СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика школьной неуспеваемости.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Профилактика школьной неуспеваемости».

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения

отставания и неуспеваемости.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика школьной неуспеваемости.»

«Профилактика школьной неуспеваемости»


 Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения

отставания и неуспеваемости

1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);

в) деловой;

г) необычный.

2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность (простота, доступность);

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной;

б) личностной.

5. Межпредметные связи.

2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.

2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).

4. Сознание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).

5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические)

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

2. Проявление личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.

4. Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя-предметника.

 

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.


Профилактика неуспеваемости на уроках

Этапы урока Акценты в обучении Виды помощи

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

2. При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих учащихся

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,проверка, исправления

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действи


ПЛАН работы школы по профилактике неуспеваемости учащихся


Предварительная аттестация неуспевающих учащихся, выявление неуспевающих школьников по итогам предварительной аттестации


Заседание совета по профилактике правонарушений /или психолого-медико-психологического консилиума по итогам предварительной аттестации


Психолого-педагогическая помощь неуспевающим учащимся по итогам предварительной аттестации


Выявление предметов, по которым школьники имеют неудовлетворительные оценки, учителей-предметников, имеющих неуспевающих школьников по итогам четверти


Планирование индивидуальной работы учителя-предметника с неуспевающими учащимися


Проведение дополнительных индивидуальных занятий с неуспевающими учащимися по восполнению пробелов в знаниях


Дифференцированная работа с отстающими школьниками на уроке


Индивидуальные и групповые занятия с неуспевающими школьниками, направленные на формирование положительной мотивации к учению


Индивидуальное консультирование учителей по преодолению школьной неуспеваемости на основе диагностики


Индивидуальные и групповые консультации родителей с рекомендациями по преодолению неуспеваемости учащихся

Вы значительно повысите свою успеваемость, если разовьете в себе привычки:

  1. Берите ответственность на себя. Быть ответственным - это прежде всего осознавать, что чтобы преуспеть в чём-либо, вы должны сами распределять свои приоритеты, ресурсы и время.

  2. Всегда сначала делайте самое важное.

  3. Всегда чувствуйте себя победителем.

  4. Вы должны понимать, что полностью выкладываясь в классе, будь то для себя или для своих одноклассников, вы всегда остаётесь в выигрыше, в независимости от оценки. Помните, что оценка является лишь внешним фактором и не всегда совпадает с вашими ожиданиями.

  5. Сначала поймите других, и лишь потом старайтесь быть понятым.

  6. Если вы не согласны с учителем, например, по поводу оценки или просите отодвинуть срок сдачи работы, поставьте себя на его место. Это поможет вам решить, как лучше аргументировать свою просьбу, и какие она может вызвать возражения со стороны учителя.

  7. Всегда старайтесь найти самое эффективное решение. Если вы, например, не поняли пройденный материал, не стоит его перечитывать несколько раз. Попробуйте что-нибудь другое. Попросите учителя или одноклассника объяснить вам непонятный материал.

  8. Всегда доводите до конца поставленные перед собой задачи, и
    никогда не останавливайтесь на достигнутом!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!