СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профилактика табакокурения в подростковой среде"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема табакокурения - одна из важнейших социально-педагогических проблем современного общества. С каждым годом увеличивается число людей с никотиновой зависимостью и в том числе детей и подростков. Многие хотят избавиться от этой зависимости, но самостоятельно этого сделать не могут.

Просмотр содержимого документа
«"Профилактика табакокурения в подростковой среде"»

«Профилактика табакокурения

в подростковой среде в условиях спецшколы»

Проблема табакокурения - одна из важнейших социально-педагогических проблем современного общества. С каждым годом увеличивается число людей с никотиновой зависимостью и в том числе детей и подростков. Многие хотят избавиться от этой зависимости, но самостоятельно этого сделать не могут.

Очень опасной стала ситуация среди детей. Современные дети по сравнению с другими поколениями стали более активными, и в то же время более слабонервными - различные компьютерные игры, суета городских улиц, загрязненность окружающей среды, большая учебная нагрузка - все это с раннего детства расшатывает психику детей, поэтому многие курят, чтобы расслабится, для снятия стресса.

Проблема табакокурения стала наиболее актуальной. Эта проблемой занимаются тысячи ученых во многих странах мира, пытаясь разработать наиболее эффективный способ, метод избавиться от этой привычки.

Исходя из всего этого, мы видим, как важно проводить комплекс мероприятий по профилактике табакокурения. Все согласятся, что гораздо легче предотвратить возможность никотиновой зависимости, чем решать уже существующую проблему, так как избавиться от этой зависимости очень трудно.

Причины приобщения подростков

к табакокурению и его последствия

Существует множество причин, почему подростки начинают курить. Стремление преодолеть неприятности, желание расслабиться, снять стресс и получить поддержку близкого окружения, а также склонность к экспериментированию и получению удовольствия являются важными причинами и мотивами курения.

Релаксационный мотив табакокурения широко известен не только взрослым, но и подросткам. Никотин считается эффективным и доступным средством борьбы со стрессом, который помогает курильщику легко обрести контроль над собой и своими эмоциями. Никотин одновременно успокаивает и бодрит.

Также причиной может послужить влияние сверстников: подросток начинает курить под давлением сверстников или, чтобы не выбиваться из толпы друзей. Степень влияния неформальной группы на поведение подростка обусловлена, с одной стороны, его индивидуальными психологическими особенностями, с другой - структурой и социальной направленностью группы. Кроме свойств личности и свойств группы определенную роль в этом плане играет то место, та «ступенька», которую занимает подросток в сложной иерархии внутригрупповых взаимоотношений (лидер, «шестерка» и т.д.). Это еще раз показывает, насколько для подростка в пубертатном периоде значимо влияние сверстников и нежелание оказаться «белой вороной».

Еще одной причиной курения может служить «игра с сигаретой»: подросткам нравятся все манипуляции, связанные с процессом курения, важны его аксессуары - зажигалки, пепельницы, сигареты определенного сорта. Этот факт подтверждает то, что подростков очень привлекают внешние проявления взрослости, а курение является ярким атрибутом взрослой жизни.

В подростковый период, который отличается интенсивным физическим развитием, повышена чувствительность организма к токсическим продуктам табачного дыма. Следует отметить, что основной причиной отказа от курения является ухудшение здоровья.

Негативные последствия табакокурения проявляются уже в раннем возрасте: отмечается табакозависимость, в результате которой большинство подростков не в состоянии самостоятельно отказаться от курения, хотя налицо желание многих из них бросить курить.

При построении профилактической работы с подростками, мы должны учитывать причины табакокурения, и уже в соответствии с ними строить дальнейшую деятельность.

Профилактическая работа - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению социальных, психолого-педагогических, медицинских и прочих проблем для достижения желаемого результата.

Под профилактической работой мы понимаем создание на занятиях таких ситуаций, которые подводят обучающихся к положительным установкам.

Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

Под профилактикой имеется ввиду совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации детей и подростков, а также разработку мер по ее предупреждению.

Предупреждение (профилактика, превенция) - это меры, которые осуществляются с конкретными намерениями свести к минимуму диапазон и опасность девиаций или нейтрализовать такую опасностью это могут быть меры воздействия на ситуацию в обществе в целом, или в социальной группе, или ситуацию отдельного человека. Причем воздействие может быть направлено как на лицо или группу лиц, совершивших депривацию, так и на потенциальных девиантов и населения в целом.

Первичная профилактика: сконцентрирована вокруг физической и социальной среды человека и / или социальной группы, а также факторов, оказывающих влияние на возможности для совершения депривации. Первичная профилактика нацелена на предотвращение чего-либо путем воздействия на условия общей среды, а не на индивидов.

