Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Для начала нужно дать определение понятия «профилактика». Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия (М. А. Ковальчук).
Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одной из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста 3 преступлений и правонарушений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия. Алкоголь, наркотики, школа – кажется, что может объединять такие несовместимые понятия? Где точки соприкосновения? Почему сегодня школа занимается вопросами наркомании и алкоголизма и каковы задачи педагогов в этом направлении?
Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера.
Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно 4 важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно-волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умение самостоятельно решать представленные проблемы.
Анализ проведенной работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних 5 класса МАОУ ООШ № 10.
В классе 23 человека
ПДН – 0
СОП - 0
ВШУ – Потапов Д.Д , Джасыбав А.Д, Дебелый В.А, Нигматулин В., Козел А.В.
Так же: 17.09.2020 Козел Арсением в парке «Энергетик» совершил преступление. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Балаково и муниципального района было установлено что : В действиях н/с Козел А.В. усматриваются признаки состава преступление предусмотренного ч.1 ст.167 УК РФ как «умышленное уничтожение или повреждёние имущества» однако на момент совершения преступления в соответствии со ст. 20 УК РФ н/л Козел А.В. не достиг 14-летнего возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершение данного деянием в связи, с чем состав преступления в данном случаи отсутствует . В возбуждении уголовного дела отказано.
После этого мной была проведена разъяснительная работа с н/л Козел А.В и его законным представителем Козел Е.М по вопросам профилактика правонарушений и преступлений , беседа об антиобщественных действиях.
В рамках реализации ФЗ № 120 с обучающимися 5 класса регулярно проводятся следующие профилактические работы:
№ | Направления профилактической деятельности | Краткое описание |
| Организация внеурочной деятельности детей | Кружки: «Спортивные игры» «Юный эколог» «Буквоед» |
| Кружки ( за пределами школы) | Нигматулин – грекоримская брьба Дебелый -водные лыжи Потапов – доп.английский язык |
| Взаимодействие с родителями | Посещение семей учащихся по месту жительства; Беседы: ответственность родителей за воспитание и обучение их несовершеннолетних детей Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних Родительские собрания: трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе Роль общения в жизни школьника. Итоги первого полугодия. |
| Вовлечение обучающихся в мероприятия | Всероссийский урок эколята, конкурс посвященный дню матери, конкурс рисунков герой нашей армии, юдп юпп участие в олимпиадах, личные достижения. |
| Беседы в классе | *Этические нормы поведения; *Административная и уголовная ответственность за правонарушения совершаемые подростками; *Право и закон; *Конституция- основной закон РФ; *Правила поведения в школе и общественных местах; *Я против алкоголизма. |
| Классные часы и тестирования | *Урок доброты *Наше право и наши интересы *Здоровый я – здоровая Россия *Что такое мой характер Дорога таит опасность «Самооценка уровня знаний» |
Основные направления профилактической работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания
Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.
Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.
Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др.
Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
Приобщение к общественной жизни класса и школы.
Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.
Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.
Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.
Посещение учащегося на дому
1. Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
2. Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
3. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением отметок в дневник.
4. Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.
5. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
7. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
8. Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
12. Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).