СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные группы через сеть Интернет.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кибербезопасность в сети интернет. Профилактика вовлечения учащихся  в  деструктивные группы через сеть интернет. 

Просмотр содержимого документа
«Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные группы через сеть Интернет.»

Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные группы через сеть Интернет.

Конспект презентация: «Опасные группы в социальных сетях».

Цель: информационная безопасность детей.

Задача: защитить детей от   информации, распространяемой в сети  Интернет, причиняющей вред  их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Как вы считаете подвергаетесь ли вы опасности когда пользуетесь интернетом? Если да то какой?

Слайд 2. Интернет – это безграничный мир информации. Он дал людям много положительных

возможностей:

– главное преимущество этого ресурса – огромные возможности поиска разнообразной информации.

– коммуникативные возможности (расстояние между людьми сегодня резко сократилось, появилось больше возможностей для общения, быстрого обмена информацией);

– развлекательные (игры, видео и т.д.).

Однако, кроме хорошего, в виртуальном мире  присутствует  много негативного.

- Мошенничество (доступ к паролям, конфиденциальной информации и т.д.)

- Появление интернет-зависимости (интернет-сёрфинг, пристрастие к виртуальному общению и к виртуальным знакомствам)

-Так же существует риск Вовлечение в деструктивные группы (экстремистские, сектантсткие, аутоагрессивные, антироссийский антисемейные)

- Негативные интернет-явления (кибербуллинг, троллинг и др.)

Слайд 3 троллинг (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении), когда Вам на хорошем форуме ни с того ни с сего нахамят, оскорбят, унизят

Так же получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:

- буллинг (кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство)

В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз.

Слайд4. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в мобильных сервисах, чатах, онлайн-мессенджерах (Skype, Telegram и др.), социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д.

Слайд 5. Взрослые с криминальными намерениями могут назначать вам встречи в реальном мире, часто под видом друга или подружки из социальной сети или онлайн игры.

Многие террористические организации и их последователи ведут пропаганду и набор через интернет, в том числе через социальные сети.

Слайд 6. Пример из жизни: Варя Караулова – 19 лет, студентка МГУ, отлично знает английский язык (жила несколько лет в США), мастер единоборств, заботливая, активная, убежденная христианка. Познакомилась в соцсетях с молодым человеком исповедующим Ислам… Долго общалась с ним, он рассказывал ей о своей религии и они полюбили друг друга… Потом она пропала…

Слайд 7. Она же до и после задержания на границе одной из стран (искали спец службы России, Израиля, Турции, Сирии), при попытке присоединиться к террористической организации Исламское Государство (виновное в смерти более 10 т. детей в Сирии, расстреле и обезглавливании мирных жителей).

Варвару завербовал тот самый молодой человек…Приговорена к отбыванию наказания в колонии общего режима.

За подобного рода людьми ведется слежка со стороны правоохранительных органов. Таким образом, ВЫ можете стать соучастником преступления и понести реальное наказание.


Необходимо помнить, что каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против человека. "То, что попало в интернет, останется там навсегда, -напоминает Касперский. 

Подростки всё чаще находят наиболее опасные формы «самоутверждения» и  деструктивные саморазрушающие способы привлечения к себе внимания. Проблема взаимоотношений  между родителями, гиперопека или недостаток внимания к детям часто приводят к негативным последствиям и являются причиной потери близкого, доверительного контакта между родителями и детьми.  

Всё начинается с того, что подросток подписался на новости в сообществе, а потом его мозг  подвергается ежедневной обработке. В результате ребёнок попадает в страшную психологическую зависимость.

Слайд 8. В настоящее время в социальной сети «Вконтакте» функционируют несколько тысяч сообществ с несовершеннолетними участниками, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотических средств,террористические, доведения до депрессии и прочее).

Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях - аналог вовлечения детей в наркологическую и другие зависимости. Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации».

