СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика травматизма на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распределение травм по месту происшествия.Виды травм полученных в образовательных организациях.особенности травм.Ранжирование травм по возрастным группам и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика травматизма на уроках физической культуры»

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Водяницкая Ольга Ивановна кандидат педагогических наук

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Водяницкая Ольга Ивановна

кандидат педагогических наук

ОСНОВЫ БЕЗОПАСТНОСТИ Безопасность  — защищённость и низкий уровень риска для человека…, Безопасность человека - действие внешних и внутренних факторов которое не приводит к плохому состоянию…, Безопасность   — состояние защищённости прав граждан…, Безопасность   — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда…, Безопасность  — обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека…, Безопасность  —отсутствие какого-либо риска, возникающих негативных последствий (вред)…,

ОСНОВЫ БЕЗОПАСТНОСТИ

Безопасность  — защищённость и низкий уровень риска для человека…,

Безопасность человека - действие внешних и внутренних факторов которое не приводит к плохому состоянию…,

Безопасность   — состояние защищённости прав граждан…,

Безопасность   — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда…,

Безопасность — обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека…,

Безопасность —отсутствие какого-либо риска, возникающих негативных последствий (вред)…,

 ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ соблюдение и защита прав и свобод человека законность системность и комплексность применения мер безопасности приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности взаимодействие федеральных органов государственной власти в целях обеспечения безопасности

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ

соблюдение и защита прав и свобод человека

законность

системность и комплексность применения мер безопасности

приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности

взаимодействие федеральных органов государственной власти в целях обеспечения безопасности

Деятельность по обеспечению безопасности 1. прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности 2. определение основных направлений государственной политики и планирование в обеспечения безопасности 3. нормативно - правовое регулирование в области обеспечения безопасности 4. разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления организация деятельности в области обеспечения безопасности; координация деятельности федеральных органов государственной власти в области обеспечения безопасности; сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

Деятельность по обеспечению безопасности

1. прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности

2. определение основных направлений государственной политики и планирование в обеспечения безопасности

3. нормативно - правовое регулирование в области обеспечения безопасности

4. разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления

  • организация деятельности в области обеспечения безопасности;
  • координация деятельности федеральных органов государственной власти в области обеспечения безопасности;
  • сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
Безопасность обучающегося в системе образования

Безопасность обучающегося в системе образования

Результаты нарушения условий безопасности   Травма Хроническое заболевание Инвалидность Смерть

Результаты нарушения условий безопасности

Травма

Хроническое заболевание

Инвалидность

Смерть

«ЗОНЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ»   ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ЗОНЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ» ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Характеристика травм  Травма  — физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов.  Травматизм  — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени.

Характеристика травм

Травма  — физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов.

Травматизмсовокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени.

Распределение школьной травмы по месту происшествия 51,0% 32,7%  9, 9% Перемена Урок физической культуры Общешкольные мероприятия

Распределение школьной травмы по месту происшествия

51,0%

32,7%

9, 9%

Перемена

Урок физической культуры

Общешкольные мероприятия

Места получения травм   71,0% 15,0% 6,0% 4,0% 2,0% 1,0% 1,0%

Места получения травм

71,0%

15,0%

6,0%

4,0%

2,0%

1,0%

1,0%

Виды травм полученных в образовательных организациях    Прочие Переломы Ушибы Травма позвоночника Растяжение Травма головы

Виды травм полученных в образовательных организациях

Прочие

Переломы

Ушибы

Травма позвоночника

Растяжение

Травма головы

Статистика травм по видам двигательной деятельности

Статистика травм по видам двигательной деятельности

  Особенности травм    Спортивные игры  В командных видах Спортивных игр выполняются различные игровые положения: бег, остановки с предметом (без), повороты прыжки, удары, ловля и ведение мяча при поддержке игроков своей команды или активном сопротивлении противника, по определенным правилам. ВОЛЕЙБОЛ  Выделяются 4 вида основных травмы: травмы лодыжки, травмы пальцев кисти, травмы колена и плеча.

Особенности травм

Спортивные игры

В командных видах Спортивных игр выполняются различные игровые положения: бег, остановки с предметом (без), повороты прыжки, удары, ловля и ведение мяча при поддержке игроков своей команды или активном сопротивлении противника, по определенным правилам.

ВОЛЕЙБОЛ

Выделяются 4 вида основных травмы: травмы лодыжки, травмы пальцев кисти, травмы колена и плеча.

