СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия  с элементами тренинга с педагогами расскрывают  суть  синдрома эмоционального выгорания педагогов, а также профилактические меры по предотвращению этого заболевания.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Составитель: Соболева Наталья Владимировна, педагог-психолог

Занятия с элементами тренинга для педагогов

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Занятие 1



Цель:

  • Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.

  • Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

  • Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.

  • Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

  • Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации

  • Маркеры, фломастеры, цветные карандаши

  • Бумага А4

  • Таблицы «Поле самодиагностики»

  • Кнопки, скотч, ножницы, степлер

  • Медицинские маски

  • Открытки по кол-ву участников

Содержание:

1. Введение. Актуальность проблемы

2. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?

3. Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

  • похожие черты,

  • противоположные черты

  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

  • отсутствие общих черт

  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

4. Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.

Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.

5. Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?».

  • Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности

  • Представить их для записи на доске, разделяя на организационные и индивидуальные.

6. Упражнение. Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе (посмотреть на них «со стороны»), а также для последующего выявления ресурсов проф.деятельности, предлагается выбрать один из записанных на доске «барьеров» (наиболее актуальный, либо другой, если его нет в общем списке) и изобразить в виде рисунка, схемы, символа. Желающие могут поделиться впечатлениями, но основной анализ изображений состоится после следующего упражнения.

7. Упражнение: «16 ассоциаций» (упражнение из тренинга Шубиной Елены, члена ассоциации профессионального тренинга, используется с добавлениями.)

Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.

Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.

8. Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»

Упражнение: Три рисунка «Я работаю педагогом»

  • начало трудового пути (или представления студента, если у специалиста совсем маленький опыт работы)

  • в настоящее время

  • через 5 лет

Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.

9. Эмоциональная регуляция

  • естественная регуляция

  • саморегуляция

Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния

10. Психологическая поддержка и обратная связь. Каждому присутствующему дается возможность выбрать открытку и написать себе любимому пожелание, послание должно иметь позитивное содержание. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия (задание- закончи предложения) – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

11. «Маска». Педагогам предлагается в шуточной форме «защититься» от эмоционального выгорания , путем изготовления шуточной маски.

Поле самодиагностики

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выходу не работу

 

 

 

 

 

Частые опоздания

 

 

 

 

 

Откладывание деловых встреч

 

 

 

 

 

Уединение, нежелание видеть коллег

 

 

 

 

 

Нежелание видеть детей

 

 

 

 

 

Нежелание заполнять документацию

 

 

 

 

 

Формальное исполнение обязанностей

 

 

 

 

 

Аффективные

Утрата чувства юмора

 

 

 

 

 

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

 

 

 

 

 

Повышенная раздражительность

 

 

 

 

 

Ощущение придирок со стороны других

 

 

 

 

 

Равнодушие

 

 

 

 

 

Бессилие, эмоциональное истощение

 

 

 

 

 

Подавленное настроение

 

 

 

 

 

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

 

 

 

 

 

Слабая концентрация внимания, рассеянность

 

 

 

 

 

Ригидность мышления, использование стереотипов

 

 

 

 

 

Сомнения в полезности работы

 

 

 

 

 

Разочарование профессией

 

 

 

 

 

Циничное отношение к клиентам, коллегам

 

 

 

 

 

Озабоченность собственными проблемами

 

 

 

 

 

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

 

 

 

 

 

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

 

 

 

 

 

Длительно текущие незначительные недуги

 

 

 

 

 

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

 

 

 

 

 

Усталость, быстрая физическая утомляемость

 

 

 

 

 

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

 

 

 

 

 

Обострение хронических заболеваний

 

 

 

 

 












Занятие 2

Цель:

Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Формирование позитивного отношения к себе, другим людям, жизни.

  2. Создание условий для активизации личностной рефлексии.

Ход занятия:

  1. Знакомство. Игра «Паутина»

  2. Упражнение «Какие мы?»

Инструкция: построиться -по цвету глаз – начиная от самых светлых, заканчивая самыми темными; - по стажу работы в школе – от самого большого до самого маленького.

  1. Теоретический блок

Повышаются требования к профессиональному уровню педагога, к его личности.

Это приводит к увеличению нервно-психического напряжения, далее возникают невротические расстройства, психосоматические заболевания.

Медицинский термин – синдром эмоционального выгорания.

