СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. И.Бродский 

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения среди подростков»

ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»  Организация профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних в образовательных организациях Воронеж 2017

ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»

Организация профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних в образовательных организациях

Воронеж 2017

Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. И. Бродский

Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.

И. Бродский

Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

( статья 41 )

(«План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015г. №167-р

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ( статья 9, 14 )

План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года №1916-р

( пункт 40)

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Основные причины самоубийств среди подростков и молодежи в период 2011-2015  (96 случаев) .

Основные причины самоубийств среди подростков и молодежи в период 2011-2015 (96 случаев)

.

Основные причины и мотивы суицидального поведения у подростков   . Мотив Причина Личность Выделяют пять групп мотивов суицидального поведения: 1. протест; 2. призыв; 3. избежание наказания; 4. самонаказание; 5. отказ от жизни (практически не встречается у подростков).

Основные причины и мотивы суицидального поведения у подростков

.

Мотив

Причина

Личность

Выделяют пять групп мотивов суицидального поведения:

1. протест;

2. призыв;

3. избежание наказания;

4. самонаказание;

5. отказ от жизни (практически не встречается у подростков).

Мотив 1. Протест, месть Возникает в ситуации конфликта. Присутствует враждебность, агрессивность к объекту конфликта. Смысл суицида - наказание. Пример: школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с матерью, заперлась в своей комнате и выбросилась из окна.

Мотив 1. Протест, месть

  • Возникает в ситуации конфликта.
  • Присутствует враждебность, агрессивность к объекту конфликта.
  • Смысл суицида - наказание.

Пример: школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с матерью, заперлась в своей комнате и выбросилась из окна.

Мотив 2. Призыв Попытка привлечь внимание к ситуации и себе для  получения помощи. Совершается под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения.   Пример:  14-летняя Г., выбросившаяся с 11 этажа, накануне прыжка написала, что если ее бросит любимый, то она отправится в рай. В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт с молодым человеком, через час после которого девушка покончила с собой.

Мотив 2. Призыв

  • Попытка привлечь внимание к ситуации и себе для получения помощи. Совершается под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения.

Пример: 14-летняя Г., выбросившаяся с 11 этажа, накануне прыжка написала, что если ее бросит любимый, то она отправится в рай. В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт с молодым человеком, через час после которого девушка покончила с собой.

Мотив 3. Избегание наказания Уход от наказания или страдания совершается под влиянием страха, угрозы «личностному существованию». Страх часто дополняется стыдом и ненавистью к себе. Пример:  14-летний Н. покончил жизнь самоубийством, через повешение, после того как не вошел в состав молодежной сборной по хоккею. В посмертной записке признался, что боялся гнева отца, который очень жестко воспитывал сына.

Мотив 3. Избегание наказания

  • Уход от наказания или страдания совершается под влиянием страха, угрозы «личностному существованию». Страх часто дополняется стыдом и ненавистью к себе.

Пример: 14-летний Н. покончил жизнь самоубийством, через повешение, после того как не вошел в состав молодежной сборной по хоккею. В посмертной записке признался, что боялся гнева отца, который очень жестко воспитывал сына.

Мотив 4. Самонаказание Искупление «собственной вины» путем совершения суицидальных действий. Часто развивается при депрессии. Пример: «Пряча все внутри я превратилась в злое создание. Я устала. Простите меня близкие мои, что часто ругаюсь с Вами. Простите, что я родилась такой. Я хочу опять стать ребенком, чтобы меня любили и гладили».

Мотив 4. Самонаказание

  • Искупление «собственной вины» путем совершения суицидальных действий. Часто развивается при депрессии.

Пример: «Пряча все внутри я превратилась в злое создание. Я устала. Простите меня близкие мои, что часто ругаюсь с Вами. Простите, что я родилась такой. Я хочу опять стать ребенком, чтобы меня любили и гладили».

Период, предшествующий суициду 1. Короткий (несколько часов/минут), импульсивный, аффективный как правило связан с разочарованием в других. Мотив – протест, призыв, избежание наказания. 2. Длительный (до года) – прямое или косвенное обращение за помощью, как правило наличие депрессивного состояния, переживание своего бессилия изменить ситуацию. Мотив – самонаказание, призыв.

