СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о профилактике школьной тревожности средствами изотерапии. В данном случае посредствои занятий с тревожными детьми  рисованием.

Просмотр содержимого документа
«ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ»

     ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ   Выполнила: Борисова Елена Александровна студентка, гр.07210с Научный руководитель: Пестерева Ольга Александровна канд.псх.н., доцент   г.Улан-Удэ, 2014г

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ

Выполнила: Борисова Елена Александровна

студентка, гр.07210с

Научный руководитель:

Пестерева Ольга Александровна

канд.псх.н., доцент

г.Улан-Удэ, 2014г

 Цель: использовать изотерапию как средство профилактики школьной тревожности у младших подростков     Объект исследования - процесс профилактики тревожности подростков  Предмет исследования - изотерапия как средство профилактики тревожности младших подростков.  Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, ознакомление с опытом работы ведущих педагогов и психологов в данной области, эксперимент

Цель: использовать изотерапию как средство профилактики школьной тревожности у младших подростков

Объект исследования - процесс профилактики тревожности подростков

Предмет исследования - изотерапия как средство профилактики тревожности младших подростков.

Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, ознакомление с опытом работы ведущих педагогов и психологов в данной области, эксперимент

Гипотеза исследования: предположим, что профилактика тревожности младших подростков будет эффективной, если использовать разные методики изотерапии (парное, коммуникативное, свободное рисование, коллаж).    Задачи:   1 ) Изучить по литературным источникам состояние проблемы, касающейся школьной тревожности, характерной для детей и подростков  2) Раскрыть сущностную характеристику тревожности и её нарушения у младших подростков.  3) С помощью комплекса дигностических методик определить уровень школьной тревожности младших подростков.  4) Разработать и апробировать программу по профилактике школьной тревожности подростков .

Гипотеза исследования: предположим, что профилактика тревожности младших подростков будет эффективной, если использовать разные методики изотерапии (парное, коммуникативное, свободное рисование, коллаж). Задачи: 1 ) Изучить по литературным источникам состояние проблемы, касающейся школьной тревожности, характерной для детей и подростков 2) Раскрыть сущностную характеристику тревожности и её нарушения у младших подростков. 3) С помощью комплекса дигностических методик определить уровень школьной тревожности младших подростков. 4) Разработать и апробировать программу по профилактике школьной тревожности подростков .

 База исследования: В исследовании приняло участие 30детей младшего подросткового возраста МБОУ Селендумской СОШ Селенгинского р-на Республики Бурятия .  Практическая значимость: полученные в ходе эмпирического и теоретического исследования материалы могут быть использованы для проведения учебных занятий по курсам «Профилактическая и развивающая работа с детьми». Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программы профилактических мероприятий методом изотерапии для детей .

База исследования: В исследовании приняло участие 30детей младшего подросткового возраста МБОУ Селендумской СОШ Селенгинского р-на Республики Бурятия . Практическая значимость: полученные в ходе эмпирического и теоретического исследования материалы могут быть использованы для проведения учебных занятий по курсам «Профилактическая и развивающая работа с детьми». Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программы профилактических мероприятий методом изотерапии для детей .

Для выявления детей с ярко выраженной школьной тревожностью были использованы: рисуночная методика «В школе», “Тест школьной тревожности Филлипса” и методика «Незаконченные предложения».    Эксперимент предполагал проведение трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.   На констатирующем этапе в качестве эксперимента с контрольной и экспериментальной группами по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» выявлены следующие результаты:

Для выявления детей с ярко выраженной школьной тревожностью были использованы: рисуночная методика «В школе», “Тест школьной тревожности Филлипса” и методика «Незаконченные предложения». Эксперимент предполагал проведение трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе в качестве эксперимента с контрольной и экспериментальной группами по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» выявлены следующие результаты:

Результаты диагностики по «Тесту школьной тревожности Филлипса» младших подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе № п/п Факторы тревожности  1. Количество испытуемых в процентах Общая тревожность в школе  2.  Переживание социального стресса 14% 4 человека  3.  4. 3% 1 человек  Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения 7% 2 человека  5. 18% 5 человек Страх ситуации проверки знаний 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 18% 5 человек 7. 27% 8 человек Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 18% 5 человек 14% 4 человека

Результаты диагностики по «Тесту школьной тревожности Филлипса» младших подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе

п/п

Факторы тревожности

1.