Вторичная профилактика: ориентирована на индивидов или группы индивидов, которые потенциально имеют риск стать девиантами. Здесь предусматривается оказание поддержки семьям, находящимся на грани распада, детям, у которых не ладится учеба, подросткам, которым грозит безработица или бродяжничество.

Третичная профилактика: направлена на индивидов, которые уже характеризуются как девианты. Цель - удержать от рецидивного воспроизводства девиаций, девиантного стиля жизни, исключить влияние девиантной субкультуры.

Каждый вид профилактики представляет собой создание условий и возможностей для включения индивидов (недевиантов и лиц девиантного поведения) в легитимное социальное пространство.

«Направления профилактической деятельности»

1. Участие в реализации отдельных направлений социальной политики, предусматривающих профилактику негативных социальных явлений в обществе:

- пропаганда здорового образа жизни, популяризация знаний о вреде табака, алкоголя и наркотиков, создание консультативных центров;

- лечение и ресоциализация больных алкоголизмом и наркоманией; - повышение социальной компетентности;

- социальная работа на уровне школы:

- предупреждение насилия и издевательств в школе;

- создание специальных служб помощи ученикам;

- проведение мероприятий, направленных на реализацию творческого потенциала ребенка;

- выявление одаренных детей из малоимущих семей и их поддержка (материальная и психологическая) в получении образования;

- расширение сети бесплатных кружков по интересам и спортивных секций;

- работа с семьей:

- работа с молодежью:

- предупреждение беспризорности и бездомности;

- создание условий для самоорганизации молодежи (клубы по интересам в жилых кварталах);

- разработка программ профориентации и обучения с последующим трудоустройством;

- организация досуга и т.д.

2. Ситуационное предупреждение девиантности с опорой на общественность. Ситуационная теория предупреждения девиантности основывается на следующем предположении: на решение индивида совершить или не совершить девиантный поступок влияют такие ситуационные факторы, как особенности места совершения проступка, реакция потенциальной жертвы и наличие свидетелей.

Все профилактические направления с несовершеннолетними осуществляется с учетом их социального положения, уровня самосознания, ориентации и социальной мобильности, психологической устойчивости и социальной зрелости.

Имея максимально полное представление обо всех этих личностных особенностях подростка, а также особенностях окружающей среды, можно строить с ним профилактическую работу более или менее адекватно обстоятельствам, а также прогнозировать ее результаты.

Необходимо отметить, что все программы профилактики девиантного поведения требуют долгосрочного исполнения и немалых денежных вложений.

Сегодня специалисты в полной мере сознают, что нет и не может быть гарантии окончательного избавления от преступности и других форм девиантности. Это обусловлено, во-первых, принципиальной невозможностью построения идеального (т.е. полностью справедливого) общества; во-вторых, невысокой эффективностью лечения психофизиологических заболеваний (например, наркозависимости);

в-третьих, возможностью появления в жизни каждого человека таких неуправляемых феноменов, как случайность и «роковое стечение обстоятельств».

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что профилактика является предупреждением негативных последствий. Она требует больших затрат времени и сил. Профилактика должна быть систематической и последовательной, только тогда она будет эффективной. Но эффективность зависит еще и от формы профилактической работы, которую выберет педагог. В школах используется первичная профилактика для предотвращения табакокурения, и чаще всего главным методом является пропаганда здорового образа жизни

Совершенно очевидно, что проводить профилактику намного эффективнее, чем впоследствии пытаться что-то изменить. Но в российском обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Профилактика табакокурения может быть эффективной в том случае, если подросток выступает как активнодействующее лицо, а не пассивный объект. Участие в соответствующих мероприятиях (социальные акции, конкурс социальной рекламы и др.) позволяет подросткам получить важный социальный опыт, обрести ценные качества в процессе практической деятельности и опыт общения со сверстниками и взрослыми. Важно помочь им организоваться.

Главным действующим лицом, заботящимся о здоровье учащихся и формирующим его у обучающихся в образовательных учреждениях, становится педагог. Одной из основных его функций является оптимизация здоровьесберегающих ресурсов целостного образовательного процесса, профилактика отклоняющегося от нормы поведения, построение здоровьесберегающей среды.

Педагоги должны создать условия для переживания обучающимся ситуации успеха и связанные с этим положительных эмоций. Необходимо ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития. Также важно создать атмосферу терпимости, благожелательности и внимательного отношения к ребенку.

В плане профилактики зависимого поведения наиболее предпочтительными являются программы, включающие тренинги и направленные на пропаганду здорового образа жизни. Основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Совокупность учебно-воспитательных мер с применением интенсивного метода обучения формирует жизненные ценности, личностные качества подростка, негативное отношение к курению.

Задача педагога в том, чтобы развенчать мифы о курении как стимуляторе физиологических систем организма, раскрыть механизмы отрицательного действия табачного дыма на разные стороны жизнедеятельности человека.