Слайд 9. Основные направленности деструктивных групп:

-Экстремистские (провокацируют беспорядки, террористические акции, методы партизанской войны),

-сектантсткие (имеющая своё учение и свою практику),

-аутоагрессивные (причинение вреда собственному телу).

-Псевдокриминальные – пропогандируют криминальную романтику. (АУЕ, колумбайн)

-Террористические.

Слайд 10. В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.

Как происходит Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные религиозные секты.

Главная проблема – предоставление ложной информации. Попасть под  негативное влияние секты через её  сайт очень легко – если человек читает в сети соответствующий материал, смотрит видио и фото информацию, то он уже вступает во взаимодействие с вербовщиком сети, невольно участвует в психологической игре организаторов секты, нередко попадая от них  в зависимость.

Слайд 11. Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый.

На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка продолжается уже с реальным членом деструктивной организации. Организаторы или те, кто «ведет» группу подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется. На самом деле он же не знает, кто там, за ником, аватаркой. В интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определенный круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.

Далее идет погружение в депрессивный контент определенная музыка как правило депрессивная, фото, видео с депрессивной направленностью. или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит обесценивание ценностей: семейных, духовных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку, «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.

Методы воздействия на людей разнообразны:

  • «промывание мозгов»,

  • наркотики, секс,

  • лишение свободного времени, ограничение внешних контактов

  • изоляции от друзей, семьи

  • мощное групповое давление, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть.


Психолог : С какой целью это делается? Существуют разные мнения, но они схожи:

- вовлечение в эстремистские организации – для пополнения своих рядов;

- в религиозные деструктивные группы – для вовлечения новых адептов;

- в «группы смерти» - желание «властвовать», извлечение прибыли за счет продажи видео, на которых подростки причиняют себе вред.







Слайд 12. Наибольшему риску вовлечения подвержены подростки.

Вербовщики опираются на возрастные психологические особенности:

-слабая, неустойчивая психика,

-повышенная внушаемость,

-неумение взаимодействовать с окружающими + трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, плохая компания.);

-отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень образования).

- низкая самооценка (чтобы поднять самооценку подросток пытается самоутвердиться, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей из интернета, как пример антикриминальные группы АУЕ).

- Личная незрелость (традиционный образ жизни представляется как формальный,

банальный, отживший, исчерпавший себя.)

Так же предпосылками вовлечения являются:

  • Неопытность, недостаточная ответственность.

  • Чем младше человек, тем более он подвержен влияниям окружения.

  • Повышенная восприимчивость к предлагаемым правилам поведения в группе.



Психолог: К сожалению, в нашем обществе еще слабо развиты основы кибербезопасности.

Но Компьютерная грамотность снижает онлайн-риски. А задача подростков – быть грамотнее, не доверять незнакомым, больше читать научную информацию, а так же знать и выполнять основы кибербезопасности.


Слайд 13. Основы кибербезопасности.

- Проявляйте осторожность при переходе по  ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от  других пользователей или друзей.

- Контролируйте информацию о себе, которую вы  размещаете.

- Чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты.

- Не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд.

- Не регестрируйтесь  во всех соц. сетях без разбора.

- Всегда спрашивай родителей о непонятных тебе вещах, которые ты встречаешь в интернете.

- Не позволяйте себя запугивать и не беспокойте других с помощью фейковых аккаунтов.


Видеоролик.


Слайд 14. Живи реальной жизнью, а не виртуальной!


Подготовила педагог-психолог: Соснина О.П.

































Слайд 14. Предупрежден значит вооружен.

Упражнение 3. «Создай свой мотиватор»


























































Слайд 13. Какие предпосылки могут привести юношу, девушку в деструктивную группу?

-Реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей.

-Очень сильная мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения.

- Личная незрелость (традиционный образ жизни индивидууму представляется как формальный, банальный, отживший, исчерпавший себя.)

Слайд 10. Как же распознать опасную группу?