Количество испытуемых в процентах

Общая тревожность в школе

2.

Переживание социального стресса

14% 4 человека

3.

4.

3% 1 человек

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

7% 2 человека

5.

18% 5 человек

Страх ситуации проверки знаний

6.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

18% 5 человек

7.

27% 8 человек

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

18% 5 человек

14% 4 человека

Результаты диагностики младших подростков контрольной группы на констатирующем этапе (2-я группа) № п/п Факторы тревожности  1. Кол-во испытуемых в процентах  Общая тревожность в школе 2. 14% 4 человека Переживание социального стресса 3. 4. 14% 4 человека  Фрустрация потребности в достижении успеха 5. Страх самовыражения 20% 6 человек 7% 2 человека Страх ситуации проверки знаний 6. 27% 8 человек Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 7. 34% 10 человек Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 8. 20% 6 человек Проблемы и страхи в отношениях с учителями 20% 6 человек

Результаты диагностики младших подростков контрольной группы на констатирующем этапе (2-я группа)

п/п

Факторы тревожности

1.

Кол-во испытуемых в процентах

Общая тревожность в школе

2.

14% 4 человека

Переживание социального стресса

3.

4.

14% 4 человека

Фрустрация потребности в достижении успеха

5.

Страх самовыражения

20% 6 человек

7% 2 человека

Страх ситуации проверки знаний

6.

27% 8 человек

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

7.

34% 10 человек

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8.

20% 6 человек

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

20% 6 человек

  Анализируя результаты исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего подросткового возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих.  Поэтому было сделано предположение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия «ребенок-ребенок».  Для подтверждения было проведена рисуночная методика «В школе».  Она позволила выявить, что у 15уч-ся (50%) в рисунках присутствуют признаки тревожности.     Результаты и интерпретация рисуночной методики «В школе» 1 Эмоциональное отношение - к школе 2 Цветовая гамма 3 - к учению Линия и характер рисунка У 17 уч-ся (57%) У 15 уч-ся (50%) Сюжет рисунка У 15 уч-ся (50%) У 13 уч-ся (43%) У 16 уч-ся (53%) У 13 уч-ся (43%)

Анализируя результаты исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего подросткового возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Поэтому было сделано предположение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия «ребенок-ребенок». Для подтверждения было проведена рисуночная методика «В школе». Она позволила выявить, что у 15уч-ся (50%) в рисунках присутствуют признаки тревожности.

Результаты и интерпретация рисуночной методики «В школе»

1

Эмоциональное отношение

- к школе

2

Цветовая гамма

3

- к учению

Линия и характер рисунка

У 17 уч-ся (57%)

У 15 уч-ся (50%)

Сюжет рисунка

У 15 уч-ся (50%)

У 13 уч-ся (43%)

У 16 уч-ся (53%)

У 13 уч-ся (43%)

                        Проявлениях в рисунках признаков неблагополучного отношения к школе, проявления тревоги: присутствие черного цвета, отсутствие учебного процесса, пустое здание школы . В обеих группах были выявлены одинаковые тематические изображения: рисунки с изображением учеников, парт, доски, спортивные залы, игровые площадки, школьное здание, цветы в классах.  Вывод: в 2 группах у большинства учащихся все же имеется положительное отношение к школе.    Комплекс изотерапевтических занятий, направленных на профилактику школьной тревожности (формирующий эксперимент).  Профилактические занятия включали в себя:  - парное рисование  - работа с пластилином «Слепи образ своего страха»  - Работа с бумагой. Коллаж  - Изотерапия. Рисунок в круге (мандала)  - совместное рисование  - занятие «Поэтапный рисунок»  - изотерапия «Я в школе», «Я и мои одноклассники»  - Арт-проект «Цветок солнца»

Проявлениях в рисунках признаков неблагополучного отношения к школе, проявления тревоги: присутствие черного цвета, отсутствие учебного процесса, пустое здание школы . В обеих группах были выявлены одинаковые тематические изображения: рисунки с изображением учеников, парт, доски, спортивные залы, игровые площадки, школьное здание, цветы в классах. Вывод: в 2 группах у большинства учащихся все же имеется положительное отношение к школе. Комплекс изотерапевтических занятий, направленных на профилактику школьной тревожности (формирующий эксперимент). Профилактические занятия включали в себя: - парное рисование - работа с пластилином «Слепи образ своего страха» - Работа с бумагой. Коллаж - Изотерапия. Рисунок в круге (мандала) - совместное рисование - занятие «Поэтапный рисунок» - изотерапия «Я в школе», «Я и мои одноклассники» - Арт-проект «Цветок солнца»

