СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика работы с буллингом. Строение понятия "Буллинг"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://drive.google.com/file/d/1PjhO_TBptv1afxK0ut7fg0eI5x11FyqK/view?usp=sharing 

Просмотр содержимого документа
«Профилактика работы с буллингом. Строение понятия "Буллинг"»

Буллинг

  • В переводе с английского языка буллинг означает травлю, запугивание, третирование. Понятие "буллинг" рассматривается от узкого (видеосъемка драки) до масштабного (насилие вообще).

Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого.


это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части.

  • Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и т. д.



  • Буллинг может может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях, может принять некоторые черты групповой преступности.

  • Буллинг может приводить к тому, что жертва теряет уверенность в себе. В этом случае важно объяснить человеку, что его «травят», и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

  • Это агрессивное и негативное поведение.

  • Оно осуществляется регулярно.

  • Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.

  • Это поведение является умышленным.

  • Буллингом можно считать умышленное длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие над индивидом со стороны лица или группы, имеющих определенные преимущества (физические, психологические, административные и т. д.). Их действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Такое насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить авторитет у некоторых лиц).



Причины:

  • Обычно, целью задирания является желание скрыть свою неполноценность. Задиратель вешает клеймо неполноценности на других, чтобы скрыть от других свои недостатки, показать себя лучшим человеком, чем объект травли



Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

  • Эмоциональное насилие: насмешки, присвоение кличек, отторжение, изоляция

  • Физическое насилие: избиение, подзатыльники

  • Сексуальное насилие: развращение, вовлечение в проституцию и порнобизнес

  • Экономическое насилие: вымогательство, воровство

Типы буллинга:

1. Физическая агрессия

2.Словесный буллинг

3. Запугивание

4. Изоляция

5.Вымогательство

6. Повреждение имущества

  • Психологическая форма травли — это угрозы, насмешки, клевета и т. д.

  • Физическая форма — побои, порча имущества жертвы и т. д. Иногда бывает с использованием оружия. На использование форм буллинга влияет возраст участников (буллинг у детей мягче, чем буллинг у подростков) и пол (мужчины чаще используют физическую форму, а женщины — психологическую).

  • В последнее время появляется и кибербуллинг — запугивание через Интернет, электронную почту, СМС и т. д.




Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:

физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,

провоцируя агрессию;

отсутствие опыта жизни в коллективе

(домашние дети);

болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

низкий интеллект и трудности в обучении.

  • Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.

  • Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.

  • Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

  • Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.

  • Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

  • различия в формах проявления у представителей женского и мужского пола;

  • особенности проявления буллинга у мальчиков связаны с мальчишеской нормативной культурой;

  • буллинг у представителей мужского пола связан, прежде всего, с борьбой за власть;

  • буллинг со стороны девочек более персонализирован, психологически направлен и гораздо более эмоционально деструктивен;

  • девочкам в силу гендерных особенностей труднее справиться с проблемой буллинга



Поведение жертвы определяется по следующим показателям:

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;

  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

  • на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;

  • хорошо ладит с учителями

и плохо со сверстниками;

  • опаздывает к началу занятий

или поздно покидает школу;

  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.


  • притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

  • боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, опаздывают;

  • поведение и темперамент меняются;

  • явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

  • частые просьбы дать денег, воровство;

  • снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

  • постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

  • молчаливость, нежелание идти на разговор;

  • суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид



По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг — явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств.

Виды школьного насилия:

Эмоциональное

(эмоциональное напряжение,

  1. унижение, снижение самооценки

  2. насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.

  3. отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.

Физическое

(нанесение физической травмы)

избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.


Насильники в школе

Властные авторитарные семьи

семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни

Неполные семьи

Семьи с генетической предрасположенностью к насилию

Семьи с конфликтными семейными отношениями

  • Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.

  • Они импульсивны и легко приходят в ярость.

  • Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.

  • Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.

  • Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.



Последствия школьного насилия

Падение самооценки, затравленность

Проблемы в учёбе и поведении

Суицидальные намерения


Самая эффективная антибуллинговая программа инициирована Д. Ольвеусом в Бергене 20 лет назад, она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001 г. придан статус приоритетной общенациональной программы.

Эта программа основана на 4 базовых принципах, предполагающих создание школьной (а в идеале – и домашней) среды, характеризующейся:

  • теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;

  • твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;

  • последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил,

  • наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых модели.


Эта программа основана на 4 базовых принципах, предполагающих создание школьной (а в идеале – и домашней) среды, характеризующейся:

  • теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;

  • твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;

  • последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил,

  • наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых модели.

  • Программа действует как на школьном и классном, так и на индивидуальном уровне, ее главная цель – изменить «структуру возможностей и наград» буллингового поведения, результатом чего является уменьшение возможностей и наград за буллинг (Ольвеус 2005).

  • Многолетние систематические контрольные исследования показывают, что применение программы Ольвеуса существенно, на 30-50 %, снижает число учащихся, подвергавшихся или подвергавших буллингу других детей, причем самооценки подтверждаются оценками соучеников. При этом существенно снижаются также общие показатели по антисоциальному поведению, включая вандализм, воровство, пьянство и прогуливание уроков. Улучшается «социальный климат» школьного класса, отраженный в отчетах учеников о порядке и дисциплине, складываются более положительные социальные взаимоотношения между школьниками, а также их отношение к школьным занятиям и к школьной жизни в целом.




Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.

Скажите ребенку:

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).

  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).

  • Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).

  • Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).


Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга.

При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.


Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость .«Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

  • Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.

  • Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

  • Посоветуйте вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу:

  •  

  • --не показывать своё превосходство над другими;

  • --не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;

  • --не  хвастаться- ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;

не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам

(не плыть против течения своего коллектива);

--не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;

--не демонстрировать свою физическую силу;

--не показывать свою слабость;


--своим даром,увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя;

--одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы

одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему

Нужно :

*отыскать себе друга,  среди одноклассников, а ещё лучше несколько 

настоящих друзей;

*найти общий язык с каждым учеником в классе;

*приглашать одноклассников в гости;

*научиться уважать мнение своих одноклассников;

*не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками;

*научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.

Что  конкретно могут сделать родители,

чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:



1  научить  не  бояться  своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;


2. наладить родителям  контакты с учителями и одноклассниками;


3. участвовать  в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;

Если  профилактические меры не помогли и ваш ребёнок оказался жертвой  буллинга ,

родители должны:

 

*прежде всего,  понять истинную причину  проишедшего  с ним;

*убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного  буллинга;

*сообщить об этом учителю и школьному психологу;

*сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

*если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;

*при сильно  пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;



Скачать

© 2021, 255 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!