СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для родительского собрания в 7-8 классах

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения детей и подростков»

Педагог-психолог МАОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова  Царёва Елена Валерьевна Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Педагог-психолог МАОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова Царёва Елена Валерьевна

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Степени суицидального риска Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов). Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации). Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Степени суицидального риска

  • Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).
  • Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).
  • Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).
Суицидальные мотивы Лично-семейные:  семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей); болезнь, смерть близких; одиночество, неудачная любовь; половая несостоятельность; оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д. Состояние здоровья: психические заболевания; соматические заболевания; уродства. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением : опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора. Конфликты, связанные с учебой. Материально-бытовые трудности. Другие мотивы.

Суицидальные мотивы

  • Лично-семейные:
  • семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);
  • болезнь, смерть близких;
  • одиночество, неудачная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.
  • Состояние здоровья:
  • психические заболевания;
  • соматические заболевания;
  • уродства.
  • Конфликты, связанные с антисоциальным поведением :
  • опасение уголовной ответственности;
  • боязнь иного наказания или позора.
  • Конфликты, связанные с учебой.
  • Материально-бытовые трудности.
  • Другие мотивы.

Причины суицидов в детском и подростковом возрасте   Несформированное понимание смерти Отсутствие идеологии в обществе Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям Дисгармония в семье Саморазрушаемое поведение Реакция протеста Депрессия

Причины суицидов в детском и подростковом возрасте

  • Несформированное понимание смерти
  • Отсутствие идеологии в обществе
  • Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям
  • Дисгармония в семье
  • Саморазрушаемое поведение
  • Реакция протеста
  • Депрессия
К «группе риска» по суициду относятся подростки:  с нарушением межличностных отношений,

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений, "одиночки”;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • с затяжным депрессивным состоянием;
  • сверхкритичные к себе подростки;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
  • из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, в которых были случаи суицидов.
Словесные признаки Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:  - прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;  - косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;  - много шутит на тему самоубийства;  - проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Словесные признаки

  • Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
  • - прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • - косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  • - много шутит на тему самоубийства;
  • - проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки: Подросток может: 1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами; 2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: - в еде - есть слишком мало или слишком много;  - во сне - спать слишком мало или слишком много;  - во внешнем виде - стать неряшливым;  - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;  - замкнуться от семьи и друзей;  - быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; -ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;  - проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.  

Поведенческие признаки:

  • Подросток может:
  • 1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  • 2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
  • - в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • - во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • - во внешнем виде - стать неряшливым;
  • - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
  • - замкнуться от семьи и друзей;
  • - быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
  • -ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • - проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
  •  
Ситуационные признаки Ребенок может решиться на самоубийство, если:  - социально изолирован, чувствует себя отверженным;  - живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм; личная или семейная проблема);  - ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;  - предпринимал раньше попытки самоубийства;  - имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;  - перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);  - слишком критически относится к себе.

Ситуационные признаки

  • Ребенок может решиться на самоубийство, если:
  • - социально изолирован, чувствует себя отверженным;
  • - живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм; личная или семейная проблема);
  • - ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
  • - предпринимал раньше попытки самоубийства;
  • - имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • - перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • - слишком критически относится к себе.
Как могут помочь родители Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Как могут помочь родители

  • Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.
  • Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь.
  • В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня.
  • в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»: (4752) 53-33-72, 45-67-67.
  • Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»:
  • (4752) 53-33-72, 45-67-67.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!