СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидальных тенденций у детей. Выступление педагога-психолога на педагогическом совете.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидальных тенденций у детей. Выступление педагога-психолога на педагогическом совете.»

Выступление психолога перед педагогами

«Профилактика суицидальных тенденций у детей»

1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у детей младше 11 лет.

2. Способы профилактики суицидальных тенденций.

Задачи:

-информирование педагогов школы о существовании проблемы детского суицида.
-формирование понятие о суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
-изучение мер профилактики и предупреждения  детского суицида, связанных с социально - психологической поддержкой  детей в школе и в семье.

Пристальное внимание правительства и общественности в последнее время уделяется детскому суициду. Это проблема, о которой многие боятся даже думать и отгоняют мысли об этом, настолько страшной и невообразимой она кажется. Однако, серьезность и актуальность данной темы на сегодняшний день подтверждают следующие факты:

Последние 6-7 лет частота суицидов в России составляет 19-20 случаев на 100 тысяч детей. В то время как средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч ( т.е.почти в 3 раза больше). Ежегодно суицидальных попыток насчитывается около 4000. По количеству детских самоубийств наша страна находится на шестом месте в мире и на первом в Европе. В 2010 году официально зарегистрировано 1 576 случаев смертности несовершеннолетних от суицида. Среди них: детей до 14 лет – 195, от 15 до 19 лет – 1 381. За февраль 2017 года в нашей стране официально зарегистрировано более 20 случаев оконченного детского суицида. Каждый год в России около 2000 детей пытаются закончить жизнь самоубийством из – за издевательств в семье. 50% совершается в алкогольном опьянении. 80% совершаемых самоубийств имели в прошлом неудачные попытки. Мальчики в три раза чаще совершают самоубийство, чем девочки. Девочки в три раза чаще мальчиков совершают попытки к самоубийству. Самоубийство – второй по частоте вид смерти у детей.

- Так что же такое суицид? И почему же это страшное явление проявляется именно в детском возрасте? На это вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Суицид – это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека смысл.

 Самым нелепым и трагичным считается детский суицид. На фоне войн, криминала, проституции и убийств детский суицид считается самым бессмысленным явлением. Однако статистика неумолима: все больше детей за последние годы пытаются или в конечнм счете уходят из жизни по собственной воле. Какие причины и толкают на данный шаг? Рассматривая их, можно предложить профилактику детского суицида.