Как отмечает Т. Зуева, профилактика курения строится на следующих принципах:

Дифференцированный подход. Доза информации должна соответствовать зрелости нервно-психических процессов у детей, тому, насколько они готовы к ее восприятию.

Принцип противопоставления. В подростковой аудитории курение нужно рассматривать с позиции его отрицательного влияния на здоровье (что человек теряет) и выбора альтернативного поведения - ЗОЖ (что приобретает при отсутствии курения).

Принцип модульного обучения. Использование комплекса средств, включающих наряду с общепедагогическими методами обучения нестандартные формы предъявления информации.

При работе с подростками, по мнению А. Марковой, важно учитывать следующие моменты:

Высказывание «Курение опасно для здоровья» нерезультативно, так как ребята повсюду видят людей с сигаретой (дома, на улице, в общественных местах), т.е. имеется противоречие между словами и поведением взрослых, которые сами подают детям негативный пример. Следовательно, надо акцентировать внимание на положительных примерах.

Для многих обучающихся тема «Курение» не представляет интереса. Для одних - потому что они не курят, а для других - курящих - из-за уже сложившегося отношения к курению, которое в данный момент непоколебимо.

Разубедить подростков в неправильности их представлений можно лишь приводя научные факты, случаи из жизни, литературные и исторические сведения.

Неэффективно говорить о вреде курения без предложения альтернативы.

Большей эффективности от профилактических программ, по утверждению Т. Говор, можно было бы достичь за счет привлечения родителей подростков (ответственные: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог):

Информирование об индивидуально-психологических особенностях подростка. Взрослым необходимо учитывать тип темперамента, акцентуации характера, их самооценку, уважать их увлечения и интересы.

Обучение навыкам ненасильственного общения: активное слушание,

Я - сообщение; отказ от речевой агрессии. Родители должны выражать свои чувства по поводу поведения своего ребенка, высказывать свои мысли по данному поводу, указывать на возможные последствия вредных привычек. Но необходимо дождаться обратной связи от ребенка, предоставить инициативу, не овладевать ситуацией, а лишь помогать. Очень важно выразить уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее.

Выработка в семье единых правил и требований. Родителям не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.

Отказ от наказания как основного метода. В результате частых наказаний у подростка утрачивается чувство стыдливости, чувство раскаяния за свои поступки, снимается внутренний контроль за свое поведение, это лишь вызывает чувство озлобленности по отношению к взрослым и родителям. Нужно сфокусировать внимание на положительных достижениях ребенка и подчеркнуть вклад родителей в это дело.

Включение подростка в работу секций, кружков. Таким образом, мы создадим условия для налаживания взаимодействия со сверстниками.

Разбор причин курения и поиск выхода из сложившейся ситуации - это тот самый ключ, поворот которого может изменить будущую жизнь подростка. Способствовать раскрепощению ребят, тому, чтобы они стали более уверенными, а не искали разрядку в сомнительных компаниях, сигаретах, алкоголе и наркотиках, может творческая работа.

Как известно, для подростков, молодежи привлекательны дискуссионные формы занятий, когда можно поспорить с одноклассниками и педагогом, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения. Таких форм много.

Телевизионные ток-шоу могут служить основой для творческого поиска педагогов и обучающихся в создании собственных, оригинальных дискуссий. Организационно ток-шоу позволяет включить большое число обучающихся и вместе с тем имеет много достоинств:

Вся работа с подростками должна исходить из принципа «не навреди», что предполагает высокопрофессиональную и разностороннюю помощь и поддержку со стороны социальных работников и социальных психологов, педагогов, родителей, медиков.

Профилактическая работа должна быть регулярной и систематической. Эпизодические мероприятия не могут кардинально изменить взгляды ребенка. Важно также развивать новые технологии, способствующие отказу от курения, - компьютерные игры и программы по Интернету.

Таким образом, мы видим, что существует огромное количество форм профилактической работы, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки, поэтому чаще всего они используются в комплексе. В настоящее время некоторые формы усовершенствуются, добавляются новые.

Профилактическая работа является одним из действенных методов по предупреждению девиантного поведения, поэтому очень важно проводить профилактические мероприятия в школах.

Это могут быть лекции, дискуссии, социальные акции, конкурсы, ток-шоу, презентации, социальные ролики и многие другие формы.

Главное, чтобы подросток выступал как активно действующее лицо, в роли носителя информации. Курение нужно рассматривать с позиции его отрицательного влияния на здоровье, необходимо пропагандировать выбор здорового образа жизни. Профилактическая работа должна быть регулярной и систематической.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что профилактическая работа очень важна для подрастающего поколения. Так как число курящих людей постоянно увеличивается, можно сказать, что профилактика табакокурения не достаточно эффективна. Возможно, необходимо усовершенствовать методы профилактической работы, разработать новые методы в соответствии с современными технологиями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!