Период, предшествующий суициду

1. Короткий (несколько часов/минут), импульсивный, аффективный как правило связан с разочарованием в других.

Мотив – протест, призыв, избежание наказания.

2. Длительный (до года) – прямое или косвенное обращение за помощью, как правило наличие депрессивного состояния, переживание своего бессилия изменить ситуацию.

Мотив – самонаказание, призыв.

Антисуицидальные факторы: 1. Убеждения в необходимости преодоления проблемы (« Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно »). 2. Забота о родителях (« Они нуждаются во мне, я должен жить ради них »). 3. Страх смерти (« Я боюсь смерти и неизвестности »; « Я боюсь, что останусь в живых после попытки покончить с собой и стану инвалидом »). 4. Страх социального отвержения (« Меня беспокоит, что другие станут считать меня слабым и никчемным, если я попытаюсь покончить с собой »). 5. Моральные и религиозные установки. Представление о греховности и о позорности суицида . 6. Наличие актуальных жизненных ценностей , целей. Любовь к жизни. 7. Наличие нереализованных планов (жизненных, творческих, семейных).  8. Надежда на то, что кто-то знает выход из ситуации и сможет помочь.

Антисуицидальные факторы:

1. Убеждения в необходимости преодоления проблемы (« Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно »).

2. Забота о родителяхОни нуждаются во мне, я должен жить ради них »).

3. Страх смертиЯ боюсь смерти и неизвестности »; « Я боюсь, что останусь в живых после попытки покончить с собой и стану инвалидом »).

4. Страх социального отверженияМеня беспокоит, что другие станут считать меня слабым и никчемным, если я попытаюсь покончить с собой »).

5. Моральные и религиозные установки. Представление о греховности и о позорности суицида .

6. Наличие актуальных жизненных ценностей , целей. Любовь к жизни.

7. Наличие нереализованных планов (жизненных, творческих, семейных).

8. Надежда на то, что кто-то знает выход из ситуации и сможет помочь.

ЗАДАНИЕ 1 Разработать комплекс мероприятий по профилактике суицидального поведения 1 группа — работа педагогами 2 группа — работа с обучающимися 3 группа — работа с родителями

ЗАДАНИЕ 1

Разработать комплекс мероприятий по профилактике суицидального поведения

1 группа — работа педагогами

2 группа — работа с обучающимися

3 группа — работа с родителями

Примерный план профилактики суицидального поведения среди детей и подростков на учебный год

Сергей Михайлович Курганский,

доцент кафедры управления образованием

Института развития образования ХМАО-Югры,

кандидат педагогических наук

 

Народное образование №5, 2011 г.

 

Мероприятия

п/п

Работа с педагогическим коллективом

Срок

1.

Ответственный

 

Издать приказы:

2.

Педагогический совет: «Теоретические аспекты и практический опыт работы по профилактике подросткового суицида»

 

- о мерах по профилактике суицида среди детей и подростков;

До 01.09

3.

4.

Совещание при директоре:

октябрь

- о своевременном информировании о фактах, свидетельствующих о жестоком обращении с детьми;

Директор школы

Зам. директора по ВР

Совещание при заместителе директора по ВР:

- о назначении ответственного по профилактике случаев суицида среди обучающихся школы

- о мерах профилактики суицида среди детей и подростков на учебный год;

 

- профилактика семейного неблагополучия и суицидального поведения

- о результатах работы по профилактике суицидального поведения детей и семейного неблагополучия

 

сентябрь

 

Зам. директора по ВР

 

 

детей и подростков;

 

 

- о работе классных руководителей по реализации системы мер по предотвращению случаев суицида среди детей и подростков

ноябрь

 

май

директор

 

Зам. директора по ВР

 

 

январь

 

директор

5.

Учебно-методические семинары для классных руководителей:

6.

1. Психолого-возрастные и физиологические особенности развития ребёнка и их учет в профилактической работе.

7.

Лекторий для педагогического коллектива:

2. Безопасность детей в Интернете: проблемы и пути решения.

Зам. директора по ВР

Октябрь

Семинар-тренинг:

 

1. Сохранение психического здоровья обучающихся.

3. Организационные условия проведения профилактики суицидального поведения.

 

 

Факторы и мотивы суицидального поведения детей и подростков

Зам. директора по ВР

Октябрь

2. Особенности профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.

