Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).
Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.
Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:
- наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду),
- ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой),
- чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),
- чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов,
- рахит,
- паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП),
- травмы стоп.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика плоскостопия»
Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №62
г.о. Тольятти
Консультация для родителей.
«Профилактика плоскостопия»
Выполнила:
учитель физической культуры
МБУ СОШ № 62
Карпунина О.В.
Тольятти 2014
Пусть ваш ребенок больше двигается
Ребенку полезно ходить босиком по различным поверхностям
Важно научить ребенка стоять, распределять вес тела на стопы
Стопы даны человеку не для стояния, а для ходьбы
Донашивать чужую обувь нельзя ни в коем случае
Признаки правильной обуви:
-жесткий задник
-эластичная подошва
-маленький каблук
-при подборе обуви обязательно следует учитывать размер стопы стоящего ребенка
Плоскостопие – заболевание чрезвычайно распространенное. Основная его причина - это неправильное физическое развитие в детстве.
Чаще всего дефекты стоп развиваются медленно годами и, следовательно, их можно предупредить.
К сожалению, современные дети очень мало двигаются: часами сидят перед телевизором, прогулки ограничены дорогой в школу и из школы домой.
И как результат – общее ослабление организма, недостаточное развитие кровеносной и дыхательной систем, деформация скелета.
Самым эффективным средством предупреждения плоскостопия является общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие двигательных навыков.
Своевременное и полноценное освоение различных движений – это главный показатель правильного физического и психомоторного развития ребенка.
Лечебная гимнастика является важнейшим методом лечения плоскостопия и его профилактики.
От вас, дорогие родители, в первую очередь зависит, каким образом ребенок будет воспринимать занятия. Вам надо не просто предоставить ему возможность упражняться, вам надо привить любовь к движениям.
Делать упражнения можно когда и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия.
Главное – упражняться ежедневно, превратить эти движения в привычку.
При плоскостопии необходимо укреплять мышцы, сгибающие стопу и пальцы. Все упражнения нужно делать медленно, тщательно, до появления ощущения легкой усталости.
Для того, чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы ног, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении стоя или ходьбе.
Лечебная гимнастика – это важнейший метод лечения или профилактики плоскостопия.
Упражнения, выполняемые из положения стоя.
Сокращение стоп.
Перекатывание с носка на пятку.
Разведение и сведение пяток.
Приседания.
Поднимание мелких предметов пальцами ног.
Отталкивание мяча тыльной стороной стоп.
Упражнения, выполняемые из положения сидя.
Сгибание и разгибание стоп попеременно.
Попеременные удары носками и пятками о пол.
Круговые движения стопами по максимальной окружности.
Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
Захват и подбрасывание предметов, лежащих на полу.