СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика правонарушений и воспитание правовой культуры несовершеннолетних.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на родительское собрание " Профилактика правонарушений и воспитание правовой культуры несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика правонарушений и воспитание правовой культуры несовершеннолетних.»

Доклад на родительское собрание

Профилактика преступлений

и правонарушений среди несовершеннолетних,

воспитание правового сознания обучающихся

 

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение? 

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.  

 Все правонарушениядве группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

 Преступлениями- деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную,  гражданско- правовую.

            1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

            2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

            3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

     4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача родителей и школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,  своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления,  вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

  Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

  Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:

- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки,  принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и ;

-   предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

 - противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

 

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации  на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов. 

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча. 

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ

тяга к азартным играм; – курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности. 

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

 

   Почему формируется такое поведение?  Что влияет на подростков?

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.  Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как  родители  боясь, чтобы их дети не наделали ошибок,  не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления. 

 «В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно отмечает Г. А. Аванесов, - важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

 

















 

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

 

 

 1. Диагностическая деятельность

 — выявление учащихся с отклонениями в поведении и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

 — изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

 — наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

 — определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

 —проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

 — определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

 — выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

 — изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

 — изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

 — определение мотивов поведения и общения;

 — учет состояния здоровья ребенка;

 — наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

 2. Индивидуально-коррекционная работа

 — индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

 — изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

 — индивидуальная работа классного руководителя, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

 — создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

 — вовлечение учащихся в активную общественную работу;

 — ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

 — проведение тренингов общения;

 — проведение тренингов психологической разгрузки;

 — привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

 — индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

 3. Работа с семьей

 — изучение социального положения ребенка в семье;

 — выступление учителей на родительских собраниях;

 — посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

 — встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

 — индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

  — привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

 — проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

 — привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями

 — приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

4. Взаимодействие с заинтересованными организациями

 — сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

 5. Информационная, организационно-методическая деятельность

 — проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

 — взаимодействие методических объединений классных руководителей старших

 — разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;

 — разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

— составление психолого-педагогической характеристики класса;

 — организация выставок литературы, плакатов;

 — проведение социометрического исследования

 6. Правовое просвещение учащихся

 — изучение и обсуждение Правил для учащихся;

 — изучение Закона «О правах ребенка»;

  — изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;

 — организация встреч с работниками ОВД, ИДН;

 — проведение месячника правовых знаний;

 — проведение тематических кинолекториев;

 — проведение диспутов, конференций.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!