  Ноябрь

4. Выявление ранних суицидальных признаков (факторов риска) у несовершеннолетних.

педагог-психолог

Ноябрь

октябрь

3. Информационная безопасность несовершеннолетних.

Декабрь

5. Профилактика конфликтных ситуаций в ученическом коллективе.

4. Проблемы семьи в контексте современного психологического знания.

 

6. Организация психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних с аддиктивным поведением в условиях общеобразовательной школы.

Декабрь

 

5. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей группы риска.

Февраль

Январь

6. Оказание помощи родителям и детям, находящимся в социально опасном положении.

 

7. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

 

Март

Февраль

 

 

Апрель

Март

 

 

 

  Апрель

www.fcprc.ru

www.fcprc.ru

Функции учителя в профилактике суицидального поведения обучающихся Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях). Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой , социальной сферах; Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации, беседа с обучающимся); Направление обучающегося к профильным специалистам (педагог-психолог, иные специалисты); Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом).

Функции учителя в профилактике суицидального поведения обучающихся

  • Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях).
  • Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой , социальной сферах;
  • Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации, беседа с обучающимся);
  • Направление обучающегося к профильным специалистам (педагог-психолог, иные специалисты);
  • Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом).
Что может сделать взрослый, который заметил у подростка признаки суицидального поведения: Собрать информацию (у друзей, учителей, родителей, в интернете напр. В странице vkontakte). Поговорить с самим ребенком :  цели разговора: понять, действительно ли он думает о самоубийстве (внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, попытайтесь убедить его проговорить свои чувства); Дать выговориться; Расширить перспективу, вывести из «тоннельного» мышления, дать надежду на будущее; Оказать эмоциональную поддержку, придать уверенность, объяснить, что вместе вы обязательно справитесь с проблемами. Проинформировать родителей ; Направить к специалисту

Что может сделать взрослый, который заметил у подростка признаки суицидального поведения:

  • Собрать информацию (у друзей, учителей, родителей, в интернете напр. В странице vkontakte).
  • Поговорить с самим ребенком :

цели разговора:

  • понять, действительно ли он думает о самоубийстве (внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, попытайтесь убедить его проговорить свои чувства);
  • Дать выговориться;
  • Расширить перспективу, вывести из «тоннельного» мышления, дать надежду на будущее;
  • Оказать эмоциональную поддержку, придать уверенность, объяснить, что вместе вы обязательно справитесь с проблемами.
  • Проинформировать родителей ;
  • Направить к специалисту
Нужные слова № Если Вы слышите 1 Обязательно скажите Ненавижу учебу, класс 2 3 Все кажется таким безнадежным Никогда не говорите Всем будет лучше без меня! 4 Вы меня не понимаете! 5 Я совершил(а) ужасный поступок 6 А если у меня не получится?

Нужные слова

Если Вы слышите

1

Обязательно скажите

Ненавижу учебу, класс

2

3

Все кажется таким безнадежным

Никогда не говорите

Всем будет лучше без меня!

4

Вы меня не понимаете!

5

Я совершил(а) ужасный поступок

6

А если у меня не получится?

№ Если вы слышите п/п 1 Обязательно скажите Ненавижу учёбу, класс. 2 3 Никогда не говорите Что у нас происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь? Всё кажется таким безнадёжным. 4 Всем было бы лучше без меня! Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь Когда я был в твоём возрасте. Да ты просто лентяй Подумай лучше о тех, кому ещё хуже, чем тебе Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит Вы не понимаете меня! 5 6 Не говори глупостей. Давай по­говорим о чём-нибудь другом Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать Я совершил ужасный поступок. Кто же может понять молодёжь в наши дни. Никому не нужны чужие проблемы Давай сядем поговорим об этом А если у меня не получится? Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому. Если не получится, я буду знать, что ты сделал всё возможное Что посеешь, то и пожнёшь! Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!

Если вы слышите

п/п

1

Обязательно скажите

Ненавижу учёбу, класс.

2

3

Никогда не говорите

Что у нас происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?

Всё кажется таким безнадёжным.

4

Всем было бы лучше без меня!

Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь

Когда я был в твоём возрасте. Да ты просто лентяй

Подумай лучше о тех, кому ещё хуже, чем тебе

Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит

Вы не понимаете меня!

5

6

Не говори глупостей. Давай по­говорим о чём-нибудь другом

Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать

Я совершил ужасный поступок.

Кто же может понять молодёжь в наши дни. Никому не нужны чужие проблемы

Давай сядем поговорим об этом

А если у меня не получится?

Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому. Если не получится, я буду знать, что ты сделал всё возможное

Что посеешь, то и пожнёшь!

Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!

Работа с родителями

1.

Лекторий для родителей:

2.

Сентябрь-май

1. Роль наказания и поощрения в воспитании детей.

3.

Общешкольные родительские собрания:

4.

Семинар-практикум для опекунов несовершеннолетних:

1. Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков.

Зам. директора по ВР

 

2. Эффективные стили семейного воспитания.

Взрослые и дети. Как понять друг друга?

Работа с семьями обучающихся, находящихся в социально-опасном положении

3. Возрастные особенности подростков и их проявление в поведении.

2. Взаимодействие школы и семьи как необходимое условие профилактики преступлений и правонарушений среди детей и подростков, социализация личности.

Зам. директора по ВР

Сентябрь

 

В течение учебного года

4. Профилактика возникновения кризисных состояний у детей и подростков.

3. Семейные конфликты и конструктивные способы их разрешения.

ноябрь

 

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

5. Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка.

4. Соблюдения прав детей как необходимое условие профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Ноябрь

 

6. Как сохранить детское доверие?

 

7. Влияние семейных кризисных ситуаций на развитие личности ребёнка.

 

8. Информационная безопасность детей в сети Интернет. Что нужно знать родителям.

Январь

9. Экзамены без стресса.

 

10. Профессиональное самоопределение подростков.

Март

5. Консультации для родителей обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации 6. В течение учебного года Родительский урок по теме: «Поведенческие реакции детей и подростков в стрессовой ситуации» 7. педагог-психолог, социальный педагог октябрь Круглый стол: 8. 9. Выпуск тематической продукции для родителей по профилактике суицидального поведения детей и подростков   1. Жестокое обращение с ребёнком. Причина, последствия, помощь. Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР Сентябрь 2. Тревожность и её влияние на развитие личности. В течение учебного года Социологический опрос родителей: 1. Дети и интернет.   3. Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта.   Зам. директора по ВР Октябрь Февраль 2. Я и мой ребёнок. социальный педагог   Февраль Май

5.

Консультации для родителей обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации

6.

В течение учебного года

Родительский урок по теме: «Поведенческие реакции детей и подростков в стрессовой ситуации»

7.

педагог-психолог, социальный педагог

октябрь

Круглый стол:

8.

9.

Выпуск тематической продукции для родителей по профилактике суицидального поведения детей и подростков

 

1. Жестокое обращение с ребёнком. Причина, последствия, помощь.

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Сентябрь

2. Тревожность и её влияние на развитие личности.

В течение учебного года

Социологический опрос родителей:

1. Дети и интернет.

 

3. Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта.

 

Зам. директора по ВР

Октябрь

Февраль

2. Я и мой ребёнок.

социальный педагог

 

Февраль

Май

Способы использования интернета детьми от 5 до 18 лет

Способы использования интернета детьми от 5 до 18 лет

Работа с обучающимися

1.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в кризисном состоянии

2.

До 1.09

Контроль за учащимися, не посещающими или систематически пропускающими учебные занятия в школе

3.

Зам. директора по ВР

В течение учебного года

Выявление детей с выраженной социально-психологической дезадаптацией

4.

классные руководители

октябрь

5.

Изучение межличностных взаимоотношений обучающихся в классных коллективах (социометрия) и выявление детей с низким социальным статусом

Изучение адаптации обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов, в том числе, самооценки, уровня тревожности

педагог-психолог,

I-е полугодие учебного года

6.

педагог-психолог,

социальный педагог

Комплексная психологическая диагностика обучающихся с проблемами обучения, развития, воспитания

I-е полугодие учебного года

7.

II-е полугодие учебного года

социальный педагог

педагог-психолог,

Месячник профилактики антивитального поведения

8.