Механизм травм в волейболе  В волейболе самой напряженной и активной является игра под сеткой, поэтому большинство травм случается в игровых моментах   «атака и блок». при выполнении блока чаще всего травмируются пальцы и лодыжка на приземлении после блока; 68%  всех травм лодыжки происходит при приземлении на стопу противника ; 19% травм лодыжки происходит по причине приземления на стопу партнера по команде при двойном или тройном блоке; при атаке чаще всего травмируются плечо и колено.  У школьников травмы пальцев (переломы и вывихи, растяжение связок) могут проиcходят в более простых ситуациях - при приеме мяча или пасе.    Падения в волейболе являются необходимым игровым приемом (падение вперед на грудь, падение в сторону (перекат) .  Умение правильно падать предотвратит многие травмы, такие как ушибы, синяки и более серьезные повреждения (бурситы, вывихи, переломы и др.).

Механизм травм в волейболе

В волейболе самой напряженной и активной является игра под сеткой, поэтому большинство травм случается в игровых моментах «атака и блок».

  • при выполнении блока чаще всего травмируются пальцы и лодыжка на приземлении после блока;
  • 68% всех травм лодыжки происходит при приземлении на стопу противника ;
  • 19% травм лодыжки происходит по причине приземления на стопу партнера по команде при двойном или тройном блоке;
  • при атаке чаще всего травмируются плечо и колено.

У школьников травмы пальцев (переломы и вывихи, растяжение связок) могут проиcходят в более простых ситуациях - при приеме мяча или пасе.

Падения в волейболе являются необходимым игровым приемом (падение вперед на грудь, падение в сторону (перекат) .

Умение правильно падать предотвратит многие травмы, такие как ушибы, синяки и более серьезные повреждения (бурситы, вывихи, переломы и др.).

 Баскетбол – контактная командная спортивная игра,  для которой характерны игровые моменты: захваты, перехваты, финты, прыжки и столкновения игроков, нарушение правил, грубости в игре или во время игры   ТРАВМЫ ПАЛЬЦЕВ при ведении мяча, при передаче или принятии паса, а также при падении ТРАВМА ГОЛОВЫ при игре в баскетбол – удар мячом по голове ТРАВМА КОЛЕНА  резкие угловые ускорения, торможения, прыжки, которые включает в себя повреждение связки надколенника, подвывих бедренного сустава, а так же разрыв сухожилий мышц бедра РАСТЯЖЕНИЕ МЫШЦ Резкие ускорения и внезапные остановки, выпрыгивание вверх с приземлением

Баскетбол – контактная командная спортивная игра, для которой характерны игровые моменты: захваты, перехваты, финты, прыжки и столкновения игроков, нарушение правил, грубости в игре или во время игры

ТРАВМЫ ПАЛЬЦЕВ

при ведении мяча, при передаче или принятии паса, а также при падении

ТРАВМА ГОЛОВЫ

при игре в баскетбол – удар мячом по голове

ТРАВМА КОЛЕНА резкие угловые ускорения, торможения, прыжки, которые включает в себя повреждение связки надколенника, подвывих бедренного сустава, а так же разрыв сухожилий мышц бедра

РАСТЯЖЕНИЕ МЫШЦ

Резкие ускорения и внезапные остановки, выпрыгивание вверх с приземлением

Футбол командный вид спорта , в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника .

Механизм травм в футболе

Повреждение голеностопного сустава происходит в результате супинации (подворота стопы) (70%).

«Неударные» травмы передней крестообразной связки колена включает три компонента техники вызывающей повреждение (поворот, приземление и остановка).

Контактные травмы ( 38%).

Голкиперы получают повреждения в результате контакта в 50 % случаев, защитники — в 42 % случаев. У полузащитников и нападающих наиболее часто травмы происходят во время бега, при падениях и ударах по мячу.

Повреждение верхних конечностей происходит вследствие падения на землю (72 %).

Повреждение нижних конечностях являются основным источником переломов и растяжений, особенно коленного сустава.

Повреждение менисков обусловлена механизмом удара по мячу .

Механизм растяжения мышц зависит от локализации. Растяжения передней прямой мышцы возникают при выполнении ударов по мячу (86 %), повреждение мышц задней поверхности бедра или икроножных мышц — во время ускорений (91 %).

Гимнастика  В разделе программы «Гимнастика» представлена как обязательный вид физических упражнений. Особенности травм на занятиях гимнастикой  (Реестр примерных общеобразовательных программ Министерства образования РФ одобренный от 08.04.2015 г.., №1/15). повреждение кожи ладоней, трещины, растяжения связок, травмы колена (менисков), позвоночника (межпозвоночных дисков), разрывы мышечных волокон,  ушибы, вывихи, открытые и закрытые переломы, травмы головы (сотрясение мозга).