  • Логотип: знаки богов и ножи

  • Логотип: знаки богов и ножи

  • Картинки и фото в сером, черном и красном цвете

  • Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах

  • Психоделическая музыка


А задача подростков – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а так же знать и выполнять основы кибербезопасности. Компьютерная грамотность снижает онлайн-риски.


Предупрежден значит вооружен.

Упражнение 3. «Создай свой мотиватор»



  • привлечения внимания к положительным возможностям сети, например сайтам, позволяющим развиваться, образовываться.





  • возникновение разного рода интернет-зависимостей.

Проблемы, возникающие при общении в соц, сетях.

- Снижение продолжительности концентрации внимания.

- Информационная зависимость.

- Отчуждение, снижение интеллекта.

- ухудшение здоровья.

- Проблема общения в реальном мире.






В настоящее время еще большую актуальность приобрела тема вовлечения в деструктивные группы и экстремистской и других направлений посредством сети Интернет. Доступность компьютерной техники и пользования сетью, к сожалению, добавляет и проблем. Поэтому в профилактической работе и с обучающимися, и с родителями мы делаем упор на объяснение не только плюсов, но и минусов глобальной сети.

IT-технологии не стоят на месте и уже сегодня у каждого есть под рукой хотя бы одно устройство с доступом в интернет.

- Слайд 4. Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности вы не всегда можете распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации. Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие детей до депрессии так называемые «группы смерти». Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации». ДЕСТРУКЦИЯ (лат. destructio - разрушаю) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение.

Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, агрессии.

Слайд 5: Методы воздействия на людей различны: «промывание мозгов», наркотики, секс,, лишение свободного времени, ограничение внешних контактов, изоляции от друзей, семьи, мощное групповое давление, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть. Это так называемые псевдокриминальные группы (АУЕ, колумбайн), террористические.



Слайд 9. Как же распознать опасную группу?

  • Логотип: знаки богов и ножи

  • Засилье слов на букву «С»

    • «Лучшие вещи в жизни с буквой «С»: — Семья суббота секс суицид»

  • Картинки и фото в сером, черном и красном цвете

  • Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах

  • Психоделическая музыка

  • Слайд 11. Размещение на странице стихов такого плана:

«В 4:20 киты не проснутся,

В тихом доме не ждет их рассвет.

Звезды с неба на крыши прольются.

Играешь со мной? — Жду ответ».


Таким образом, к сожалению, помимо многих положительных моментов, которые дает обучающимся Сеть: и поиск информации, и расширенные коммуникации, творческие мастерские и многое другое – обратная сторона медали существует и несет в себе реальную угрозу. На вопрос «Контролируют ли родители, какие сайты вы посещаете и сколько времени вы проводите в Интернете?» только 23% ответили утвердительно. А ведь учитывая, что молодежь очень активно использует телефоны и планшеты с целью посещения сети Интернет, процесс контроля еще более затрудняется. А ведь он необходим, чтобы вовремя распознать опасность (например, в «группах смерти» подростки проводили в интернете предутреннее время - с 4 до 6 утра)

Слайд 12. Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые обязательно надо обратить внимание:

  • Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»;

  • У него меняется режим дня;

  • Ребенок вялый и постоянно не высыпается;

  • Активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры).

Слайд 13. Признаки готовности

  • Грустные мысли в постах на соцстраничке;

  • Появились на теле увечья (царапины и т.д.);

  • Начинает раздаривать вещи;

  • Открыто заявляет о своей скорой смерти.

Слайд 15. Реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей.

  • Очень сильная мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения.

  • Личная незрелость (традиционный образ жизни индивидууму представляется как формальный, банальный, отживший, исчерпавший себя.)

