ПРОФОРИЕНТАЦИЯ БЕЗ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ – БЕССМЫСЛЕННАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ.
А.А.Ефимов - мастер производственного обучения
Стремясь помочь подросткам найти профессию для успешной адаптации в социуме после выпуска из СУВУ, педагоги часто забывают, что поиск призвания — дело долгое и непростое.
Мы предлагаем пройти различные тесты и/или познакомиться с какими-то профессиями путём проб, и нам кажется, что после этого воспитанник определённо выберет свою профессию.
Но вот что зачастую происходит: воспитанник проходит все тесты и — результаты удручающие! — он не имеет ярко выраженных талантов.
Потому что если бы он их имел, то подобных неопределённых вопросов — «чем бы мне заниматься в будущем?» — у него бы не возникало. Подросток, который не знает себя, готов уговориться на всё (кораблю, у которого нет цели, любой ветер кажется попутным).
Но нам кажется, что с реальной профориентацией это не имеет ничего общего.
Профориентация — это помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение — это следствие личностного самоопределения.
Это длительный, сложный, порой тяжело проходящий процесс. Он растянут во времени. Невозможно познать всего себя за 1 день или 1 неделю. Но хуже всего — невозможно принять себя таким за столь короткий срок.
Ключевая задача профориентации — перемещение точки выбора профессии с одномоментного в 9-11 классе на обдуманно-опробованное решение в средних классах. Для этого нужен непрерывный системный подход, начало которого лежит ещё в детском саду. К сожалению, мы занимаемся с подростками только в течение от года до трёх лет. И это слишком короткий отрезок времени, но всё – таки кое что мы сделать можем!
ДОЛГИЙ ПУТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Если мы представим себе среднестатистического выпускника СУВУ в 25-30 лет с рабочей профессией , который пошёл после выпуска работать по своему профилю, растёт как профессионал и доволен своей работой, то, скорее всего, его путь выглядел примерно так.
Это его второе или третье рабочее место. Самой первой была фирма, в которую он пришёл сразу после приезда домой. Целенаправленное трудоустройство позволило ему легко пережить сразу два профессиональных кризиса. Во-первых, у него не упала мотивация к учёбе, так как работа в фирме дала чёткую установку: получать надо не диплом, а знания, — и учёба в заочном техникуме стала осмысленной. Во-вторых, он успешно прошёл следующий профессиональный кризис, наиболее болезненный у «зелёных» выпускников — это когда после учебного заведения они попадают в настоящий коллектив, где далеко не все молодые, где совершенно разные ценности и мотивации, и натыкаются на неприятные неожиданности.
Но самое интересное — что было ещё раньше. Наш молодой человек уже с 8-го класса точно знал, какой вид деятельности ему нравится, к чему у него есть ярко выраженные способности. В училище он активно участвовал в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах по этому направлению. Фактически, это были те самые профпробы, которые закрепили в нём желание идти по определённой траектории. Как он её выбрал?
Началось всё ещё в середине младших классов, когда из разгоревшегося любопытства стала развиваться вовлечённость — желание получить дополнительную информацию, узнать больше по теме своего интереса. Это могла быть уже не первая и не третья такая вовлеченность — но с каждым разом она была всё глубже и осмысленнее. Потому что, начиная примерно с 10 лет, закипел процесс личностного самоопределения, понимания своих личных, как сильных, так и слабых качеств, психологических особенностей, мотивации, оценки самого себя, формирования осмысленных притязаний.
Самопознание — неприятный процесс, он сложный и болезненный. Нужно время, чтобы его прожить, пережить, а самое главное — осмысленно работать над своими качествами, которые захотелось исправить.
А ещё раньше, в дошкольном и младшем школьном возрасте, была получена фундаментальная база, которая дала расширенный кругозор и являлась основой для формирования того самого любопытства.
Весь этот длинный процесс личностного самоопределения и последующего профессионального — и есть длинный путь профориентации, который помогают пройти родители, педагоги и психологи.
К сожалению, в большинстве – это не наш случай!
Это не значит, что мы в условиях СУВУ не должны заниматься профориентационной работой. Мы можем помочь в решении какой-то конкретной задачи из длинного пути профориентации. Например, тех же профпроб или «прокачивания» личных качеств.
Мы вкладываем в слово «профориентация» смысл разностороннего развития подростка во время его нахождения в СУВУ, его полноценного личностного самоопределения, поиск его талантов и способностей , чтобы их развить и укрепить
Классическая профориентация даёт один ответ: молодой человек должен пройти все этапы личностного самоопределения (и иметь время на саморазвитие), после чего вопрос выбора будет решён. В практических работах Резапкиной, Пряжниковой и более академических Родичева, Сергеева можно найти конкретные упражнения, задания, которые необходимо пройти («пережить») подростку. Это продолжительный этап, и чем он дольше длится, тем легче перейти от неприятия самого себя к развитию и личностному росту.
«Ломать», принуждать, уговаривать подростка — это не заменяет процесс самоопределения.
Вообще в ситуации неопределённости лучше отложить выбор, чем делать его в спешке. Альтернативный сценарий — позволить потерять год (полтора? два?) сейчас, в юном возрасте, на поиски самого себя. После чего сделать осмысленный, целенаправленный выбор, который будет вытекать из личности и способностей подростка, а не из сложившихся обстоятельств
И не надо бояться всех этих разговоров о мире будущего. Если у воспитанника тяга к гончарному мастерству — то и в XXII-м веке будут цениться его работы. А насчёт «иди в программисты, без работы не останешься» — посмотрите на многомиллионную армию «юристов и экономистов», которые массово появились в «нулевых». Несмотря на их количество, до сих пор хороший юрист и экономист — на вес золота, и очередь за такими специалистами - длинная. А вот просто юрист и экономист — не нужны. Так же не будут нужны «просто» программисты и «просто» менеджеры.
Что можно сделать в условиях СУВУ, ЧЕМ ПОМОЧЬ ВОСПИТАННИКАМ?
в 13 -14 лет? Предоставить информацию по теме увлечения, помочь с ресурсами для развития личных качеств и навыков. Показать возможности вертикальной и горизонтальной карьеры в разных организациях.
Результат: Начинается осознанная работа над собой, практическая деятельность в области своих интересов. Формируется осознанное отношение к учёбе — как к получению знаний и умений для достижения цели.
15 ЛЕТ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР.
Что нужно делать: Помочь в самостоятельном составлении образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие этапы своей жизни (куда пойду учиться, кем и где начну работать, чтобы стать…).
Результат: Воспитанник принимает осознанное решение о том, какое образование он хочет получить. Формируется представление о дальнейшей жизни после выпуска. Всё это — на основе адекватного представления о своих личных особенностях и о том, как они соотносятся с требованиями профессии.
16 – 18 ЛЕТ. ОСМЫСЛЕННЫЕ ЗНАНИЯ.
Что нужно делать: (тут хочется сказать взрослым: «Не мешать и поддерживать!..»). Воспитанник должен прикладывать усилия к целенаправленному получению знаний и умений, которые, на его взгляд, необходимы в профессии. Участвовать в практической деятельности.
Результат: Человек сосредоточен на развитии качеств, необходимых для будущего труда, имеет опыт практической деятельности.