Считается, что у ребенка нет причин для депрессии и желания уйти из жизни. Родители делают все, чтобы превратить жизни своих чад в беззаботные существования. Однако сайт психологической помощи psymedcare.ru указывает на то, что большая часть самоубийц, которые попытались или достигли смерти, являются выходцами из благополучных и полных семей. Как так получается? Ребенок здоровый, энергичный, живет в любящей семье и получает хорошие отметки в школе – почему он решается на самоубийство? Данная проблема является актуальной, поскольку все больше здоровых и благополучных детей уходит из жизни, так и не дав времени себе познать ее. Вот почему данный шаг считается нелепым: ребенок еще не узнал ничего о жизни, а уже ушел из нее или потерял полный интерес. Решая проблему детского суицида, можно устранить число самоубийств, совершенных по глупости. Что такое детский суицид? Уберечь ребенка от пагубного поступка вполне возможно. Следует просто понимать механизм, который происходит в голове маленького человечка. Что такое детский суицид? Это совершение поступка, который направлен на избавление себя от жизни. Ребенок убивает самого себя, что является конечной точкой, по его мнению. Примечательным становится то, что всегда можно остановить чадо на пути к смерти. Обычно дети различными завуалированными способами обращаются к взрослым, чтобы те их услышали, помогли, поддержали и т. д. Ребенок чувствует себя плохо, о чем он сигнализирует неявными способами. Если взрослые остаются невнимательными к его беде, тогда он решается на самоубийство. Детский суицид не всегда взывает о помощи. Порой дети вырастают с чувством беспомощности и собственной немощности, что в итоге и толкает их на суицид. Здесь следует рассматривать такой вариант, как неспособность ребенка справиться с жизненными проблемами. Чем более старшим ребенок становится, тем больше он желает самостоятельно решать собственные проблемы. Однако даже взрослые люди порой сталкиваются с такими трудностями, которые их эмоционально изматывают, вводят в депрессию, формируют комплексы. Если ребенок не способен решить некую проблему, это его начинает угнетать. Если при имеющейся проблеме ребенка неправильно наставляют и воспитывают, это еще больше усугубляет ситуацию. К примеру, ребенок не имеет возможности обратиться к родителям за советом или рассказать о своей проблеме. Ребенка постоянно обучают тому, что необходимо находиться ниже травы и не высовываться. Подобные подходы делают ребенка слабым. Проблема его угнетает, а он не видит выхода, кроме одного – покончить с жизнью. Порой можно говорить о желании ребенка путем самоубийства обратить на себя внимание. Здесь либо ребенок постоянно испытывает равнодушие со стороны родителей, либо он таким шагом хочет получить свое (происходит шантаж). Почему ребенок прибегает к суициду, об этом следует поговорить. перейти наверх Причины детского суицида Многие полагают, будто детский суицид совершается людьми, которые неуравновешенные, психически нездоровые. На самом деле психологи говорят о том, что большая часть суицидальных попыток совершается детьми, которые являются абсолютно здоровыми и выходцами из полноценных семей. Психическое душевное равновесие является причиной детского суицида, но не в том смысле, в котором оно понимается. Распространенной причиной детского самоубийства являются переживания, которые ребенок не способен вынести. Здесь есть множество факторов, которые могут вызвать глубокие переживания у ребенка. К примеру, родители разводятся, в школе ребенок не общается с одноклассниками, есть учитель, который постоянно унижает школьника, и т. д. Взрослые могут сказать, что такие проблемы являются несущественными. Из-за них не стоит расстраиваться. Однако психика ребенка пока не такая зрелая. Чадо воспринимает некоторые ситуации особенно трагично, считая, что если их не разрешить, то единственным выходом является самоубийство. Поскольку взрослые порой принижают значение переживаний детей, они могут проигнорировать первые сигналы надвигающейся катастрофы. Если взрослые не переживают, то ребенок погружается в собственные эмоции, что и может подтолкнуть его на суицид. Проблемами, которые вызывают глубокие переживания, могут быть: Ссоры со сверстниками, отсутствие друзей. Неразделенная любовь или измена партнера. Дети идеализируют любовные чувства, поэтому подобные ситуации их сильно задевают. Смерть родного или близкого человека. Конфликты с родителями, нездоровая обстановка в семье, развод родителей и пр. Увлечение алкоголем или наркотиками. Зависимости различного рода, к примеру, компьютерная зависимость. Насилие в семье. Беременность у девушки, что в 21% случаев толкает на мысль о самоубийстве. В некоторых случаях к суициду ребенок прибегает с целью шантажа. К примеру, он мог увидеть по телевизору, что можно заполучить любовь другого человека, если пригрозить ему самоубийством. Иногда ребенок действительно нуждается в некотором внимании к себе, а неполучение желаемого заставляет его думать о суициде. В любом случае необходимо отмечать любые колебания в настроении, поведении и разговорах ребенка, чтобы выявить зарождение суицидальной мысли. Следует понимать, что ребенок не за одну минуту принимает решение уйти из жизни. Данную мысль он вынашивает неделями, параллельно пытаясь получить поддержку или попросить о помощи, чтобы не прибегать к суициду. Если взрослые остаются равнодушными и невнимательными, тогда наступает момент, когда ребенок совершает попытку убить себя. перейти наверх Статистика детских суицидов Психологи ведут статистику детских суицидов, чтобы хоть иногда отрезвлять родителей. Кажется, что лично вашу семью данная трагедия не заденет. Как часто оказывается, детский суицид становится неожиданностью для всех ее членов. Согласно статистике, дети делают попытки покончить с жизнью не ранее 11-летнего возраста. Пик самоубийств приходится на возраст от 13 до 16 лет. Именно в данном возрасте подростки начинают интересоваться смертью и считают ее единственным выходом из сложной ситуации. Однако обольщаться не следует, поскольку даже младшие детки могут быть склонными к самоубийству. О чем говорит статистика: 85% всех детей думали о самоубийстве. Однако не все они хотят уйти из жизни. Просто таким способом они жаждут внимания к себе или поддержки. 80% всех суицидов были совершены на почве конфликтных отношений с близкими людьми. Девочки в 3 раза больше мальчишек прибегают к попыткам суицида. Однако мальчики в 4-5 раз больше достигают намеченного результата, нежели девочки. 70% самоубийств совершается психически здоровыми детьми. 80% из них включает в себя способ отравления. Более младшие дети прибегают к менее эффективным способам суицида. 