ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
МБУ Городской центр
психолого-медико-социального сопровождения «РЕСУРС» г.Казани
психолог Сайдакова Елена Валерьевна
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Младший школьный возраст 7-11 лет
- Ведущая деятельность – учение.
- Новообразование:
1.Формирование теоретического мышления
2.Рефлексия как осознание своих собственных изменений
3. Способность к планированию
Подростковый возраст 12-15 лет
- Ведущая потребность – в понимании.
- Ведущая деятельность –
общение со сверстниками.
- понятийное мышление
- чувство взрослости
- личностная и интеллектуальная рефлексия
Старший школьный возраст 15-18 лет
интимно-личностное общение со
сверстниками.
– перенесённое внутрь социальное сознание, т.е. самосознание
- самоопределение
Реализуемые психопрофилактические и психокоррекционные программы
Начальная школа
Корабль
На острове «Дружба»
- Повысить уровень социально-психологической компетенции младших школьников.
- Снизить вероятность вовлечения младших школьников в пробы психоактивных веществ.
- Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся 1-4 классов, улучшение психологического климата в начальной школе.
Подростки
«Линия жизни»
Содействие успешной адаптации
- Формировать жизненные ценности и развивать поведенческих навыков у учащихся 5-6 и 7-8 классов, которые позволяют выработать у них установку на здоровый образ жизни, на негативное отношение к употреблению табака, алкоголя и наркотиков.
Авторы:
ЖиляевА.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т.
- Предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5-ый класс.
Авторы:
Е.В.Меттус,А.В.Литвина (С-Петербург)
9-11 класс
Копинг-профилактика
Основы лидерства
Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных
стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
Авторы: Н.А.Сирота,В.М.Ялтонский
«Целеполагание»
«Управление временем»
«Установление отношений и разрешение конфликтов»
«Публичное выступление»
«Принятие решений»
«Этика лидерства»
Авторы: А.Х.Гильмутдинов, Э.Р.Сафина.
ВНИМАНИЕ!
- В работе используются инновационные программы и технологии, утвержденные Министерством образования и науки России и Республики Татарстан.
Программы для реализации в общеобразовательных учреждениях, рекомендованные МО РТ
- Корабль
- Все цвета, кроме чёрного
- Всё, что тебя касается
- Путь к успеху
ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО
Л
Разработчики УМК – сотрудники Института возрастной физиологии
Руководитель авторского коллектива УМК –
Марьяна Михайловна Безруких ,
доктор биологических наук, профессор, академик РАО и центра образования и здоровья МО РФ
ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО
Цель и задачи программы:
- формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации
- формирование здоровьесберегающих установок
- развитие коммуникативных навыков
- формирование психологической устойчивости
- просвещение родителей
ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО
Участники:
- Дети и подростки в возрасте от 8 до 16 лет
- Педагогический коллектив образовательного учреждения
- Родители
Необходимый материал:
- Рабочие тетради для школьников 2-5 класс
- Пособия для педагогов
- Книги для родителей
Проекты
Деловые
игры
Формы реализации программы
Тесты
анкеты
Ролевые
игры
Ситуационные
игры
Дискуссионные
формы
Тренинговые
формы
КОРАБЛЬ
2- 5 класс
КОРАБЛЬ
Цель программы :
Повысить уровень социально-
психологической компетенции
младших школьников.
Участники программы:
Учащиеся от 7 до 10 лет (2-5 класс)
ЗДОРОВЬЕ
под ред. В.Н.Касаткина и Л.А.Щеплягиной
ЗДОРОВЬЕ
Цель программы.
- Содействовать сохранению здоровья каждого школьника
- Продемонстрировать многогранную природу здоровья
- Сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих
- Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
- Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования для собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
- Расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Программа «Здоровье» начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует более глубокое понимание мер по охране и укреплению здоровья.
ЗДОРОВЬЕ
Программа построена по одним и тем же разделам с 1 по11 класс, это удобно.
- Самопознание
- Я и другие
- Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
- Питание и здоровье
- Основы личной безопасности и профилактика травматизма
- Культура потребления медицинских услуг
- Предупреждение употребления психоактивных веществ
ЗДОРОВЬЕ
- Тематическое планирование: класс, раздел, количество часов
- Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по программе
- Конспекты уроков.
ВСЁ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ
разработана Российской некоммерческой организацией
Фонд «Здоровье и Развитие».
ВСЁ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ
В программе рассматриваются различные аспекты здоровья подрост- ков: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, репродуктивное здоровье в их непосредственной связи и взаимовлиянии .
Участники: подростки 14-17 лет
ВСЁ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ
- Основная цель – способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.
ВСЁ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ ТОМ I Навстречу себе
- Давайте знакомиться
- Искусство общения
- Жизненные ценности
- Эмоции
- Мужчина и женщина
- Разрешаем конфликты
ВСЁ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ ТОМ II Твой выбор
- Критическое мышление
- Скажи курению НЕТ
- Сопротивление давлению
- Наркотики: не влезай – убьёт!
- ВИЧ/ СПИД: мы знаем, как себя защитить
- Алкоголь: мифы и реальность
ВСЁ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ ТОМ III Будь собой
- Развитие характера
- Я абсолютно спокоен
- Кризис: выход есть!
- Моё мнение
- Толерантность
- Моё будущее: стратегии успеха
ВСЁ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ ТОМ IV Добавь красок
- Организация досуга подростков:
- Дополнение к тренинговому курсу
- Руководство к фильму «Есть тема»
- Руководство к фильму «Дневник Насти»
ПУТЬ К УСПЕХУ
И.Г. ВАХРУШЕВА, Л.Ф. БЛИНОВА
ПУТЬ К УСПЕХУ
Направлена на формирование психолого-педагогической компетентности и выработке личностной и социальной позиции родителей в отношении употребления школьниками психоактивных веществ и на решение круга проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при работе с родителями.
ПУТЬ К УСПЕХУ
- В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс.
- Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями. Пять программ предназначены для реализации педагогами. К каждой программе имеются рекомендации по адаптации программы к учебному заведению, проведению и организации занятий с родителями.
- В книге прилагается методический материал для подготовки к занятиям, памятки для родителей, анкеты, методический инструментарий по определению эффективности работы с родителями.
Благодарим за внимание!
Надеемся на сотрудничество!
Наш адрес: г. Казань, ул. Деловая, д. 11,
Тел.,факс: (843) 554-74-09,
e-mail: [email protected]
Сайт: edu.tatar.ru организации Московский район другие ГЦПМСС «Ресурс»