социальный педагог

педагог-психолог

ноябрь

Рейды по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях в микрорайоне школы, оказание им необходимой помощи

Зам. директора по ВР

1 раз в четверть

социальный педагог

9.

10.

Консультации для обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации

В течение учебного года

Ролевые игры:

11.

В течение учебного года

педагог-психолог

1. Конфликты в нашей жизни (5-е классы).

Диспут: «Успех в жизни» (10-11-е классы)

12.

педагог-психолог, классные руководители

январь

Психологический тренинг с учащимися 5-11-х классов:

13.

2. Толерантность (6-е классы).

1. Снятие конфликтных ситуаций.

14.

Круглый стол с учащимися 9-11-х классов по теме: «Формирование здорового образа жизни, первичная профилактика социально обусловленных заболеваний в детско-подростковой и молодёжной среде: проблема, поиски, решения»

 

Зам. директора по ВР

3. Как преодолевать тревогу (7-е классы).

педагог-психолог

декабрь

4. Способы решения конфликтов с родителями (8-е классы).

Работа почты доверия для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

  Ноябрь

2. Умей сказать «Нет!».

15.

до 1.09

3. Профилактика стресса

Зам. директора по ВР

5. Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессами (9-е классы).

Январь

Акция «Я люблю тебя, жизнь!»

16.

6. Грани моего Я (10-е классы).

педагог-психолог

апрель

май

Создание страницы на школьном сайте в сети Интернет с информацией для родителей и обучающихся по психологическим вопросам

17.

7. Способы саморегуляции эмоционального состояния (11-е классы).

Зам. директора по ВР

01.09

Информирование обучающихся и их родителей о работе службы детского телефона доверия

8. Безопасное поведение в сети - интернет

Зам. директора по ВР

В течение учебного года

классные руководители

18.

19.

Классные часы, формирующие в процессе воспитательной работы у обучающихся такие понятия как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни»:

В течение учебного года

Беседы для обучающихся 1-4-х классов:

1. Человек свободного общества.

В течение учебного года

классные руководители

1. Как справиться со страхом.

2. Учимся строить отношения.

классные руководители

2. Мир моего общения.

3. Моё здоровье.

3. Школьные трудности.

4. Преступление и наказание.

5. Наши чувства и действия.

4. Учимся дарить радость другим людям.

Для обучающихся 5-8-х классов:

6. Почему трудно признать свою вину?

1. Научились ли мы общаться?

7. Обидчивость, несдержанность, раздражительность

2. Умей помогать себе.

8. Дружба — главное чудо.

9. Любовью дорожить умейте.

3. Как справиться с плохим настроением.

4. Освоение способов повышения настроения.

10. Поговорим ещё раз о любви.

5. Мы - умные пользователи интернета.

11. Наша дружная семья.

12. Дети и родители. Давайте понимать друг друга

Для обучающихся 9-11-х классов:

1. Мои сильные стороны.

13. Интернет: друг или враг?

2. Жизнь по собственному выбору.

3. Откровенный разговор.

4. Самовосприятие, самоуважение, самоодобрение.

5. Взаимоотношения в группе сверстников.

6. Уроки безопасности в сети Интернет.

Таблица для первичного выявления детей группы суицидального риска (для классного руководителя) Факторы Особенности Идеальные Фамилия Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»)   Косвенные высказывания о возможности суицидаль­ных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся за меня волноваться») Ситуативные   Суициды родственников, родителей   Смерть близкого родственника   Неизлечимые или тяжёлые соматические заболева­ния близких родственников, самого ребёнка Наличие в семье психических больных     Разводящиеся родители, конфликты в семье   Алкоголизм или наркомания родителей, асоциаль­ная семья   Неполная семья, семья с отчимом или мачехой   Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение)   Изменение места жительства, места учёбы (в течение последнего года)   Является отверженным   Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого)  

Таблица для первичного выявления детей группы суицидального риска (для классного руководителя)

Факторы

Особенности

Идеальные

Фамилия

Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»)

 

Косвенные высказывания о возможности суицидаль­ных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся за меня волноваться»)

Ситуативные

 

Суициды родственников, родителей

 

Смерть близкого родственника

 

Неизлечимые или тяжёлые соматические заболева­ния близких родственников, самого ребёнка

Наличие в семье психических больных

 

