ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ
Выполнила: Борисова Елена Александровна
студентка, гр.07210с
Научный руководитель:
Пестерева Ольга Александровна
канд.псх.н., доцент
г.Улан-Удэ, 2014г
Цель: использовать изотерапию как средство профилактики школьной тревожности у младших подростков
Объект исследования - процесс профилактики тревожности подростков
Предмет исследования - изотерапия как средство профилактики тревожности младших подростков.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, ознакомление с опытом работы ведущих педагогов и психологов в данной области, эксперимент
Гипотеза исследования: предположим, что профилактика тревожности младших подростков будет эффективной, если использовать разные методики изотерапии (парное, коммуникативное, свободное рисование, коллаж). Задачи: 1 ) Изучить по литературным источникам состояние проблемы, касающейся школьной тревожности, характерной для детей и подростков 2) Раскрыть сущностную характеристику тревожности и её нарушения у младших подростков. 3) С помощью комплекса дигностических методик определить уровень школьной тревожности младших подростков. 4) Разработать и апробировать программу по профилактике школьной тревожности подростков .
База исследования: В исследовании приняло участие 30детей младшего подросткового возраста МБОУ Селендумской СОШ Селенгинского р-на Республики Бурятия . Практическая значимость: полученные в ходе эмпирического и теоретического исследования материалы могут быть использованы для проведения учебных занятий по курсам «Профилактическая и развивающая работа с детьми». Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программы профилактических мероприятий методом изотерапии для детей .
Для выявления детей с ярко выраженной школьной тревожностью были использованы: рисуночная методика «В школе», “Тест школьной тревожности Филлипса” и методика «Незаконченные предложения». Эксперимент предполагал проведение трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе в качестве эксперимента с контрольной и экспериментальной группами по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» выявлены следующие результаты:
Результаты диагностики по «Тесту школьной тревожности Филлипса» младших подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе
№ п/п
Факторы тревожности
1.
Количество испытуемых в процентах
Общая тревожность в школе
2.
Переживание социального стресса
14% 4 человека
3.
4.
3% 1 человек
Фрустрация потребности в достижении успеха
Страх самовыражения
7% 2 человека
5.
18% 5 человек
Страх ситуации проверки знаний
6.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
18% 5 человек
7.
27% 8 человек
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
8.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
18% 5 человек
14% 4 человека
Результаты диагностики младших подростков контрольной группы на констатирующем этапе (2-я группа)
№ п/п
Факторы тревожности
1.
Кол-во испытуемых в процентах
Общая тревожность в школе
2.
14% 4 человека
Переживание социального стресса
3.
4.
14% 4 человека
Фрустрация потребности в достижении успеха
5.
Страх самовыражения
20% 6 человек
7% 2 человека
Страх ситуации проверки знаний
6.
27% 8 человек
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
7.
34% 10 человек
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
8.
20% 6 человек
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
20% 6 человек
Анализируя результаты исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего подросткового возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Поэтому было сделано предположение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия «ребенок-ребенок». Для подтверждения было проведена рисуночная методика «В школе». Она позволила выявить, что у 15уч-ся (50%) в рисунках присутствуют признаки тревожности.
Результаты и интерпретация рисуночной методики «В школе»
1
Эмоциональное отношение
- к школе
2
Цветовая гамма
3
- к учению
Линия и характер рисунка
У 17 уч-ся (57%)
У 15 уч-ся (50%)
Сюжет рисунка
У 15 уч-ся (50%)
У 13 уч-ся (43%)
У 16 уч-ся (53%)
У 13 уч-ся (43%)
Проявлениях в рисунках признаков неблагополучного отношения к школе, проявления тревоги: присутствие черного цвета, отсутствие учебного процесса, пустое здание школы . В обеих группах были выявлены одинаковые тематические изображения: рисунки с изображением учеников, парт, доски, спортивные залы, игровые площадки, школьное здание, цветы в классах. Вывод: в 2 группах у большинства учащихся все же имеется положительное отношение к школе. Комплекс изотерапевтических занятий, направленных на профилактику школьной тревожности (формирующий эксперимент). Профилактические занятия включали в себя: - парное рисование - работа с пластилином «Слепи образ своего страха» - Работа с бумагой. Коллаж - Изотерапия. Рисунок в круге (мандала) - совместное рисование - занятие «Поэтапный рисунок» - изотерапия «Я в школе», «Я и мои одноклассники» - Арт-проект «Цветок солнца»
С целью проверки эффективности профилактической работы, направленной на снижение тревожности у младших подростков в контрольном эксперименте был проведен «Тест школьной тревожности Филлипса», который помог проследить динамику снижения школьной тревожности.
Было на констатирующем этапе: стало:
Результаты констатирующего эксперимента
Факторы тревожности
Количество испытуемых
1
2
14%
3
14%
4
20%
5
7%
6
27%
7
Результаты контрольного среза
34%
8
20%
1
20%
2
14%
3
7%
4
7%
7%
5
6
20%
7
7%
8
14%
7%
После проведения групповой профилактической работы у двоих детей (7%) снизились переживания социального стресса, фрустрация потребность в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, а также страх самовыражения. У 4 (14%) детей снизилась общая тревожность в школе и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. А также у 6(20%) детей снизился страх ситуации проверки знаний. Таким образом, у 8 (50%) детей удалось снизить тревожность в поведении до оптимального уровня.
Также в качестве второй методики на котрольном этапе была проведена методика « Незаконченные предложения», которая подтвердила присутствие уже незначительных признаков школьной тревожности в ситуациях, которые вызывают её.
.
Кол-во испытуе -х
30
«благополучные ответы»
23
19
24
23
24
23
21
25
«неблагополучные ответы»
22
7
9
5
7
6
7
7
7
Кол-во благ. ответов
6
Кол-во неблаг. ответов
210
61
- Данные контрольного среза по методике «Незаконченные предложения в общем виде показали в большинстве ответов с «благополучными примерами»в количественном отношении - 24человека, что говорит о большинстве испытуемых, 16 уч-ся на вопросы ответили только положительными ответами.
- Проведенный анализ результатов контрольного эксперимента дал основания для заключения о снижении уровня тревожности у детей младшего подросткового возраста через комплекс профилактических мероприятий. Выдвинутая гипотеза в дипломной работе нашла свое подтверждение и это значит, что работа была эффективной и нам удалось снизить школьную тревожность посредством методов изотерапии.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!