СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профилактика синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагогов»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг разработан для педагогов.

Цель тренинга: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Просмотр содержимого документа
««Профилактика синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагогов»»















МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛОВАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14 г. ХАРЦЫЗСКА

Методическая разработка тренинга

«Профилактика синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагогов».

Педагог-психолог Литвинова Марина Владимировна

































Иловайск 2021



Тема тренингового занятия: «Профилактика синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагогов».

Цель тренинга: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Задачи тренинга: 

  • Снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

  • Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья;

  • Содействовать активации личностных ресурсных состояний, сплочении педагогического коллектива.


Знакомство с правилами работы в группе.

  • Отключить мобильный телефон, либо поставить в беззвучный режим.

  • Быть активным и положительным.

  • Говорить по очереди.

  • Слушать и слышать каждого.

  • Толерантно относиться к друг другу.

  • Принцип доброжелательности.

  • Искренность в общении. 

  • Обеспечивать конфиденциальность. 

  • Действовать по принципу «здесь и сейчас». 

  • Общение между всеми участниками на «ты». 


В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». К вашему вниманию предлагаю посмотреть видеоролик «Гореть, не выгорая!».

1. Просмотр видеоролика «Гореть, не выгорая!». 4мин.

2. Мини лекция. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

• В области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

• Возникают Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененной окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

• В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Этому подвержены чаще всего люди от 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.

У людей заметно снижается:

• энтузиазм в работе;

• пропадает блеск в глазах;

• нарастает негативизм и усталость.

Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность человека.

Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека.

Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

Длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое – это естественные способы регуляции.

естественные приемы регуляции организма:

- смех, улыбка, юмор;

- размышления о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- наблюдение за пейзажем за окном;

- рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

- чтение стихов;

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности)

  • Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления)

  • Эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности)

3. Анкета. Давайте с вами пройдем диагностику профессионального выгорания.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда Иногда Часто Почти всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.

Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

Сегодня я хочу предложить  вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой.

Упражнение «Выбор».

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

  1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

  2. Говорите себе: «Бывает» - съедаете пустой пончик.

  3. Съедаете что-то другое

  4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 

Комментарий: Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие.

        Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

         Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

         Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

4. Упражнение "Лимон"

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

5. Упражнение «Ведро мусора»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты ведущий ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Ведущий: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.

6. Игра «Магазин»

Цель: разминка, зарядить группу положительной энергией.

По часовой стрелке задаю вопрос рядом сидящему человеку «Куда ходила?», а он (она) отвечает «в магазин»,опять я задаю вопрос «Что купила?», в ответ:

  1. Свисток

  2. Зонтик

  3. Велосипед

  4. Качалка

Депрессивные состояния характеризуются апатией, безразличием, состоянием угнетения. Но достаточно только приобрести новую вещь в свой дом или же немного обновить собственный гардероб, как апатия проходит, и у человека снова просыпается вкус к жизни. Это была шопинг-терапия для хорошего настроения.

7. Заключительная часть. Медитация "Вершина горы".

Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.

Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте, что вы находитесь в долине, окруженной горами. Посмотрите на одну из гор. Какая у нее поверхность?

Подойдите к ней. Начните подниматься в гору. Это воображение, поэтому возможно все. Если вам нужны какие-то вспомогательные средства, то воспользуйтесь ими. Помните, вам нужно подняться.

Очень внимательно наблюдайте за своим восхождением. Как вы поднимаетесь? Следите за своими чувствами.

Вы оказались на вершине. Посмотрите вокруг. Прислушайтесь к своим ощущениям. Как вы себя ощущаете на вершине?

Раскиньте руки в сторону и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Почувствуйте, как свежий, прохладный воздух наполняет каждую вашу клеточку. Побудьте на вершине столько, сколько вам нужно.

Потом медленно начинайте спускаться. Наблюдайте за собой. Что вы чувствуете? Гора – это ваше отношение к достижениям в жизни. Вершина горы – это цель. Путь к вершине – это ваша дорога к достижениям и целям. Спуск – ваше отношение к неудачам.

Проанализируйте ощущения, возникавшие во время медитации, и вы поймете, как относитесь к достижению цели и неудачам. Подъем на гору – это шаги к цели. Спуск – отношение к неудачам.

В завершений тренинга посмотрим мудрую притчу про мудрого осла.

8. Упражнение «Пять добрых слов»

Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек. Задание: Каждый из вас должен:

  • Обведите свою левую руку на листе бумаги;

  • На ладошке напишите свое имя;

  • Потом передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева

  • В одном из пальчиков полученного чужого рисунка, вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя.

  • Передаете лист следующему соседу

      Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает свой рисунок и знакомится с «комплиментами».

Обсуждение: - какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

- все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

9. Упражнение «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление навыков позитивного мышления.

Инструкция: Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями – аффирмациями. Пусть эта аффирмация станет вашим девизом, если не по жизни, то хотя бы до конца учебного года.

У меня много друзей!

Я полезна и нужна!

Я люблю всех!

Я умею слушать!

Я умею задавать вопросы!

Я полна хороших идей!

У меня сказочное воображение!

Я очень умная!

У меня выдающиеся творческие способности!

Я могу сделать все, к чему приложу мозги!

Я уверена в себе – я справлюсь!

Я верю в себя!

Мне всегда и во всем везет!

Я всегда оказываюсь в нужное время в нужном месте!

Я счастлива!

Я всегда делаю правильный выбор!

Со мной всегда случается только хорошее!

Мне хорошо быть с самой собою!

Люди рады видеть меня!

Я люблю свою жизнь и она очень интересная!

Я всегда стараюсь!

Я уникальная и особенная!

Я здоровая и сильная!

Я в отличной форме!

Мое тело – мой лучший друг!

Я чувствую себя великолепно!

Я спокойна и расслаблена!

Я люблю себя и свою жизнь!

Я самая обаятельная и привлекательная!

Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше!

Я люблю детей – у них есть чему поучиться!

Я сама себе добрый друг!

Я талантливая и способная!

Я горжусь своими достижениями!

Я верю только в лучшее!

У меня всегда есть выбор!

Мои мечты сбываются!

Я люблю себя и свою работу!

Я здоровая и сильная!

Я в отличной форме!

 А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.


10. Притча о колодце

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

11. Памятка. Запомните пять простых правил:

На память о нашей встрече хочу предложить Вам памятку на развитие позитивного мышления. Запомните и каждое утро проговаривайте этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое.

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

12. Рефлексия:

- Как вы себя сейчас чувствуете? Что было самым интересным для вас сегодня? Какие из приведенных техник вы возьмете себе на вооружение?

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости! Спасибо за работу!



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!