 

Разводящиеся родители, конфликты в семье

 

Алкоголизм или наркомания родителей, асоциаль­ная семья

 

Неполная семья, семья с отчимом или мачехой

 

Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение)

 

Изменение места жительства, места учёбы (в течение последнего года)

 

Является отверженным

 

Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого)

 

Таблица для первичного выявления детей группы суицидального риска (для классного руководителя) Поведенческие Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи)   Резкое изменение стиля поведения и способов обще­ния (был таким — стал другим) Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение     Употребление подростком наркотиков Изменение аппетита, сна, ритма жизни     Стремление к рискованным действиям Резкое несоблюдение правил личной гигиены     Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство  

Таблица для первичного выявления детей группы суицидального риска (для классного руководителя)

Поведенческие

Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи)

 

Резкое изменение стиля поведения и способов обще­ния (был таким — стал другим)

Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение

 

 

Употребление подростком наркотиков

Изменение аппетита, сна, ритма жизни

 

 

Стремление к рискованным действиям

Резкое несоблюдение правил личной гигиены

 

 

Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство

 

ЗАДАНИЕ 2

Факторы личности

Зло

Я заброшен судьбой на мрач­ный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление

Добро

Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким

Мероприятия

Выраженное чувство долга, обязательность

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречён на горе

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам

Я отдалён от всего человече­ства; я отшельник, изгнан­ный из общества людей

Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и от моего безотрадного положения

Концентрация внимания на состоянии собственного здо­ровья, боязнь причинения себе физического ущерба

Я беззащитен против нападе­ния людей и зверей

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться

Учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности само­убийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения

Мне не с кем перемолвиться словом и некому утешить меня

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нём ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Афри­канский берег?

Убеждения о неиспользованных жизненных возможностях

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать своё тело

Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов и замыслов

Психологическая гибкость, умение компенсировать не­гативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряжённости

Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды

Наличие актуальных жизненных ценностей и целей

Планирование ближайшего и перспективного будущего

Факторы личности

Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким

Мероприятия

Конкурс рисунков «Моя семья».

Выраженное чувство долга, обязательность

Спортивный праздник «Наша дружная семья». Игра «Я и мои друзья»

Литературная конференция «Долг чести». Конкурс чтецов «И помнит вся Россия.»

Концентрация внимания на состоянии собственного здо­ровья, боязнь причинения себе физического ущерба

Учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности само­убийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения

Конкурс стенгазет «Не навреди».

Дискуссия «Марионетка». Беседа «Жизнь — дар Божий»

Мозговой штурм «Надо ли изменить своё поведение»

Убеждения о неиспользованных жизненных возможностях

Вечер встречи с интересными людьми. Деловая игра «Мой старт»

Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов и замыслов

Конкурс рассказов «История моей семьи». Конкурс проектов «Мои потомки»

Психологическая гибкость, умение компенсировать не­гативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряжённости

Тренинги «На тропе доверия». Игра «Умей сказать «нет»

Наличие актуальных жизненных ценностей и целей

Дискуссия «Для чего живёт человек?»

Планирование ближайшего и перспективного будущего

Сочинение «Мои планы». Деловая игра «Я через 10 лет»

ЗАДАНИЕ 3  Зло Я заброшен судьбой на мрач­ный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречён на горе Я отдалён от всего человече­ства; я отшельник, изгнан­ный из общества людей Я беззащитен против нападе­ния людей и зверей Мне не с кем перемолвиться словом и некому утешить меня У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать своё тело

ЗАДАНИЕ 3

Зло

Я заброшен судьбой на мрач­ный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречён на горе

Я отдалён от всего человече­ства; я отшельник, изгнан­ный из общества людей

Я беззащитен против нападе­ния людей и зверей

Мне не с кем перемолвиться словом и некому утешить меня

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать своё тело

Зло

Добро

Я заброшен судьбой на мрач­ный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречён на горе

Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и от моего безотрадного положения

Я отдалён от всего человече­ства; я отшельник, изгнан­ный из общества людей

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться

Я беззащитен против нападе­ния людей и зверей

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нём ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Афри­канский берег?