Сам термин введен в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как "прекращение горения". Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. Он сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности (по исследованиям Маслах и Джексон).

Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Риску выгорания подвержены:

  • люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

  • стремящиеся к непременному успеху;

  • не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

  • уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:

  • стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности

  • беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость

  • не всегда разумная организации труда

  • невнимание к своему здоровью

Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

  1. Вам предлагается пройти методику выявления степени профессионального выгорания ( источник: приложение к газете «Первое сентября» «Школьный психолог», №16, 2006. В ходе диагностики получается целостная картина профессионального выгорания. Так же в ходе исследования можно познакомиться с основными симптомами профессионального выгорания.

  2. Методика «Общее пространство жизни»

Инструкция: разделить круг на части в зависимости от того, какое место в нем занимает работа, семья, индивидуальные интересы и др.

Рефлексия: какие выводы можно сделать, выполнив это упражнение?

  1. Упражнение «Геометрическая фигура»

Помогает обнаружить индивидуальные проявления экспрессии. Очертите в пространстве перед собой прямоугольник.

Можно обнаружить вариации в проявлении экспрессии. Один рисует маленькую фигуру, другой подключает энергию всей руки.

Эмоциональное выгорание (Дж. Фрейденберг) быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, развитие подобных симптомов происходит медленнее

Мы предпочитаем верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

На основе анализа причин выгорания мы выделили два основных пути его профилактики:

  1. Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

  2. Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

7. Упражнение «Мобилизирующее дыхание»

И.п.- сидя. Выдохнуть воздух из легких, сделать вдох, задержать дыхание на 2 сек., выдох – такой же продолжительности, как вдох.

Далее предложена цифровая запись выполнения данного упражнения. Первая цифра- вдох, в скобках пауза, затем – фаза выдыха.




Дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться. Напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать 3 глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрячь и ослабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног, расслабить. Повторить это упражнение 3 раза.

Упражнение «Я в лучах солнца»

В кружке напишите свое имя. Передайте листок по часовой стрелке. Взяв лист своего соседа, около одного лучика напишите что-нибудь хорошее о нем. Передайте лист по часовой стрелке. С остальными листами проделайте то же самое, пока Ваше солнышко не вернется к Вам.

Рефлексия.

Вывод: Профилактическая работа по предупреждению эмоционального выгорания необходима в любом возрасте, при любом стаже работы в школе.

Группа коллег может оказать хорошее терапевтическое воздействие, снять излишнее напряжение, улучшить настроение.






















Занятие 3

Задачи:

- создание условий способствующих профилактике СЭВ;

- передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;

- формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Количество участвующих – 15-20 человек.

Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры

Ход тренинга: 1. Оформление визиток. (2 мин.)

Участники сидят в кругу.

2. Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме '''Синдром эмоционального выгорания педагогов”.

Правила работы группы:

- быть активным;

- придерживаться временных рамок;

- не критиковать соседа;

- все идеи хороши

- правило обратной связи. (1 мин.)


3. Знакомство Имя + состояние, эмоция на данный момент (5 мин.)

4. Я люблю конечно всех, но…(5 мин.)

Игра веселая, создает положительную атмосферу. Фраза "Я люблю, конечно, всех..." настраивает участников на доброжелательное отношение друг к другу. Игра может проводиться в группе от 6 человек. В нее могут играть, как взрослые, так и дети.

Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но ... (называет какой-либо признак, например, тех у кого светлые волосы, тех, кто имеет домашних животных)... больше всех". Участники игры с указанным признаком должны поменяться местами, а ведущий в это время - успеть занять чей-то стул. После этого, тот, кому не хватила стула, становится ведущим и игра начинается сначала.


5. Немного теории: (5 мин.)

Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Поставьте +, если Вас касается то, о чем я буду читать:

1. люди, перегруженные ответственностью,

2. длительно и интенсивно работающие;

3. стремящиеся к непременному успеху;

4. не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

5. уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

6. получаемые стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности,

7. у Вас беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения,

8. не всегда разумная организации труда,

9. невнимание к своему здоровью.


Я не буду подробно останавливаться на теоретических основах этого вопроса (т.к. мы это уже рассматривали). Хочу лишь напомнить о симптомах выгорания:

Первый признак – истощение, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность.  В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к ученику, который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или
падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей
профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается
вера в свои профессиональные возможности.