Гимнастика

В разделе программы «Гимнастика» представлена как обязательный вид физических упражнений.

Особенности травм на занятиях гимнастикой

(Реестр примерных общеобразовательных программ Министерства образования РФ одобренный от 08.04.2015 г.., №1/15).

  • повреждение кожи ладоней,
  • трещины, растяжения связок,
  • травмы колена (менисков),
  • позвоночника (межпозвоночных дисков), разрывы мышечных волокон,
  • ушибы, вывихи, открытые и закрытые переломы,
  • травмы головы (сотрясение мозга).
Травмы кисти  Травмы позвоночника   Повреждения запястья у обучающихся связаны с особенностью нагрузки, которой  они подвергаются.  Запястье как сустав, выполняет функцию опоры, вокруг которой вращается и распределяется вся масса тела.   Наиболее часто травмы  запястья  происходят при выполнении опорного прыжка .

Травмы кисти

Травмы позвоночника

Повреждения запястья у обучающихся связаны с особенностью нагрузки, которой они подвергаются. Запястье как сустав, выполняет функцию опоры, вокруг которой вращается и распределяется вся масса тела. Наиболее часто травмы запястья происходят при выполнении опорного прыжка .

ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА    Компрессионный перелом позвоноч­ника наблюдается чаще у детей в возрасте от 8 до 13 лет . Двигательные действия провоцируют травмы : падении с высоты, спрыгивание с предмета, во время катания с горки на санках, лыжах одновременное спрыгивание и запрыгивание, при поднятии тяжестей,  выполнении кувырков и стоек через голову, на голове, на лопатках. Сопутствующие обстоятельства: Скрытые патологии позвоночника, Остеопороз, Избыточный вес, Несбалансированное питание.

ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА

Компрессионный перелом позвоноч­ника наблюдается чаще у детей в возрасте от 8 до 13 лет .

Двигательные действия провоцируют травмы :

  • падении с высоты,
  • спрыгивание с предмета,
  • во время катания с горки на санках, лыжах
  • одновременное спрыгивание и запрыгивание,
  • при поднятии тяжестей,
  • выполнении кувырков и стоек через голову, на голове, на лопатках.

Сопутствующие обстоятельства:

  • Скрытые патологии позвоночника,
  • Остеопороз,
  • Избыточный вес,
  • Несбалансированное питание.

 Лёгкая атлетика   — вид спорта включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу , технические виды (прыжки,. метание) многоборье, кроссы (бег по пересечённой местности).   Травмы при занятиях легкой атлетикой   При интенсивных нагрузках возможно острое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда встречается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега, прекращение действия «мышечного насоса», кислородное голодание головного мозга.  Необходимо помнить и не прекращать резко движения циклического характера сразу после финиша, а постепенно (в течение 3-5 минут) снижать интенсивность!!!!!!! - повреждения  мышечных волокон мышц задней поверхности бедра; - разрывы и отрывы ахиллова сухожилия; - растяжение  связок голеностопного и коленного суставов ; - переломы  костей при падения, ушибы, ссадины .

Лёгкая атлетика  вид спорта включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу , технические виды (прыжки,. метание) многоборье, кроссы (бег по пересечённой местности).

Травмы при занятиях легкой атлетикой

При интенсивных нагрузках возможно острое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда встречается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега, прекращение действия «мышечного насоса», кислородное голодание головного мозга.

Необходимо помнить и не прекращать резко движения циклического характера сразу после финиша, а постепенно (в течение 3-5 минут) снижать интенсивность!!!!!!!

- повреждения мышечных волокон мышц задней поверхности бедра;

- разрывы и отрывы ахиллова сухожилия;

- растяжение связок голеностопного и коленного суставов ;

- переломы костей при падения, ушибы, ссадины .

Лыжная подготовка Травмы при занятиях лыжами   - ушибы; - повреждения суставов и связок конечностей; - переломы, вывихи;  В связи с тем, что занятия на лыжах проходят в условиях низких температур, встречаются различного рода обморожение (чаще всего конечностей и открытых частей тела, лица).   Синдром «палец лыжника» одно из самых распространённых травм боковых связок кисти - разрыв локтевой коллатеральной связки большого пальца. .  Причина травмы является падение на снег, во время которого большой палец вынужденно находится в положении отведения и чрезмерного выпрямления. По мере инстинктивной попытки лыжника затормозить падение с помощью вытянутой руки, удержание лыжной палки приводит к тому, что большой палец оказывается в уязвимом положении.  Профилактика – избавиться от палки во время падения на снег.

