СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профилактика суицидального поведения у подростков». Выступление психолога перед педагогами

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Профилактика суицидального поведения у подростков». Выступление психолога перед педагогами»

Выступление психолога перед педагогами «Профилактика суицидального поведения у подростков».

Тематика выступления:

1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у подростков.

2. Способы профилактики суицидальных тенденций.
Цель:

1. Информировать учителей, родителей о существовании проблемы подросткового суицида.

2. Дать основные понятия суицида. Предрасположенность, факторы риска и психологические состояния, способствующие самоубийству.

3. Научить, как можно помочь предотвратить самоубийство подростка, а также взрослого.

4. Дать понятие о профилактической работе в групповом и индивидуальном направлении. (Беседа рассчитана на 50 – 60 минут).

За день в мире убивают себя 2300 человек, за год – 800 тысяч человек. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, самоубийства привели в 2000 г. к 814000 смертельных исходов, из которых около 20% пришлось на юношеский и подростковый возраст (для сравнения, в автокатастрофах ежегодно гибнет около 840 тысяч человек в год).

По разным данным, еще от 8 до 30 миллионов людей неудачно покушаются на свою жизнь. При этом каждый второй, пытавшийся покончить с собой, в течение года повторяет свою попытку, обычно в более тяжелой форме. Каждый третий покончивший с собой совершал суицидальную попытку в прошлом.
Беларусь занимает 6 место по распространенности самоубийств после европейских стран. Ее показатели по данному параметру: 1990г.-20,5 самоубийств на 100 тыс. населения в год; 1996 – 35,3 на 100тыс. в год; 2004 – 33,3 на 100 тыс. в год. При этом самоубийство является 5 причиной смерти наиболее работоспособного населения (между 15 и 45 годами) после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований, болезней органов дыхания и болезней органов пищеварения. Что касается суицидальных попыток, то показатели здесь таковы: 1997г. – 42,3 на 100 тыс.; 2000 – 45,6 на 100 тыс.; 2001 – 46, 2 на 100 тыс. в год.

Дети особенно младше 13 лет, редко совершают самоубийства. Это объясняется тем, что они все еще зависят от так необходимых им в этом возрасте объектов любви. У них еще не завершен процесс внутренней идентификации, поэтому мысль о враждебности им кажется слишком пугающей и болезненной. Только когда сделаны первые шаги на пути идентификации, дети становятся независимыми, чтобы совершить самоубийство.

С возрастом количество самоубийств увеличивается, достигая пика у мужчин – 85 лет и женщин – 45 – 54 лет. Самоубийства чаще совершаются неверующими людьми по сравнения с исповедующими какую – нибудь религию. Женщины чаще мужчин покушаются на самоубийство, но их попытки реже заканчиваются смертью, так как мужчины применяют более жесткие методы, чем женщины (вешаются, падают, стреляют). Женщины чаще угрожают самоубийством, но далеко не всегда по – настоящему хотят этого.

У 10% совершенных покушений имелось твердое намерение умереть, у 90% - крик о помощи.

Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 14 до 19 лет. Однако, отмечается омоложение состава несовершеннолетних суицидантов. По сведениям, поступившим из субъектов Российской Федерации, среди детей дошкольного возраста (до 7 лет) в 2010 году зафиксирован 1 случай оконченного суицида, а от 7 до 10 лет – 12 случаев. Причем только в 30% зарегистрированных случаев решаются на самоубийство дети и подростки из социально уязвимых групп (неблагополучные семьи, девиантные подростки), в остальных случаях это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей. Наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что лишь в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это желание привлечение к себе внимание. Т.е. подростки решаются на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестуют таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Суицид в этом случае это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым. Некоторые из самоубийц умирают, молясь, чтобы их кто-то нашел, спас до того, как наступит конец". (Ди Снайдер)

Виды суицида: Существуют 3 вида суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.

  Истинный суицид
Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.
Скрытый суицид

    Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например,  рискованная езда на автомобиле, мотоцикле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида),  занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее  поведение. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

Демонстративный суицид

– это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.

Среди основных причин суицида выделяют следующие:

Несчастная любовь, разрыв романтических отношений

В большинстве случаев для подростка данная ситуация сильная травма. Его или ее мир рушится. Банальные выражения типа "время лечит" или "есть и другие" не помогают, так как подросткам нужно все и сейчас, а не потом.

Беременность девочек (боязнь признаться родителям, страх перед будущим)

Смерть любимого или близкого человека

Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьей горе часто отодвигает подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.

Потеря "лица"

Взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута. Или выпускник школы, стремящийся поступить в колледж, но вместо этого терпящий неудачу, и все это знают.

Проблемы и конфликты в семье. Развод

Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.

Потеря одного из родителей вследствие развода наносит больший ущерб чувствам подростка, чем это принято считать. Многие подростки чувствуют ответственность за развал семьи. Надуманный или реальный страх перед возможным разводом также вызывает непереносимые страдания.

Слишком жесткое воспитание в виде очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

Конфликты с учителями, боязнь ЕГЭ. Давление в школе

Стремление к высоким оценкам; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.

Конфликты с друзьями. Давление со стороны сверстников

Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; музыкальные пристрастия.