Слайд 16. Личностные особенности, повышающие риск вовлечения в группы деструктивной направленности:

  • слабая, неустойчивая психика,

  • повышенная внушаемость,

  • низкая самооценка;

  • отсутствие позитивных жизненных целей;

  • неумение взаимодействовать с окружающими,

  • проблемы

  • острый интерес и тяга ко всему необычному;

+

  • трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, др.);

  • отсутствие духовного воспитания,

  • недостаточная степень гуманитарного образования

Профилактическая и просветительская работа в этом направлении сейчас является особо значимой. С обучающимися необходимо проводить беседы, диспуты, творческие конкурсы, приглашать специалистов. Цель данной работы – обеспечение информационной безопасности1, предупреждение рисков вовлечения обучающихся в противоправную деятельность, информирование о негативных проявлениях в сети Интернет, способах мошенничнества, (предупрежден-вооружен), объяснения истинных причин создания деструктивных групп; привлечения внимания к положительным возможностям сети, например сайтам, позволяющим развиваться, образовываться.

К сожалению, в нашем обществе еще слабо развиты основы кибербезопасности. Нет такого предмета в процессе обучения. Поэтому главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей в том числе – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача молодых – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а так же знать и выполнять основы кибербезопасности.


Используемые источники:

  1. Афицинский А. М. СЕКТЫ: характеристика, методики влияния и манипулирования. http://www.b17.ru/article/33408/

  2. Вовлечение молодежи в секты: механизмы. Портал Справочник по безопасности – http://www.warning.dp.ua/bezop106.htmС

  3. Гафнер В. В., Петров С. В. , Забара Л. И. Опасности социального характера и защита от них . Электронное пособие http://социальная-безопасность.гафнер.рф/chitat-posobie/glava-3-opasnosti-obshchestvennogo-haraktera/3-1-3-socialnaya-opasnost-destruktivnyh-kultov/

  4. Новая газета. Группы смерти во Вконтакте: кто и как доводит детей до суицида. https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18

  5. Группы смерти в соцсетях: как родителям распознать опасное увлечение подростка https://slavdelo.dn.ua/2016/12/15/gruppyi-smerti-v-sotssetyah-kak-roditelyam-raspoznat-opasnoe-uvlechenie-podrostka/

  6. Интернет-груминг - http://klassmama.blogspot.ru/2013/02/blog-post_27.html

  7. Осторожно "Группы смерти" Часть 4: Что делать? Психологи на b17.ru

  8. О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних – http://lektsia.com/2x8892.html

  9. Польза и вред интернета - :http//samosoverhenstvovanie.ru/polza-i-vred-interneta-dlya-cheloveka/

  10. Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности Слабая психика-как понять? Как ее укрепить? http://www.medkrug.ru/community/show_thread/757?thread=47139)

  11. Хасьминский М. , Головко О. Как подростков заманивают в суицидальные группы? –– http://www.pravmir.ru/kak-podrostkov-zamanivayut-v-suitsidalnyie-gruppyi




Основы кибербезопасности.

- Проявляйте осторожность при переходе по  ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от  других пользователей или друзей.

- Контролируйте информацию о себе, которую вы  размещаете.

- Чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты.

- Не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд.

- Не регестрируйтесь  во всех соц. сетях без разбора.

- Всегда спрашивай родителей о непонятных тебе вещах, которые ты встречаешь в интернете.

- Не позволяйте себя запугивать и не беспокойте других с помощью фейковых аккаунтов.


Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг— бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам— большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность— игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах [5].

Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, путешествия по родному краю, творческие прикладные увлечения, занятия спортом, как правило, выводят человека из зависимости.



Упражнение 3. «Создай свой мотиватор»






Социально неадаптированные дети имеют повышенную вероятность к приобретению Интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий выбор возможностей к общению, чем реальный мир. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пребыванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивомуребенку стать более общительным, найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ребенок в жизни замкнут, застенчив или склонен к унынию, вам необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету, с тем чтобы предотвратить его превращение из средствараскрытия личности ребенка в плохо контролируемую страсть.

1 Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436 - ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию") .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!