Лыжная подготовка

Травмы при занятиях лыжами

- ушибы;

- повреждения суставов и связок конечностей;

- переломы, вывихи;

В связи с тем, что занятия

на лыжах проходят в условиях

низких температур,

встречаются различного рода

обморожение (чаще всего

конечностей и открытых

частей тела, лица).

Синдром «палец лыжника» одно из самых распространённых травм боковых связок кисти - разрыв локтевой коллатеральной связки большого пальца. .

Причина травмы является падение на снег, во время которого большой палец вынужденно находится в положении отведения и чрезмерного выпрямления. По мере инстинктивной попытки лыжника затормозить падение с помощью вытянутой руки, удержание лыжной палки приводит к тому, что большой палец оказывается в уязвимом положении.

Профилактика – избавиться от палки во время падения на снег.

Ранжирование количества травм по возрастным группам

Ранжирование количества травм по возрастным группам

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ (ЗАНЯТИЯХ) ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ (ЗАНЯТИЯХ) ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Организационно-методические причины (объективные) Несоответствие выбора физических упражнений заявленной теме, содержанию урока в подготовительной части урока. Нарушение дидактических принципов обучения  (принцип систематичности и последовательности , принцип непрерывности,  принцип осознанности и активности, принцип оздоровительной направленности) . Отсутствие индивидуального подхода. Физическая нагрузка без учета состояния здоровья, возрастно-половых особенностей, уровня физической подготовленности.

Организационно-методические причины (объективные)

  • Несоответствие выбора физических упражнений заявленной теме, содержанию урока в подготовительной части урока.
  • Нарушение дидактических принципов обучения (принцип систематичности и последовательности , принцип непрерывности, принцип осознанности и активности, принцип оздоровительной направленности) .
  • Отсутствие индивидуального подхода.
  • Физическая нагрузка без учета состояния здоровья, возрастно-половых особенностей, уровня физической подготовленности.

Профессиональная не компетентность педагога (объективная причина )  Компетентность - знания (результат образования), навыки (результат опыта работы и обучения), умение применять знания при решении профессиональных задач.     Профессиональная компетентность - критерии, соответствующие определенному рабочему месту, виду деятельности. Результаты работы, достигнутые сотрудником при исполнении своих должностных обязанностей. Количественные и качественные показатели эффективности выполнения всех компонентов деятельности (функций ). Некомпетентность педагога является источником опасности для обучающихся!!!

Профессиональная не компетентность педагога (объективная причина )

Компетентность - знания (результат образования), навыки (результат опыта работы и обучения), умение применять знания при решении профессиональных задач.

Профессиональная компетентность - критерии, соответствующие определенному рабочему месту, виду деятельности. Результаты работы, достигнутые сотрудником при исполнении своих должностных обязанностей. Количественные и качественные показатели эффективности выполнения всех компонентов деятельности (функций ).

Некомпетентность педагога является источником опасности для обучающихся!!!

Несоответствие материально-технической базы, спортивного инвентаря правилам безопасности (объективные)

Несоответствие материально-технической базы, спортивного инвентаря правилам безопасности (объективные)

Организационно-методические причины (объективные) Несоответствие материально-технической базы условиям реализации рабочей программы по предмету «Физическая культура». Несоответствие требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим правилам к местам проведения уроков. Отсутствует методика обучения упражнениям в заявленной теме урока. Несоответствие выбора средств обучения заявленной теме и содержанию основной части урока. Физическая нагрузка без учета состояния здоровья, возрастно-половых особенностей, уровня физической подготовленности. Отсутствие индивидуального подхода . Нарушение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности. Отсутствует безопасная зона при выполнение упражнения.

Организационно-методические причины (объективные)

  • Несоответствие материально-технической базы условиям реализации рабочей программы по предмету «Физическая культура».
  • Несоответствие требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим правилам к местам проведения уроков.
  • Отсутствует методика обучения упражнениям в заявленной теме урока.
  • Несоответствие выбора средств обучения заявленной теме и содержанию основной части урока.
  • Физическая нагрузка без учета состояния здоровья, возрастно-половых особенностей, уровня физической подготовленности.
  • Отсутствие индивидуального подхода .
  • Нарушение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности.
  • Отсутствует безопасная зона при выполнение упражнения.

Нарушение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в ОО (объективные)

Нарушение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в ОО (объективные)

Нарушение правил медицинского контроля в ОО (субъективные) Отсутствуют данные о состоянии здоровья (медицинские группы) Отсутствуют рекомендации врача-специалиста, медицинской организации о допустимой физической нагрузке Отсутствуют рекомендации врача-специалиста, медицинской организации о допустимой физической нагрузке Отсутствие укомплектованных аптечек во всех физкультурно-спортивных помещениях Малоподвижный образ жизни: даже нормальный двигательный режим может стать для обучающегося чрезмерной нагрузкой Особенности состояния здоровья (начальная стадия остеопороза, остеохондроза, нарушения питания, состояния сердечно-сосудистой системы). Влияние сезонных заболеваний на объем двигательной нагрузки. Пониженная самооценка в связи с имеющимися проблемами в состоянии здоровья. Возрастно-половые различия .

