжении жизни человека приходится выдерживать колоссальные статические и динамические нагрузки. Она является самым нижним отделом нижней конечности. Часть стопы, непосредственно соприкасающаяся с поверхностью земли, называется ступнёй или подошвой. Стопа имеет три точки костной опоры, две располагаются в переднем отделе стопы и одна в заднем.

Если рассматривать стопу в целом, то, как и в любом другом отделе опорно-двигательного аппарата человека, можно выделить три главные структуры: кости стопы; связки стопы, которые удерживают кости и образуют суставы; мышцы стопы. Стопа состоит из 26 костей, 24 суставов и 32 мышц (22 – собственные мышцы).


1.2. Стопа и ее функциональные возможности


Плоскостопие — это деформация формы стопы с понижением ее сводов. При такой деформации, стопы полностью теряют свои рессорные и амортизирующие способности. Благодаря своему сводчатому строению стопа выполняет опорную, рессорную и локомоторную функции. Последняя, главным образом заключается в том, что, производя отталкивание от опорных поверхностей, она обеспечивает возможность активного перемещения всего тела в пространстве при ходьбе, беге, прыжках. С помощью стоп вертикальные нагрузки, передаваемые нижней конечностью, трансформируются в горизонтальные и передаются на опору. Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма - стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций - пружинящая (рессорная). 

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры. 
Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.
Люди живут, ходят с выраженными деформациями стоп – скажем с вальгусной (т.е. Х-образной) установкой стоп и продолжают ходить, даже не ведая, что эта деформация корригируется ношением ортопедических стелеккорректоров стопы. Точно так же дело обстоит и с плоскостопием.

Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.

К причинам, способствующим развитию деформации стоп, относятся наследственная предрасположенность, перегрузка стоп, ношение узкой, неудобной обуви. Появлению плоскостопия у детей способствуют и неблагоприятные факторы, ослабляющие мышцы и связки. Это врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, инфекции, ожирение, недостаточное питание и общее плохое физическое развитие. Необходимо помнить о том, что плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.

Степени и виды плоскостопия

Таблица 1.1

Степени плоскостопия

Виды плоскостопия

Поперечное I

Продольное II

Определение

Уплощение переднего отдела стопы

Уплощение продольного свода стопы

Частота встречаемости в зависимости от возраста

Чаще в 35-50 лет

Чаще в возрасте от 15 до 26 лет

Частота в сочетании с другими деформациями стоп

55%


29,3%


Причина


Чаще наследственное заболевание, слабость соединительной ткани.
Хождение на шпильках
У детей до 10 лет - является нормой

Слабость мышечно-связочного аппарата стопы и голени, под действием нагрузки уплощается наружный и внутренний продольный свод

Вид стопы


Уплощение поперечного свода и переднего отдела стопы, большой палец отклонен в боковую сторону, костно - хрящевые наросты на внутренней части стопы, 2ой и 3-ий палец – молоткообразная форма

Удлиненная, расширена средняя часть, стопа повернута вовнутрь, опущен продольный свод


Походка


Теряет пластичность, затруднена

Неуклюжа, носки сильно разведены в стороны


В современной медицине существует определенная классификация плоскостопия. Данная классификация различает несколько видов и степеней плоскостопия в зависимости от характера деформации стопы (Табл.1.1).  В зависимости от характера деформации стопы принято выделять плоскостопие: поперечное; продольное; комбинированное.

Характеристика степеней плоскостопия (Рис.1.1)

  1. Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму, боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают. Изменяется походка, становится менее пластичной.

  2. Уплощение стопы определяется невооруженным глазом, исчезают своды стопы, стопа расширена и распластана. Боли становятся постоянные и более выражены. Боль распространяется на протяжении голеностопного сустава, всей голени, вплоть до коленного сустава. Походка затруднена, появляется косолапость.