Мне не с кем перемолвиться словом и некому утешить меня

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать своё тело

Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды

Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ

Критерии эффективности профилактической работы

1. Количество охваченных педагогических работников инструктивно-методическими семинарами по организации профилактики суицидального поведения несовершеннолетних (педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей, социальных работников и др.) от общего числа специалистов.

2. Количество охваченных обучающихся от общего числа в образовательной организации проведенными консультациями, семинарами-практикумами, тренингами ролевыми играми, классными часами.

3. Реализация основных и дополнительных профилактических программ, разработанных с учетом возраста учащихся: «Здоровье», «Твой выбор», «Не допустить беды», «Все цвета, кроме черного», «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все, что тебя касается» и др.

4. Количество охваченных родителей от общего числа проведенными мероприятиями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в области формирования навыков безопасного поведения, эмоционально-волевых расстройств детей и подростков и профилактики рисков развития суицидального поведения, в том числе.

5. Отсутствие случаев завершенных и незавершенных суицидов в образовательной организации.

Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ Отчет о проведении работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков № п/п Образовательная организация     Индивидуальная работа с группой риска   Количество консультаций     Общий охват обучающихся Работа с родителями индивидуальная (консультации) 1   2 Количество консультаций*   Общий охват участников 3 Работа с родителями групповая*   4 Количество мероприятий   Охват Мероприятия с несовершеннолетними* 5   6 Количество мероприятий* Общий охват   7 Мероприятия с педагогическими работниками* 8 Количество мероприятий*   Общий охват   Тематические информационные материалы на сайте школы 9   Количество образовательных программ по профилактике суицидального поведения детей и подростков, в том числе в сети Интернет ссылки 10 Количество программ*   11 12    

Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ

Отчет о проведении работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

№ п/п

Образовательная организация

 

 

Индивидуальная работа с группой риска

 

Количество консультаций

 

 

Общий охват обучающихся

Работа с родителями индивидуальная (консультации)

1

 

2

Количество консультаций*

 

Общий охват участников

3

Работа с родителями групповая*

 

4

Количество мероприятий

 

Охват

Мероприятия с несовершеннолетними*

5

 

6

Количество мероприятий*

Общий охват

 

7

Мероприятия с педагогическими работниками*

8

Количество мероприятий*

 

Общий охват

 

Тематические информационные материалы на сайте школы

9

 

Количество образовательных программ по профилактике суицидального поведения детей и подростков, в том числе в сети Интернет

ссылки

10

Количество программ*

 

11

12

 

 

Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ Отчет о проведении работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков 7   Наименование тем мероприятий с несовершеннолетними тематические классные часы, психологические тренинги, направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни     профилактические занятия с обучающимися с участием медработников   3 Наименование тем мероприятий с родителями   тематические родительские собрания   9 Наименование тем мероприятий с педагогическими работниками   мероприятия с педагогическими работниками   12     Название программы Образовательные программы по профилактике суицидального поведения детей и подростков, в том числе в сети Интернет   Автор       Сроки реализации     период проведения     классы     оценка эффективности (количественные и качественные параметры)  

Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ

Отчет о проведении работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

7

 

Наименование тем мероприятий с несовершеннолетними

тематические классные часы, психологические тренинги, направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни

 

 

профилактические занятия с обучающимися с участием медработников

 

3

Наименование тем мероприятий с родителями

 

тематические родительские собрания

 

9

Наименование тем мероприятий с педагогическими работниками

 

мероприятия с педагогическими работниками

 

12

 

 

Название программы

Образовательные программы по профилактике суицидального поведения детей и подростков, в том числе в сети Интернет

 

Автор

 

 

 

Сроки реализации

 

 

период проведения

 

 

классы

 

 

оценка эффективности (количественные и качественные параметры)

 

Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ

Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ

Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ Куда обращаться в кризисных ситуациях? Детский телефон доверия: 8-800-2000-122  Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ: для абонентов сотовой связи Воронежской области 123  или  8 (473) 222-60-02 , КУЗ Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер: 8 (473) 253 – 14 – 60

Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ

Куда обращаться в кризисных ситуациях?

  • Детский телефон доверия: 8-800-2000-122
  • Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ:

для абонентов сотовой связи Воронежской области 123 или 8 (473) 222-60-02 ,

  • КУЗ Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер:

8 (473) 253 – 14 – 60

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!