Нарушение правил медицинского контроля в ОО (субъективные)

Отсутствуют данные о состоянии здоровья (медицинские группы)

Отсутствуют рекомендации врача-специалиста, медицинской организации о допустимой физической нагрузке

Отсутствуют рекомендации врача-специалиста, медицинской организации о допустимой физической нагрузке

Отсутствие укомплектованных аптечек во всех физкультурно-спортивных помещениях

Малоподвижный образ жизни: даже нормальный двигательный режим может стать для обучающегося чрезмерной нагрузкой

Особенности состояния здоровья (начальная стадия остеопороза, остеохондроза, нарушения питания, состояния сердечно-сосудистой системы).

Влияние сезонных заболеваний на объем двигательной нагрузки.

Пониженная самооценка в связи с имеющимися проблемами в

состоянии здоровья.

Возрастно-половые различия .

Травмы обусловленные поведением обучающихся (субъективные) Расстройство поведения : агрессивность, гиперактивность, отсутствие коммуникативных навыков (умение общаться со сверстниками), конфликтность     В условиях соревновательной обстановки: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт,  трудно сдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата    Скрытые нарушения психики, нервной системы

Травмы обусловленные поведением обучающихся (субъективные)

Расстройство поведения :

агрессивность,

гиперактивность,

отсутствие коммуникативных навыков (умение общаться со сверстниками),

конфликтность

В условиях соревновательной обстановки:

  • усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт,
  • трудно сдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата

Скрытые нарушения психики, нервной системы

АЛГОРИТМ   действий при несчастном случае с обучающимся  образовательной организации    ОБУЧАЮЩИЙСЯ Пострадавший ребёнок или ребёнок-очевидец несчастного случая должен сообщить учителю, о происшествии.   ШАГ №1  УЧИТЕЛЬ обязан оказать первую помощь сообщить руководителю образовательной организации или дежурному администратору ШАГ №2 сохранить обстановку места происшествия до расследования (если нет угрозы жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии)

АЛГОРИТМ действий при несчастном случае с обучающимся образовательной организации

ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Пострадавший ребёнок или ребёнок-очевидец несчастного случая должен сообщить учителю, о происшествии.

ШАГ №1

УЧИТЕЛЬ обязан оказать первую помощь

сообщить руководителю образовательной организации или дежурному администратору

ШАГ №2

сохранить обстановку места происшествия до расследования (если нет угрозы жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии)

Оказание первой помощи

Первая помощь оказывается: 

  • при состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью;
  • лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку (ст. 31 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Обязаны оказывать первую помощь сотрудники полиции, пожарной охраны, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб . Водители транспортных средств и другие лица имеют право на оказание первой помощи при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. (п. 4 ст. 31 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Педагоги не вправе оказывать обучающимся и воспитанникам медицинскую помощь. Первая помощь до прихода медицинского работника (остановка кровотечения, придание телу определенного положения, транспортировка пострадавшего в отдельное помещение со специальными условиями и т. д.) может быть оказана педагогическими работниками, прошедшими соответствующую подготовку по оказанию такой помощи (ст.41, п.11 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Первая помощь без использования лекарств и проведения медицинских манипуляций, может оказывать любой человек.

При проведении расследования Действия учителя:     Предоставить: в действующею комиссию по расследованию несчастных случаев или в другие органы занимающиеся расследованием (прокуратуру) документы: объяснительная записка, листок здоровья обучающихся данного класса, календарно-тематическое планирование, рабочая программа, план-конспект урока (технологическая карта), журнал инструктажа обучающихся с пометками о прохождение инструктажей, акт-приемки спортивного зала и спортивных площадок, наличие инструкций по технике безопасности, наличие записей «тем уроков» в электронном журнале. При получение травмы на «выезде»: приказ на «выезд» обучающихся, инструкция по технике безопасности, журнал инструктажа обучающихся, схема маршрута передвижение обучающихся с хронометражем ( время и расстояние в пути).

