СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика заболеваний позвоночника у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются актуальные вопросы о здоровье позвоночника и профилактика его заболеваний у младщих школьников.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика заболеваний позвоночника у детей.»

Профилактика заболеваний позвоночника у детей.


Ермешова Наталья Михайловна

МБОУ «ООШ №37», учитель начальных классов

Ленинск - Кузнецкий ГО


Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы о здоровье позвоночника и профилактика его заболевания у младших школьников.


Здоровье человека – тема достаточно активная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится второстепенной. Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя заставить стать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движения, и результат от такой активности большой пользы не дает. Малоподвижный образ жизни становится нормой и взрослых и детей. Факты говорят сами за себя:

1. минимальная норма количества шагов за день для человека – 10000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину;

2. в 13 лет повышения давления до 130/80 – распространенное явление;

3. если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже;

4. для того, чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов;

5. по данным Российских ученых,51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы;

6. по статистике медиков, на 100родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц;

7. на первое место медики ставят, после медицинского осмотра школьников, нарушение осанки.[1,с.9]

К окончанию школы удовлетворительная осанка сохраняется только у 5% молодых людей. У 20% имеются нарушения осанки во фронтальной плоскости (предсколиоз), у 35% - сколиоз, причем у10%- II степени и выше; у 40% отмечаются различные нарушения осанки в саггитальной (переднезадней) плоскости. Около 25% подростков в настоящее время наряду с нарушением осанки имеют признаки остеохондроза. А ведь еще 15-20 лет назад юношеский остеохондроз был довольно редкой болезнью.[4,с.196]

Для предотвращения заболеваний позвоночника крайне важна своевременная диагностика нарушений осанки, которые сопровождают любое заболевание позвоночника. Выработка у ребенка навыка правильной осанки – очень трудная задача. [4,с.200 ]

Чаще всего такие проблемы возникают у детей, которые мало занимаются спортом, они малоподвижны, у которых слабо развит мышечный корсет. Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители не догадываются о том, что уроки физической культуры выполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два - три урока физкультуры в школьном расписании проблему не решат. Значит, школа и семья сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя и оценивать объективно свои проблемы собственного здоровья.

Школьный сколиоз характеризуется S-образным искривлением позвоночника: левосторонним - в поясничном отделе и правосторонним – в грудном. Не нужно обладать богатым воображением, чтобы понять, почему у ребенка (если он пишет правой рукой) развивается именно такой сколиоз. Посмотрите, в какой позе он сидит за письменным столом и сколько времени занимается в такой позе.[4,с.202]

На предметах общеобразовательного цикла мы, учителя, обязаны и должны проводить физкультурные минутки, которые помогают снять напряжение со всех мышц тела. Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения учащихся, считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса. Но 1-2 минутки, потраченные на физминутки, много времени у нас не отнимут. Ведь в наших руках здоровье будущего поколения. К тому же использование физминуток позволяет использовать оставшееся время на уроке гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физминуток становятся более активными, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, дать отдохнуть мышцам позвоночника, сменить позу.[1,с.70]

Физкультурные паузы я провожу на каждом уроке. Для проведения я использую различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книгу, карандаш, комочки ваты и т.д.

Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, дать им название. К тому же это вызывает интерес у учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни.

Физкультурные минутки будут способствовать не только сохранению физического здоровья, но и сохранению психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.

Для оздоровления я провожу динамические паузы и на свежем воздухе. Это могут быть и спортивные соревнования, и игры и просто прогулки.

Во внеурочное время организую спортивные походы вместе родителями, привлекая и учителя по физкультуре. Это способствует укреплению здоровья и сплочению коллектива.

Провожу внеклассные мероприятия и классные часы по здоровьесбережению. Цель таких мероприятий: профилактика вредных привычек, воспитание чувства ответственности за свое здоровье и желание укреплять его, формирование гигиенических навыков. На такие мероприятия приглашаю и врачей- педиатров. Они проводят беседы о сохранении здоровья, учат правильно заботиться о себе, о профилактике нарушения осанки.

Совместно с учителем по физкультуре проводим спортивные соревнования и игры, что способствует физическому развитию обучающихся, укреплению мышц, развитию навыков ловкости, воли.


На родительских собраниях я беседую с родителями по профилактике заболевания позвоночника у детей и рекомендую пути исправления неправильной осанки.

1.Научите ребенка правильно сидеть за столом: не класть правую ногу на левую; не наклоняться к правой руке и вообще никак не изгибаться. [4,с.202]

2.Мебель должна соответствовать росту ребенка.[3,с.3]

Рост ребенка (см) Высота стола, стула (см)

110-119 52 32

120-129 57 35

130- 139 62 38

3.Постель должна быть полужесткой, подушка - небольшой и относительно плоской, и класть ее следует только под голову, но не под плечи.

4. Пусть ребенок лежит на животе – в такой позе позвоночник «отдыхает».

5.Полезно заниматься плаванием, причем при сутулости – плавать брассом, при уплощенной спине – плавать на спине и для всех детей со школьным сколиозом – плавать кролем с вдохом справа.

6. Создайте такие условия, чтобы осанка исправлялась не только во время выполнения упражнений, но и все остальное время суток. Тогда и упражнения окажутся более эффективными. [4,с.203]

7.Многие психоэмоциональные заболевания и неврозы напрямую связаны с нарушением осанки. «Хотите иметь сгорбленного больного ребенка – почаще ругайте и наказывайте его, почаще заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Хотите вырастить ребенка здоровым и красивым – почаще хвалите его и лелейте его, словно самый редкий и прекрасный цветок» - так говорил психолог Павел Палей.[2,с.91]



Библиография.

1. Долженков, А. В. Здоровье вашего позвоночника [Текст] / А.В. Долженков. - Санкт- Петербург, 2000.

2. Евдокименко, П. В. Боль в спине и шее [Текст] / П.В. Евдокименко.- М.: Мир и образование, 2010.

3. Каратаева, И. Трудно быть первоклассником. [Текст] / И. Каратаева.- Ленинский Шахтер. – 1993. - 16 февр ( №23). – С. 3.

4. Лифляндский. В.Г. Полная медицинская энциклопедия для всей семьи [Текст] / В.Г. Лифляндский, Л.М. Лавут, А Е. Чубенко. – М.: Эксмо - Пресс, 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!