  3. Деформация стопы резко выражена, сопровождается поражение других отделов опорно-двигательного аппарата (артрозы, сколиозы, межпозвоночные грыжи). Пальцы так же деформированы, большой палец сильно отклонен к наружу. Боль постоянная, в стопе, голени, колене, возможно в бедрах, пояснице. Появляются постоянные головные боли. В этой степени плоскостопия резко снижается трудоспособность. Человек с большим трудом переносит спокойную непродолжительную ходьбу, и в обычной обуви передвигаться уже не способен.



Рис.1.1 Степени плоскостопия





Виды плоскостопия. Идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80%, из них 90% составляют женщины.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.

Врожденное плоскостопие встречается довольно редко и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы.

Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим (вследствие травмы), паралитическим (болезненное состояние), рахитическим (неправильное развитие скелета), статическим, причинами которого могут быть:

  • наследственная предрасположенность (врожденная слабость связочного аппарата)

  • слабость мышц и связок стопы и голени из-за малой физической активности и отсутствии тренировки у лиц «сидячих» профессий

  • избыточный вес

  • неудобная обувь

  • длительные нагрузки на ноги (долгое стояние, обувь на высоких каблуках).

Первые симптомы плоскостопия, которые вы можете заметить и сами:

- ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны

- ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах

- появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести отечность в области лодыжек

- очень трудно ходить на каблуках

- нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)

- стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.

Однако перечисленные признаки могут соответствовать не только плоскостопию, но и другим заболеваниям

Плоскостопие у детей

Все дети рождаются с мнимым плоскостопием, что объясняется обилием подкожного жира в стопе. Особенностью мнимого детского плоскостопия является то, что по мере взросления дети естественным путем избавляются от плоскостопия: с развитием ходьбы и бега мышцы развиваются, и стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 3 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до трех лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию.

Приобретенное плоскостопие у детей, как правило, обусловлено следующими факторами:

  • Наследственная предрасположенность

  • Избыточный вес

  • Длительное хождение босиком по ровной твёрдой поверхности

  • Ношение некачественной обуви (слишком мягкая или слишком жесткая подошва, резиновая обувь, слишком высокий каблук или его отсутствие, слишком узкая или широкая )

  • Неправильно сросшийся перелом

  • Чрезмерная подвижность суставов

  • Поднятие тяжестей (например, при ношении на руках младших братьев или сестер)

  • Малая физическая активность


1.3. Профилактика заболевания


Диагностика основывается на клиническом осмотре врачом-ортопедом и

исследования стоп. Диагноз плоскостопия основывается на данных подометрии, плантографии и рентгенометрии.

В домашних условиях тест на плоскостопие проводится довольно просто (Рис.1.3). Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. Теперь намажьте ступни каким-нибудь жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток ваших стоп. Обведи отпечаток цветным карандашом.

На отпечатке стопы линией АВ соединяли внутренний край носка и пятки по касательной. Обозначали буквой А точку касания линии выпуклого края носка, а буквой В - точку касания линией выпуклого края пятки. Линией СД соединяли основание второго пальца и середину пятки.

Находили середину линии АВ (точка с), из нее проводили перпендикуляр к линии СД, пересекающий боковые края стопы (наружный край и верхний край) в точках а и b. Измеряли расстояние ас и аb в см.

Оценку отпечатка стопы проводили по процентному отношению ас к аb, для этого величину ас разделите на аb и умножали на 100




Рис.1.3. Тест на плоскостопие

–полая стопа — 0–0,25;

– нормальная — 0,26–0,45;

– уплощенная (I ст.) — 0,46–0,49;

– уплощенная (II ст.) — 0,5–0,75;

– плоская — 0,76–1

Для детей с учетом возраста:

– 7 лет — 0,44–0,54;

– 8 лет — 0,41–0,53;

– 9 лет — 0,4–0,53;

– 10 лет — 0,39–0,54

Плоскостопие относится к тем заболеваниям, которые, возникнув, достаточно быстро прогрессируют. Основной целью профилактики плоскостопия является укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы. Систематически и последовательно применяя специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.