При проведении расследования

Действия учителя:

Предоставить:

в действующею комиссию по расследованию несчастных случаев или в другие органы занимающиеся расследованием (прокуратуру) документы:

  • объяснительная записка,
  • листок здоровья обучающихся данного класса,
  • календарно-тематическое планирование,
  • рабочая программа,
  • план-конспект урока (технологическая карта),
  • журнал инструктажа обучающихся с пометками о прохождение инструктажей,
  • акт-приемки спортивного зала и спортивных площадок,
  • наличие инструкций по технике безопасности,
  • наличие записей «тем уроков» в электронном журнале.

При получение травмы на «выезде»:

  • приказ на «выезд» обучающихся,
  • инструкция по технике безопасности,
  • журнал инструктажа обучающихся,
  • схема маршрута передвижение обучающихся с хронометражем ( время и расстояние в пути).
 Профилактика травматизма при организации и проведении уроков физической культуры

Профилактика травматизма при организации и проведении уроков физической культуры

Соответствие состояния материально-технической базы, спортивного инвентаря правилам безопасности

1. Повышение профессиональной компетентности специалиста физкультурно-спортивного профиля в обеспечение безопасности на занятиях ФК и спортом (курсы КПК, семинары, педагогические советы).

2. Организация приемки физкультурно-спортивной базы, инвентаря на готовность к новому учебному году и соответствия требованиям СанПиН, правилам безопасности и видов спорта.

3. Подбор и использование спортивного инвентаря и оборудования в соответствие с возрастом и полом обучающихся.

4. Осмотр спортивного инвентаря и оборудования в каждой спортивной зоне (надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования зафиксированы в журнале испытаний спортивного инвентаря и оборудования).

5. При обнаружение неудовлетворительного состояния или поломки спортивного инвентаря и оборудования необходимо сообщить администрации ОО и не использовать его.

6. В конце учебного года сообщить руководителю ОО о замене, ремонте, неудовлетворительном состоянии для решения о внесении

вида работ в Государственное задание ОО.

Правило №1 Не используйте спортивный инвентарь и оборудование, физкультурно-спортивные помещения не соответствующие нормам безопасности.  Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, должны быть сертифицированы в установленном порядке.  Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, неподлежащие обязательной сертификации, должны иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.

Правило №1

Не используйте спортивный инвентарь и оборудование, физкультурно-спортивные помещения не соответствующие нормам безопасности.

Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, должны быть сертифицированы в установленном порядке.

Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, неподлежащие обязательной сертификации, должны иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.

Соблюдение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в ОО правила поведения для обучающихся и работников (внутренний трудовой распорядок) (Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2016 г., №273, ст.30), требования к спортивной одежде и обуви на уроке физической культуры, в системе дополнительного образования, на спортивных соревнованиях, при определенных природных, климатических, температурных условиях (локальный акт ОО) оформление информационного стенда по технике безопасности и профилактики травматизма для обучающихся и родителей  расписание занятий во всех используемых физкультурно-спортивных зонах

Соблюдение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в ОО

правила поведения для обучающихся и работников (внутренний трудовой распорядок) (Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2016 г., №273, ст.30),

требования к спортивной одежде и обуви на уроке физической культуры, в системе дополнительного образования, на спортивных соревнованиях, при определенных природных, климатических, температурных условиях (локальный акт ОО)

оформление информационного стенда по технике безопасности и профилактики травматизма для обучающихся и родителей

расписание занятий во всех используемых физкультурно-спортивных зонах

Повышение качества организации учебного процесса Повышение юридической ответственности и ОСОЗНАНИЕ обязанности педагога за качественное проведение уроков (занятий) физической культуры Адекватный контроль администрации за методикой преподавания уроков (занятий) физической культурой и спортом в ОО. Распределение юридической ответственности между руководителем, администрацией, педагогами за нарушения условий безопасности. Разработанная рабочая программа должна соответствовать материально-техническим условиям и месту проведения (условия реализации). Повышение юридической компетентности в вопросах безопасности обучающихся Профилактика профессионального стресса педагога физкультурно-спортивного профиля

Повышение качества организации учебного процесса

Повышение юридической ответственности и ОСОЗНАНИЕ обязанности педагога за качественное проведение уроков (занятий) физической культуры

Адекватный контроль администрации за методикой преподавания уроков (занятий) физической культурой и спортом в ОО.

Распределение юридической ответственности между руководителем, администрацией, педагогами за нарушения условий безопасности.

Разработанная рабочая программа должна соответствовать материально-техническим условиям и месту проведения (условия реализации).