  С целью проверки эффективности профилактической работы, направленной на снижение тревожности у младших подростков в контрольном эксперименте был проведен «Тест школьной тревожности Филлипса», который помог проследить динамику снижения школьной тревожности. Было на констатирующем этапе: стало: Результаты констатирующего эксперимента Факторы тревожности Количество испытуемых 1 2 14% 3 14% 4 20% 5 7% 6 27% 7 Результаты контрольного среза 34% 8 20% 1 20% 2 14% 3 7% 4 7% 7% 5 6 20% 7 7% 8 14% 7%

С целью проверки эффективности профилактической работы, направленной на снижение тревожности у младших подростков в контрольном эксперименте был проведен «Тест школьной тревожности Филлипса», который помог проследить динамику снижения школьной тревожности.

Было на констатирующем этапе: стало:

Результаты констатирующего эксперимента

Факторы тревожности

Количество испытуемых

1

2

14%

3

14%

4

20%

5

7%

6

27%

7

Результаты контрольного среза

34%

8

20%

1

20%

2

14%

3

7%

4

7%

7%

5

6

20%

7

7%

8

14%

7%

     После проведения групповой профилактической работы у двоих детей (7%) снизились переживания социального стресса, фрустрация потребность в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, а также страх самовыражения.  У 4 (14%) детей снизилась общая тревожность в школе и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. А также у 6(20%) детей снизился страх ситуации проверки знаний.  Таким образом, у 8 (50%) детей удалось снизить тревожность в поведении до оптимального уровня. Также в качестве второй методики на котрольном этапе была проведена методика « Незаконченные предложения», которая подтвердила присутствие уже незначительных признаков школьной тревожности в ситуациях, которые вызывают её. .

После проведения групповой профилактической работы у двоих детей (7%) снизились переживания социального стресса, фрустрация потребность в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, а также страх самовыражения. У 4 (14%) детей снизилась общая тревожность в школе и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. А также у 6(20%) детей снизился страх ситуации проверки знаний. Таким образом, у 8 (50%) детей удалось снизить тревожность в поведении до оптимального уровня.

Также в качестве второй методики на котрольном этапе была проведена методика « Незаконченные предложения», которая подтвердила присутствие уже незначительных признаков школьной тревожности в ситуациях, которые вызывают её.

.

Кол-во испытуе -х 30 «благополучные ответы» 23 19 24 23 24 23 21 25 «неблагополучные ответы» 22 7 9 5 7 6 7 7 7 Кол-во благ. ответов 6 Кол-во неблаг. ответов 210 61 Данные контрольного среза по методике «Незаконченные предложения в общем виде показали в большинстве ответов с «благополучными примерами»в количественном отношении - 24человека, что говорит о большинстве испытуемых, 16 уч-ся на вопросы ответили только положительными ответами.  Проведенный анализ результатов контрольного эксперимента дал основания для заключения о снижении уровня тревожности у детей младшего подросткового возраста через комплекс профилактических мероприятий. Выдвинутая гипотеза в дипломной работе нашла свое подтверждение и это значит, что работа была эффективной и нам удалось снизить школьную тревожность посредством методов изотерапии.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Кол-во испытуе -х

30

«благополучные ответы»

23

19

24

23

24

23

21

25

«неблагополучные ответы»

22

7

9

5

7

6

7

7

7

Кол-во благ. ответов

6

Кол-во неблаг. ответов

210

61

  • Данные контрольного среза по методике «Незаконченные предложения в общем виде показали в большинстве ответов с «благополучными примерами»в количественном отношении - 24человека, что говорит о большинстве испытуемых, 16 уч-ся на вопросы ответили только положительными ответами.
  • Проведенный анализ результатов контрольного эксперимента дал основания для заключения о снижении уровня тревожности у детей младшего подросткового возраста через комплекс профилактических мероприятий. Выдвинутая гипотеза в дипломной работе нашла свое подтверждение и это значит, что работа была эффективной и нам удалось снизить школьную тревожность посредством методов изотерапии.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!