60% всех детей-самоубийц – выходцы из полных семей. В 46,9% случаев причиной самоубийства являются конфликты с родителями, в 13,6% случаев – из-за ссор со сверстниками или по причине неразделенной любви. Следует понимать, что данная статистика является известной специалистам. А сколько еще было совершено попыток, которые закончились неудачей и не дошли до ученых? Проблема детских суицидов усугубляется еще и тем, что все больше становится интернет-организаций, которые пропагандируют самоубийство как самый идеальный способ решения любых проблем. Если ребенок не имеет друзей и не получает поддержки со стороны взрослых, то он входит в группу самоубийц. Нередко такие группы договариваются о массовом суициде, когда они соберутся в одном месте или в одно и то же время совершат некий поступок. Если ребенок входит в подобную группу, то он может поддаваться влиянию данного направления и совершить самоубийство «за компанию». Примечательным становится тот факт, что Украина и Россия входят в те страны, где число самоубийств (известных и зафиксированных) является самым высоким. А ведь данное количество можно умножить в 15 раз, чтобы точно понимать, сколько попыток удачных и неудачных совершается за год детьми. перейти наверх Профилактика детского суицида Детский суицид является самым нелепым случаем, которого следовало бы избежать. Когда из жизни уходит ребенок по причине суицида, данный факт становится шокирующим не только для родителей, но и для социума в целом. Чадо еще не столкнулось с серьезными проблемами, а уже решило уйти из жизни. Профилактика детского суицида должна стать самой главной в жизни родителей и педагогов. Сперва следует распознавать признаки, указывающие на то, что ребенок готовится к самоубийству: Депрессивное состояние и одиночество. Интерес к теме смерти в фильмах, книгах, разговорах. Детское творчество, которое передает глубинные мысли ребенка. Разговоры ребенка о том, что о нем никто не будет вспоминать и скучать, если его не станет. Разговоры о том, что ребенок никому не нужен. Мрачная, грустная музыка, которую слушает ребенок. Стремление к уединению, потеря интереса к общению с друзьями и прежним увлечениям. Дарение окружающим своих ценных вещей, которыми ранее ребенок дорожил. Первую помощь должны оказать родители, которые должны начать интересоваться жизнью своего чада. Пусть он расскажет о том, что происходит в его жизни. Пусть расскажет о своих проблемах, а вы помогите ему советом и окажите поддержку. Нередко родители узнают о попытке суицида своего ребенка уже по факту свершившегося. Если ребенок остался жив, тогда первое, что нужно сделать, — это показать ему, как вы рады, что он все еще с вами. Холодность и равнодушие родителей могут еще раз толкнуть ребенка на суицид. Живые эмоции покажут ребенку, что его все-таки любят. Запрещается ребенка ругать, бить, наказывать и унижать за то, что он сделал. Лучше всего отвести его к психологу, поскольку контакт между родителями и ребенком уже нарушен. Чтобы не было очередной попытки суицида, следует ребенка предоставить специалисту. При этом необходимо знать, что родители тоже будут активно участвовать во всех сеансах, чтобы наладить контакт с ребенком. Следует оградить чадо от просмотра фильмов, сайтов и прочтения книг, где культивируется самоубийство. При этом необходимо снизить требования по отношению к ребенку. Если он им не соответствует, то, возможно, именно они стали причиной эмоционального срыва, приведшего к пагубному действию. Любите своего ребенка таким, каков он есть, и показывайте это. перейти наверх Итог Детский суицид является одним из самых распространенных трагедий человечества. Его наличие говорит о нездоровой обстановке в семье, школе и социуме в целом, где ребенок по каким-то причинам не может спокойно жить и развиваться. Итог наличия равнодушия по отношению к ребенку – самоубийство, которое может закончиться положительным исходом. Не стоит игнорировать жизнь и эмоции своего ребенка. В первую очередь чадо зависит от своих родителей, которые должны его поддерживать и помогать. В противном случае ребенок остается наедине со своими проблемами и переживаниями, с чем он может не справиться.

Что в поведении учащегося должно насторожить учителя

 

               Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

               У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

               Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

               Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

               Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

               Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

 

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

               Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

               Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

               Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

               Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

               Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

               Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

               Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

 

Что делать учителю, если он обнаружил опасность

               Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

               Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.

               Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

КАК ПОМОЧЬ

ВЫСЛУШИВАЙТЕ - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо»,

«Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и

внимательно слушайте.

ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом

- большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или

избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг - «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем - признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны - узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

 

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

                     Сохранять контакт с . Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.

                     Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.

                     Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

                     Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.

     Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.

     Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

                     Понять, что стоит за внешней грубостью ребенка. Возможно, он отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

                     Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!