Повышение юридической компетентности в вопросах безопасности обучающихся

Профилактика профессионального стресса педагога физкультурно-спортивного профиля

Портфолио по технике безопасности специалиста физкультурно-спортивного профиля Акт приемки спортивной базы ОО на готовность к новому учебному году. Акт разрешение на проведение занятий физической культурой к новому учебному году. Акт разрешение на использование материально-технической базы ОО на проведение спортивно-массовых мероприятий по физической культуре и спорту. Инструкции по охране труда и технике безопасности при проведении уроков и занятий по легкой атлетике, спортивным играм (футбол, волейбол, баскетбол), гимнастике, лыжной подготовке, плаванию, по виду спорта (дополнительное образование), при проведении спортивных соревнований. ЖУРНАЛ регистрации инструктажа по технике безопасности на занятиях физической культурой и спортом с учащимися и воспитанниками . Журнал результатов испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств. Сертификаты соответствия спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря.

Портфолио по технике безопасности специалиста физкультурно-спортивного профиля

Акт приемки спортивной базы ОО на готовность к новому учебному году.

Акт разрешение на проведение занятий физической культурой к новому учебному году.

Акт разрешение на использование материально-технической базы ОО на проведение спортивно-массовых мероприятий по физической культуре и спорту.

Инструкции по охране труда и технике безопасности при проведении уроков и занятий по легкой атлетике, спортивным играм (футбол, волейбол, баскетбол), гимнастике, лыжной подготовке, плаванию, по виду спорта (дополнительное образование), при проведении спортивных соревнований.

ЖУРНАЛ регистрации инструктажа по технике безопасности на занятиях физической культурой и спортом с учащимися и воспитанниками .

Журнал результатов испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств.

Сертификаты соответствия спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря.

Соблюдение правил медицинского контроля в ОО Данные о распределение обучающихся на медицинские группы для занятий физической культурой (руководитель ОО, специалист по охране труда ОО, медицинский работник, медицинская организация). Медицинский допуск к занятиям физической культурой (обучающиеся, родители). Выявление первых признаков утомления у обучающихся на уроке ( учитель, медицинский работник). Определение  соответствия физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности обучающихся (медицинская организация, врач-специалист) . Выполнение предписания лечащего врача по срокам начала занятий физической культурой после перенесенных заболеваний и травм (учитель, обучающийся, родители). Наличие медицинской аптечки (руководитель ОО, специалист по охране труда ОО, медицинский работник).

Соблюдение правил медицинского контроля в ОО

  • Данные о распределение обучающихся на медицинские группы для занятий физической культурой (руководитель ОО, специалист по охране труда ОО, медицинский работник, медицинская организация).
  • Медицинский допуск к занятиям физической культурой (обучающиеся, родители).
  • Выявление первых признаков утомления у обучающихся на уроке ( учитель, медицинский работник).
  • Определение соответствия физической нагрузки состоянию

здоровья и уровню подготовленности обучающихся (медицинская организация, врач-специалист) .

  • Выполнение предписания лечащего врача по срокам начала

занятий физической культурой после перенесенных заболеваний и травм (учитель, обучающийся, родители).

  • Наличие медицинской аптечки (руководитель ОО, специалист по охране труда ОО, медицинский работник).
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТР 55529­2013  ОБЪЕКТЫ СПОРТА Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий Методы испытаний Издание официальное

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР 55529­2013

ОБЪЕКТЫ СПОРТА

Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий

Методы испытаний

Издание официальное

Одобрен Техническим комитетом по стандартизации № 444  «Спортивные и туристические изделия, оборудования, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги»  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.      СТАНДАРТ № 005-2012 ВОРОТА ДЛЯ ФУТБОЛА ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ И БЕЗОПАСНОСТИ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ      Москва - 2012 год

Одобрен Техническим комитетом по стандартизации № 444

«Спортивные и туристические изделия, оборудования, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги»

Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

СТАНДАРТ № 005-2012

ВОРОТА ДЛЯ ФУТБОЛА

ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ И БЕЗОПАСНОСТИ.

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

Москва - 2012 год

Департамент образования города Москвы ГБОУ центр организационно-методического обеспечения  физического воспитания     Методическое пособие для руководителей общеобразовательных организаций и специалистов в области физического воспитания - учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Общие требования к местам проведения занятий по физической культуре Авторы - составители: Бегун И.С. Котлярова В.И.  Москва 2013

Департамент образования города Москвы

ГБОУ центр организационно-методического обеспечения

физического воспитания

Методическое пособие для руководителей общеобразовательных организаций и специалистов в области физического воспитания - учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования

Общие требования к местам проведения занятий по физической культуре

Авторы - составители: Бегун И.С. Котлярова В.И.

