СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми.»


Введение

     Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. Именно в жестоком обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков.

     В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска, более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

     Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

     Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социокультурных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.

     

».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения  с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми:

Физическое


Сексуальное



Насилие над детьми



Отсутствие заботы

(пренебрежение основными потребностями ребенка)


Психическое (эмоционально дурное обращение)

Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка.

 1) Поведенческие и психологические индикаторы:

 задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и  играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2) Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

- разные по времени возникновения;

- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

- непонятного происхождения;

- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные  ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки,  отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

 «синдром тряски»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания,  одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

- родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

- следы травм различной давности;

- родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

- обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

- не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

- отсутствует обеспокоенность за  здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

- повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

- не ходит в школу, прогуливает уроки, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

- устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребенка;

- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- принуждение к одиночеству;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

- уступчивость, податливость;

- ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Обеспечение    безопасности   ребенка   во   многом   связано   с

предостережением  его от необдуманных контактов с посторонними людьми,

но   этого  все-таки  может  оказаться  недостаточно,  чтобы  избежать

сексуального  насилия:  в 85% случаев сексуальное насилие совершает не

посторонний,  а  человек,  которого  ребенок  знает,  зависит от него,

доверяет  ему  или  даже  любит.  

     

Влияние на ребенка:

- ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

- может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

- может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

- может жаловаться на физическое нездоровье;

- девочка может забеременеть;

- ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

- скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

- следы сексуального насилия;

- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

-отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

 - направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

 - направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

- принять меры по оказанию помощи ребенку.

2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних,  подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство ( Уголовный кодекс РФ) предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры:

- ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),

- ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),

- ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в

 состоянии аффекта),

- ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),

- ст.116 (побои),

- ст.117 (истязание),

- ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

- ст. 131 (изнасилование);

- ст.132 (насильственные действия сексуального характера);

- ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера),

- ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

- ст. 135 (развратные действия);

- ст.125 (оставление в опасности);

- ст.124 (неоказание помощи больному);

- ст.156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

- ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

-  ст. 110 (доведение до самоубийства);

- ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми.

   

Жестокость - это оружие слабых!

Каждый имеет право жить,

 не испытывая насилие!

               

 Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения и в обществе. Дети в силу своего возраста уязвимы и зависят от мира взрослых. Институт семьи и брака, мы видим, становится  все менее популярен, снижается воспитательный потенциал семьи, поэтому от  нас, педагогов, зависит очень многое. В течение последних  лет стабильным остается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов и чердаков. Но самое страшное, что эти, так называемые сироты- сироты при живых родителях.

    Я приведу только несколько цифр. Вдумаемся,  что  стоит за этими цифрами. Каждый год в РФ выявляется более 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Минздравсоцразвития РФ каждый год 12-13 тысяч  матерей оставляют своих детей в родильных. домах.  Озабоченность вызывает  и распространенность жестокого обращения в отношении детей. Оставаясь без контроля со стороны взрослых, тысячи детей становятся жертвами насилия: по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2009 году – 108 000 таких  детей, а в первом полугодии 2010 года- 53 000.

     Масштабность задачи, поставленной Президентом, подчеркивает ее злободневность и актуальность. Программа Президента «Помощь детям» обращена, мне кажется, в первую очередь к нам, социальным педагогам, от нашей квалификации в сфере социальной защиты детства, оптимизации всей системы нашей деятельности зависит очень многое.

      Педагогический коллектив нашей школы считает, что чрезвычайно важно найти «компас», выстроить ориентиры, определить путь, который бы позволил наиболее эффективно защитить детей, потому что именно мы, педагоги, призваны сделать все для того, чтобы наши дети могли развиваться в мире, свободном от всех видов насилия. Мы стремимся заботиться о каждом ученике, как о личности. Каждый педагог принимает ученика таким, каков он есть, и чем слабее и проблемнее, тем больше потребуется любви и терпения в работе с ним.

      Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Но мы видим, что воспитательный потенциал семьи год от года снижается. В течение последних лет стабильным остается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Да, у ребенка, обойденного заботой, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому мы всеми силами стараемся сохранить ребенку кровную семью, ведь при расставании с семьей рушатся не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. Навык семейной жизни может быть приобретен только в семье. Поэтому для нас очень важно знать истинное положение ребенка в семье, чтобы помочь ему по всем направлениям, включить в систему социальных связей. Дети, безусловно, наиболее незащищенная категория  людей.  Когда речь идет о насилии или о жестоком обращении, они наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых.  Они сами не способны непосредственно защитить свои собственные права. В связи с этим дети часто становятся жертвами физического, эмоционального, сексуального насилия,  как в семье, так и в окружающем социуме. Важно данные проявления пресечь в самом начале, а поэтому очень тщательно мы изучаем семьи; данные психолого-педагогической диагностики позволяют корректировать взаимоотношения детей и родителей.

     Прояснение ситуации в семье требует безусловного доверия учеников и родителей к педагогу, а также уважительного отношения педагогов к семье, в которой находится ученик.

     Анализируя причины социальной дезадаптации учащихся, негативных проявлений в семье, социальный педагог должен твердо знать, что полученная информация не может стать достоянием людей, не имеющих отношения к данной проблеме.

    Вслед за диагностикой мы организуем серьезную и целенаправленную коррекционную работу (но это уже другая обширная сфера деятельности). Стремимся, прежде всего, к конструктивным решениям появляющихся проблем.

     В 2012-2013 учебном году наша школа совместно с субъектами муниципальной системы профилактики на территории МО Шурышкарский район проводят комплекс мероприятия по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.

Задачи программы:
1) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3) Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних;
4) Осуществление индивидуального подхода к несовершеннолетним и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
5) Осуществление консультативно-профилактической работы среди несовершеннолетних, родителей, педагогов.

      Ежегодно в сентябре составляется социальный паспорт класса и школы, в результате мы выявляем семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

     Не менее важным является знание индивидуальных особенностей детей, особенно детей с девиантным поведением. Совместно с психологом и классными руководителями мы ведем систематическую, диагностическую и коррекционную работу. Наша задача - ориентировать детей на критерии добра и зла, научить их делать правильный нравственный выбор и понимать нравственные нормы современной жизни. И здесь, конечно, очень важна диагностика, но особенно наблюдение за ребенком, которая дает максимум информации: даже выражение лица, мимика, опрятность  могут многое сказать о человеке, а лексикон ребенка, конструкция его вербальных построений могут приоткрыть внутренний мир ребенка.

      Социальное поведение, социальные навыки - все это может помочь выработать правильное направление в работе с детьми. 70 процентов всех обучающихся  нашей школы, в том числе и дети данной категории, охвачены дополнительным образованием.      

      На сегодняшний момент на учете в школе состоят 6 неблагополучных семьи, которые находятся в социально-опасном положении, 13 детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей проживают и воспитываются в пришкольном интернате, 28 находятся под опекой. Эта категория детей, которая требуют особого педагогического внимания и контроля со стороны педагогов.

      Модель, которая была предложена нам, педагогам, по раннему выявлению ЖО с ребенком в семье проста, от классного руководителя достаточно только сигнала о неблагополучии в семье. Этой семье будет оказана необходимая помощь специалистами в виде консультации и оказания правовой помощи. Удобная модель позволила нам, в школе, в ходе работы выявить 2 случаев.  Педагог не должен бояться сообщать о случае, а специалисты помогут. Только в содружестве с учителями и родителями можно добиться положительных  результатов.

      У нас в школе ведется работа по профилактике и предотвращению ЖО с детьми. Работа ведется как с детьми, так и  с педагогами. С учащимися и родителями проводится работа по программе «Воспитание правовой культуры и формирование законопослушного поведения учащихся», которые призваны сформировать у детей навыки защиты собственных прав в различных жизненных ситуациях.

       Деятельность  социального педагога  предполагает в основном  индивидуальный подход к каждому школьнику, родителю и коллеге. Я попыталась предложить только часть технологий своей работы в решении непростых и сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу.

      Я считаю, что социальный педагог должен раскрыть личностные и индивидуальные психические способности ребенка, создать благоприятное социальное поле для каждого. Дети ХХI века должны жить в правовом государстве и с детских лет усвоить, что самое главное и важное – права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода, благополучие. Ведь жизнь и судьба ребенка зависят от  нас с вами, взрослых, которые должны заботиться о своих маленьких гражданах.

Социальный педагог:  Мохирева Г.Г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!