6. Для того, чтобы немного размяться я предлагаю вам выполнить упражнение-разминку “Карандаши”.5 мин

Суть упражнения состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Ваша задача, не отпуская карандашей, синхронно выполнять следующие задания.

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, вернуть в исходное положение .

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Присесть, встать.

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

- Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

- Что помогло выполнить упражнение? Что помешало?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить. Молодцы!

7. Мы предпочитаем верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. 1 мин

На основе анализа причин выгорания мы выделили два основных пути его профилактики:

  1. Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

  2. Профессиональной помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

- смех, улыбка, юмор. Подарите, пожалуйста, сейчас своему соседу справа и слева улыбку.

– размышление о хорошем, приятном (ситуации, поступки и т.д.),

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Есть желающие сделать комплимент, например, своим коллегам?

Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.


8. Упражнение “Огонь - лед” 2 мин

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Упражнение выполняется, стоя в кругу. По команде “Огонь” вы начинаете интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирается каждым участником произвольно. По команде “Лед” вы застываете в позе, в которой вас застигла команда, напрягая до предела все тело. Далее команды чередуются.


- Какие ощущения и эмоции вызвало это упражнение?

- Молодцы!

 

9. “Самомассаж”1 мин

Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:

         межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

         задняя часть шеи: мягко сожмите несколько одной рукой;

         челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

         плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;

         ступни ног: если Вы ходите по магазинам, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.

  10. Упражнение «Крылья» 1 мин

Если на работе вы чувствуете постоянное давление со стороны начальника или общее напряжение внутри коллектива, то постепенно вы можете ощутить, что при мыслях о работе (чаще всего, когда вы с утра идете на работу) у вас появляется легкая тошнота, головная боль, возникает скованность в теле. Вам как будто хочется зажаться в комочек. Подобное состояние может возникнуть и при походе к врачу или на экзамен.

Для того чтобы избавится от этого состояния, почувствовать легкость внутри себя и снять мышечные зажимы вам поможет данное упражнение.

Глубоко вдохните и выдохните, расправьте плечи, представьте, что за спиной у вас большие белые крылья. Почувствуйте, как вас наполняет свет. Подумайте о том, что мир прекрасен, что вы его любите. Ощутите легкость внутри себя!

Повторяйте это упражнение по мере необходимости.

11. Упражнение “Звуковая гимнастика” 3 мин

Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

Упражнение «Ха-ха»

Упражнение похоже на «Снежный ком» Начинает «Ха», второй «Ха-Ха», третий «Ха-Ха-Ха» и т.д. Все вместе, вдыхаем глубоко и выдыхаем «Ха» ( уходит плохое настроение)

Несколько раз. Молодцы!

12. Упражнение “Ассоциации” 2 мин

Какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»

13. Упражнение «Звездный час»

Цель игрового упражнения — помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.

 

Более оптимально проводить упражнение в подгруппе. По времени оно может занять около 15 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потребуется больше.

 

В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить различные “радости” жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.

Например, типичного педагога начальной школы

 

1. Участники рассаживаются в группы по 4-5 человек.

 

2. Далее ведущий даст участникам следующее задание: “Сейчас каждый из нас попробует представить, какие самые приятные, радостные минуты в жизни типичного педагога.

Обсудить с группой, найти общие мнения и расхождения. 

3. Участники по очереди обсуждают о своих представлениях, о “звездном часе» педагога. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления.

4. Далее организуется общее обсуждение, чьи же представления о самом большом счастье для педагога оказались наиболее характерными и правдивыми. Поскольку такие представления им носят в основном субъективный характер, то не следует стремиться к полной “объективности" обсуждения.


14. Упр. «Зато ты…» 10 мин

Цель упражнения – создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.



15. Рефлексия. 2 мин.

- Наше занятие подходит к концу. Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии. Помните, что вы высказываете свое мнение. И оно важно, даже если имеет отрицательный оттенок.

- Спасибо за активную и продуктивную работу! (желающим раздаются буклеты с информационным материалом)


Всего по времени: 60 мин.

Литература

1. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф. – М., 2000.

2.Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М., 1986.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.

4. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. — Ярославль, 2001.

5. Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. — М., 2002.

6. Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы // Синдром эмоционального сгорания: В 2 т. Т. 2. — М., 1997.

7. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.

8. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7.

9. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!