Давление родителей

Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

Физическая непривлекательность

Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной. А какие страдания доставляют юношеские прыщики на лице!

Одежда

Под влиянием средств массовой информации и распространенной среди подростков манеры одеваться, подросток оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить.

Неуспешность в учебе

Часто "гениальность" старшего брата или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу подростка.

Недостаток общения, одниночество

Многие подростки чувствуют себя настолько изолированными и одинокими, что уверены, что никто им не поможет и никто не позаботится о них. Так это или нет на самом деле - не имеет значения. Суть в том, как они это воспринимают, страдая в молчаливой изоляции.

Отсутствие коммуникативных навыков, неумение общаться, гиперопека.

Молодежь не умеет самостоятельно мыслить, она зомбирована передачами, типа “Дом-2”, легким чтивом, примитивным кино, отупляющими компьютерными игрушками. Поэтому решение сложных задач, которые встают перед каждым человеком, в силу их ограниченных возможностей, исключается. Невозможность достижения целей, неумение решать проблемы заставляет молодого человека искать легких и простых способов решения возникшей проблемы.

Страх перед будущим. Потеря смысла жизни.

Подражание кумирам. 

В 1999 году в Челябинске две 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома.  В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка,  если он фанат погибшего кумира.

Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  • ранние попытки к суициду;

  • суициды в семье или в окружении друзей;

  • алкоголизм, хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;

  • аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;

  • хронические или смертельные болезни;

  • тяжёлые утраты, семейные проблемы;

  • психические заболевания ( неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением; шизофрения).

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Подростки даже объединяются в группы с целью создания некой субкультуры самоубийств. К суициду молодежь подталкивает также рост молодежных течений, типа эмо, отчасти готов.

В интернете есть сайты, которые пропагандируют самоубийства.

Признаки готовящегося самоубийства

Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно и люди не всегда осознают ее начала. Проявляется она в тревоге, унынии, замкнутости, нарушении сна, изменении аппетита, в виде соматических недомоганий, агрессивности, снижении интереса к себе, к учебе и т.д.

80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.
Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!

Словесные признаки

  • Подростки часто говорят о своем душевном   состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.

  • Делают намёки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

  • Шутят на тему самоубийства.

  • Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

Поведенческие признаки

  • Раздача ценных вещей.  Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

  • Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток  долго задерживаться в этом мире не собирается.

  • Прощание.

  • Демонстрируют радикальные  перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки.

  • Подросток социально изолирован.( не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным)

  • Живет в нестабильном состоянии. (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);

  • Ощущает себя жертвой насилия.

  • Перенес тяжелую потерю.

  • Слишком критически настроен

  • Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых или членов семьи.

Как предотвратить суицид?

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. В действительности же, молодые люди представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они врят ли будут.

Если замечена склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:

1.Внимательно выслушайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.

2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема.

3. Правильно формулируйте вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима.

4. Говорите искренне. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план-знак реальной опасности.

5.Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.

6. Не выражайте удивления от услышанного и не осуждайте ребенка за любые, самые шокирующие высказывания.

Не спорьте и не настаивайте на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.

7. Постарайтесь изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти.

8. Подчеркните временный характер проблемы, стремитесь вселить в подростка надежду, которая, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

7. Сформируйте у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход». Неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»

Главная задача педагога при этом- укрепление желания жить.

Для профилактики суицидальных мыслей и попыток у подростков необходимо:

-Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. (формировать положительные эмоции,  оптимизм: ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не  совсем по душе. Положительный заряд энергии   помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и  взрослыми).

-Вовлекать  подростков в полезные виды деятельности, переключать деструктивную энергию на социально-значимые виды деятельности.

-Работать над формированием классных коллективов, нормализацией стиля общения с обучающимися.

-Просвещать родителей. Вести работу с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребёнок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернётся к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его. Посоветуйте обратиться за помощью к психологам, врачам, священникам.

ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ.

Существуют социально-психологические факторы, относящиеся к подросткам и молодым людям, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям. Среди них встречаются:

Личностные защитные факторы (у подростка):

• Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми;
• Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения
жизненных целей;
• Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей,
например, в школе;
• Стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений;
• Открытость к мнению и опыту других людей;
• Открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания;

Культуральные и социо-демографические факторы:

• Участие в общественной жизни (например, в спортивных соревнованиях и
• событиях, клубах, обществах и т.д.);
• Хорошие, ровные отношения со сверстниками в школе;
• Хорошие отношения с учителями и другими взрослыми;
• Поддержка со стороны близких людей.

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ СУИЦИДАЛЬНОСТИ.

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности


  • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;


  • Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;


  • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;


  • Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;


  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;


  • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;


  • Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;


  • Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Работа над повышением жизнестойкости подростка.
Особую важность в деятельности по профилактике суицида имеют различные формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка, предлагающие ему различные способы управления своим состоянием:
1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.
2. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• «Я – концепции» (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
• собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
• умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
• осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
3. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критиче­ской самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
• формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
• формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспектив­ные цели и достигать их;
• формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
• формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния;
• формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуа­ций, выражения чувств, принятия решений);
• формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
4. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения:
• навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
• навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
• навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
• навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
• навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
• навыков бесконфликтного и эффективного общения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!