Кандидат медицинских наук Т. Сулимцев и Т.Шанина, предлагают, в работе с детьми, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, использовать в виде игровые задания: «Кто быстрее пальцами ног соберет пуговицы», «Не урони мяч» и т.д. В утренние или вечерние часы проводить комплексы специальных упражнений (6-10 мин): собрать веревку пальцами ног, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне свода стопы, прокатить палку по полу стопами и т. д.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия А. Саркисян, Г.Овакимян предлагают упражнения, которые проводятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения – вверх – вниз, вправо – влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по массажной дорожке. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа. Усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику - качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию плоскостопия.

Последствия плоскостопия.

У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы – амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, тазобедренные суставы, позвоночник и т.д. Длительное раздражение суставов приводит к их воспалению – артрозам. Влияние плоскостопия на позвоночник заключается в развитии искривления позвоночника, или сколиоза у детей. Такие симптомы плоскостопия, как боль в ногах, усталость, головные боли приводят к сниженной успеваемости в школе.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку

ВЫВОДЫ ПО 1 РАЗДЕЛУ:

Профилактика плоскостопия включает в себя: комплексы упражнений, ношение правильно подобранной обуви и ортопедических стелек.

Основной целью лечения плоскостопия является устранение болей в стопе, укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы. Существует два основных метода лечения плоскостопия: хирургическим путем (операция) и консервативным путем .

Среди консервативных методов лечения плоскостопия выделяют лечебную гимнастику, массаж, ножные ванны, физиотерапию.

Лечение плоскостопия у ребенка в самой ранней стадии заболевания, при несостоятельности связок стопы сводится к назначению покоя, временному прекращению занятий спортом. Рекомендуются теплые ножные ванны и массаж. Достаточно эффективным методом лечения на раннем этапе развития плоскостопия является ножная ванночка, на дно которой укладывается речная галька. Ребенку предлагают перекатывать камешки в воде ступнями.

Как правильно подобрать обувь для ребенка? Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы. Нельзя донашивать чужую обувь!













РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

2.1. Анкетирование и опрос одноклассников


Анкетирование 

В анкетировании приняло участие 24 человека (14 девочек и 10 мальчиков), 2 группы по 12 из них:

  1. Есть такое заболевание – 2 человека.

  2. Нет заболевания – 22 человека.

  3. Подозрение на плоскостопие – 1 человек.

  4. Посещали врача ортопеда – 13 человек

  5. Вылечил плоскостопии – 1 человек.

Индивидуальный опрос

Девушка, 14 лет.

Обладает врожденным плоскостопием. Ощущения

  1. при медленной ходьбе нет дискомфорта

  2. при быстрой ходьбе болят икры

  3. при длительной ходьбе чувствуется сильный дискомфорт стоп

  4. при беге очень сильно устают ноги и болят стопы

  5. при ходьбе на каблуках быстро устают ноги и болят стопы

  6. в повседневной жизни ноги устают довольно быстро.


2.2. Анализ материалов исследования


Я исследовал тему плоскостопия с разных сторон: изучил литературу, опросы, опыты.

Собранный материал, полученные диагностические данные привели меня к следующим выводам:

В ходе исследования были получены следующие результаты.

  • Установлено, что плоскостопие встречается у школьников.

  • Оно бывает врожденное и приобретенное. Врожденное плоскостопие часто передается по наследству.

  • Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен специальный комплекс упражнений. (Приложение 2)

  • Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь.

Я провел два опыта, в которых принимали участие дети и подростки разных возрастов. Из опытов видно, что плоскостопие можно определить в домашних условиях. Даже поставить степень заболевания.

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 2:

  1. Если присутствуют симптомы плоскостопия, и тем более, если его обнаружили в домашних условия, нужно обязательно обратиться к врачу.

