СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» (доклад) 2020 г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по профилактике речевых нарушений

Просмотр содержимого документа
««Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» (доклад) 2020 г»

«Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» (доклад)

     Российская Федерация, Воронежская область, Лискинский Муниципальный район

Муниципальное казённое дошкольное учреждение

Центр развития ребёнка -

Детский сад №1

 

 

 

 

 

«Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»           

 

 

 

                                                                        

 

                                                                         Разработано:

                                                                                                        МКДОУ «ЦРР  - д/с №1»

                                                                                                  учитель – логопед,

высшей категории

                                                                                                 Волкова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

Город Лиски 2020

 

      Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. 

Основными причинами обычно являются:

  соматическая ослабленность;

  замедленное психофизическое развитие;

  отягощенная наследственность, травмы;

  неправильное строение органов речевого аппарата;

  невнимание к речевому развитию детей в младшем       возрасте;

  двуязычие в семье и др.

 Интересно отметить, что современных родителей задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребенком уже 2 – 2,5 лет.

В связи с этим особо значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями.  По мнению многих  специалистов, начало целенаправленной работы по профилактике нарушений речевого развития уже с раннего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.

В период от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития  речевых умений и навыков. На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря и достигает 200-400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно, одни звуки заменяют другими, искажают слова, произнося их совсем непонятно. Это обусловлено тем, что быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова. Чем младше ребенок, тем меньше он способен анализировать свое произношение. Детям интересно содержание речи, их привлекает ее интонация, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они в этом возрасте не замечают.

В этот период показателем благополучия является потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить слова и звуки по подражанию.

Период от 2 до 3лет характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное, только потому, что им нравится, как оно звучит. Развивается речевое дыхание, сила и высота голоса, уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза (а, у, о, и, э, п, б, м, н, в, ф, т, д, к,г, и их мягких пар).   К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, соноров, наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни.

      Для профилактики речевых нарушений у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

1)      развитие правильного дыхания

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

Дуть в дудочки, надувать различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть);

3. «Забей мяч в ворота»;

4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»;

5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде;

2) развитие мелкой моторики

Очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

1.Гладить животных (мягкие игрушки)

2. Игры с массажными мячами

3. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)

4. Выполнение пальчиковых игр

5. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.

3) развитие артикуляционной моторики

 Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

1. Максимально открывать и закрывать рот

2. Растягивать губы в улыбочку

3. Вытягивать губы трубочкой

4 . «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»

4) развитие чувства ритма

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

1.Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.

2. Проговаривание “понарошку”, беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным “прохлопыванием” кончиками пальцев.

3. Громкое ритмичное проговаривание с одновременной “ходьбой” руками по столу или коленям.

4. Пение под фонограмму с одновременной “ходьбой”, сидя на месте.

5. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

5) развитие понимания речи

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.   Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает.  Только взрослый может научить его пользоваться различными предметами, показать, для чего они предназначены. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

  Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать.

1.Запомнить название игрушки, части тела

2. Назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них

3. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.

4. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает. Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает.

5. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки

6) развитие слухового внимания и фонематического слуха

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

Игры на развитие слухового внимания

• «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

• «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал

• «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

• Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов

• Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают

      И самая главная и актуальная проблема - отставание в развитии речи.

      Говорите с ребенком, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д. Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться.

   Помните, общение с родителями через разнообразные виды совместной с ними деятельности, ребенок усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается её субъективность




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!