Москва 2013

 Для проведения инструктажей по технике безопасности используются программы и инструкции, разработанные в соответствии с требованиями Постановления Министерства труда РФ от 17.12.2002 г .№80, «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»

Для проведения инструктажей по технике безопасности используются программы и инструкции, разработанные в соответствии с требованиями

Постановления Министерства труда РФ от 17.12.2002 г .№80,

«Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»

Организация медицинского контроля на занятиях ФК и спортом (нормативно-правовые основы)

Документы в вопросах определение медицинских групп, «Листок здоровья»:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 г., № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 г, №1346н «О порядке

прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них».

  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 г., № 822н «Об

утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.05.2012 г., № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».
  • Приказ Министерства здравоохранения и Министерства образования РФ от 30.06.1992 г., №86/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 г., № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи».
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003 г.. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012

г., № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи».

Временные сроки возобновления занятий физической культурой после перенесенных заболеваний и травм с начала посещения ОО:

  • Методических рекомендации Комитета здравоохранения города Москвы №51,

2002 г., «Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья».

  • Методические рекомендации Министерства здравоохранения и социального

развития РФ 15.01.2008 г., № 206-ВС, «О проведение профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.05.2012 г., № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2012 г., №1011-н.

«Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра»

  • Приказ Департамента образования города Москвы и Департамента

здравоохранения города Москвы №1156/682 от 25.10.2012 г., «О передаче функций медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Департамента образования города Москвы в учреждения государственной системы здравоохранения города Москвы».

Письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 г., № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». Письмо Департамента здравоохранения города Москвы 03.02.2010 г., 341-18-98, (об организации и обеспечение проведения занятий лечебной физической культурой на базе лечебно-профилактических учреждений для обучающихся имеющих специальную медицинскую группу «Б»).
  • Письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 г., № 13-51-263/13

«Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

  • Письмо Департамента здравоохранения города Москвы 03.02.2010 г., 341-18-98,

(об организации и обеспечение проведения занятий лечебной физической культурой на базе лечебно-профилактических учреждений для обучающихся имеющих специальную медицинскую группу «Б»).

Обеспечение аптечкой

  • Информационное письмо Департамента здравоохранения города Москвы №01-34-4995/11 от

05.09.2011 г., «О рекомендуемом стандарте оснащения школьных аптечек».

Департамент здравоохранения города Москвы во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года, которым утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10, направляет информационное письмо с рекомендуемыми стандартами оснащения школьных аптечек, в соответствии с которым руководитель общеобразовательного учреждения обязан обеспечить наличие соответственно оснащенных аптечек, размещаемых в учебных классах , физкультурном зале, учебных мастерских и иных учебных помещениях . Приложение: на 1 л. в 1 экз .

Заместитель руководителя

Департамента здравоохранения                               А.А. Корсунский

Приложение

Рекомендуемый стандарт оснащения школьных аптечек

  • Дезинфицирующее средство  (антисептик)*
  • Гигиенические салфетки
  • Фиксирующий пластырь
  • Пластыри-пластинки разных размеров
  • Стерильные самоклеющиеся повязки на рану разных размеров
  • Гидроактивные пластыри для покрытия царапин и ссадин (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД )
Гидроактивные ожоговые пластыри Стерильные марлевые бинты Гемостатические повязки Стерильные марлевые/нетканые салфетки разных размеров Эластичные фиксирующие бинты Пинцет Ножницы Одноразовые перчатки, маски Карандаш и блокнот для записей Номера телефонов аварийных, спасательных служб района и города. Не должно быть лекарственным средством (разъяснение получено в Департаменте здравоохранения).  
  • Гидроактивные ожоговые пластыри
  • Стерильные марлевые бинты
  • Гемостатические повязки
  • Стерильные марлевые/нетканые салфетки разных размеров
  • Эластичные фиксирующие бинты
  • Пинцет
  • Ножницы
  • Одноразовые перчатки, маски
  • Карандаш и блокнот для записей
  • Номера телефонов аварийных, спасательных служб района и города.
  • Не должно быть лекарственным средством (разъяснение получено в Департаменте здравоохранения).  
  • Федеральный закон от 26.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25.12.2012 N 257-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
  • Свод правил по проектированию и строительству СП 31-115-2006«Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения».
  • Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения».

Физкультурно-спортивные залы. СП 31-112-2004. Часть 2.

  • Приказ Госкомспорта РФ от 26 мая 2003 г. № 345 «Об утверждении «Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем»;
  • Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах (утв. Минпросвещения СССР 19 апреля 1979 г.)
  • ГОСТ Р 55529-2013. Национальный стандарт РФ. Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытания.
  • ГОСТ Р 52301-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации.
  • Приказ ДО г. Москвы от 27.05 2014 г . № 419 «Об организации оценки готовности государственных образовательных организаций, подведомственных ДО г. Москвы, к новому 2014-2015 учебному году».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!