  2. Если плоскостопие постоянно лечить, то это не самое страшное заболевание. Но только надо соблюдать все рекомендации врача,

  3. Плоскостопие можно предотвратить выбором правильной обуви. Ведь любое заболевание легче предотвратить, если оно не врожденное, чем лечить.

  4. В ходе нашей работы поставленная цель «Подробное изучение плоскостопия у школьников. Способы профилактики и лечения данного заболевания» была достигнута;

  5. Гипотеза «Наличие и степень плоскостопия можно определить в домашних условиях. Данное заболевание можно как вылечить, так и предотвратить» - доказана







ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе проведения исследовательской работы были получены следующие результаты:

Целью моего исследования стало изучение заболевания ног, а в частности стоп, у школьников. В процессе исследования поставленные задачи были решены.

Для осуществления цели и решения задач моего исследования я изучил литературу по теме; разработал анкеты и провел анкетирование, которые мной были обработаны. Получены результаты.

Обозначены медицинские требования к обуви, подобраны упражнения для профилактики и лечения плоскостопия, проведены опыты, подведены итоги и сделаны выводы.

В своей работе мне это удалось доказать выдвинутую гипотезу «Наличие и степень плоскостопия можно определить в домашних условиях. Данное заболевание можно как вылечить, так и предотвратить».

Материалы исследования могут быть использованы для диагностики и профилактики плоскостопия у школьников.


























Список используемой литературы



1. И. С. Красикова «Плоскостопие»

2. А. Васильева «Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения»

3. http://slovari.yandex.ru

4. http://wikipedia.com

5. http://slovari.yandex.ru




























Приложение 1


Анкета


Цель нашего анкетирования состоит в том, чтобы узнать Ваше мнение о болезни плоскостопия. Анкета анонимна.

  1. Укажите ваш пол

  1. Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны? да; нет;

  2. Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх? да; нет;

  3. Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести? да; нет;

  4. Вы знаете о такой болезни, как плоскостопие да; нет;

  5. У вас есть это заболевание ног? да; нет; не знаю.

  6. Вы посещали врача-ортопеда? да; нет;

  7. Как вы считаете, эта болезнь лечится? да; нет; не знаю.

  8. Что такое плоскостопие?







ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Комплекс упражнений способствующих профилактике плоскостопия.

Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности и несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели и после дневного сна.

Для укрепления свода стопы полезно лазание по гимнастической лестнице, канату, босиком. Ходьба по доске, бревну, развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения плоскостопия и косолапия у детей. Полезно ходить по ребристой доске, поставленной с наклоном 30 градусов (например, на рейку гимнастической лестницы).

Проводят специальные занятия по предупреждению плоскостопия. Продолжительность занятий – 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.

I. Разминка.

1. Хождение на высоких носочках.

2. Хождение на пяточках.

II. Основной комплекс упражнений.

1. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.

2. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.

3. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.

4. «Сборщик» - Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

5. «Художник» Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» - Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

7. «Серп» - Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

8. «Мельница» Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.

9. «Барабанщик». Стучим носками ног, не касаясь его пятками.

10. «Веселые прыжки» - И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П.

11. «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.

12. И.П. – лежа на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук.

13. И.П. – лежа на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой.

14. И.П. – стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться.



«Морские ванны». Морская соль, растворенная в воде, оказывает благотворное воздействие на стопы. Налить «морской воды» в ванну так, чтобы она закрывала щиколотки и походить по дну ванны. Для большего эффекта можно на дно ванны постелить рельефный коврик или насыпать крупную соль.

Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы.

Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-500; длительность процедуры 30-40 минут, ежедневно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-400 в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом на третий день.

Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через два - три месяца.

Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.

Контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один – с теплой (40-450), другой – с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно, то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы.



Подвижные игры при плоскостопии.

«Ловкие ноги». Дети сидят на полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперед, стопами удерживают мяч. Перекладывают мяч в сторону, передавая его другому игроку.

«Великаны и Карлик». «Великаны» ходят приподнимаясь на носках как можно выше, «Карлики» передвигаются присев на корточки.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!