СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о профориентации на уроках химии и во внеурочное время 

Просмотр содержимого документа
«Профориентация обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»

Профориентация обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

О.В. Залозных,

учитель химии

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 51»

города Курска

Так сложилось, что большую часть своей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем 10-11 классов. Именно в этом возрасте идет профессиональное определение обучающихся и моя задача и как классного руководителя, и как учителя – предметника помочь им в этом. Систематически на уроках и во внеурочное время я веду профориентационную работу - сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях в области химии, связываю познавательные факты о профессиях и производствах с темой и содержанием учебного занятия.

Профпросвещение осуществляется путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников (знакомлю с интересными фактами из жизни ученых, интересными открытиями, предлагаю обучающимся поделиться своими находками по данному вопросу), вместе с ними обозначаем, где могут быть использованы полученные практические навыки из области химии. Например, при выполнении лабораторных опытов и практических работ мои ученики приобретают навыки работы с простейшим химическим оборудованием и реактивами. Развитию этих же навыков способствуют и домашние опыты – выращивание кристаллов, изучение процесса коррозии, определение содержания крахмала в продуктах питания и ряд других. При этом я обращаю внимание обучающихся на то, что они осваивают навыки таких профессий, как химика – лаборанта и химика-аналитика.

В современном мире технологические специальности являются наиболее востребованными и перспективными. Познакомиться с ними и примерить их на себя, отработать условия течения процессов, познакомиться с устройство аппаратов, предназначенных для определенных стадий того или иного синтеза, обучающиеся могу при изучении таких тем, как «Способы получения металлов», «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», «Производство азотной кислоты» и т.д.

При знакомстве с минеральными удобрения в таких темах, как «Аммиак и его соли», «Фосфор и его соединения», «Соли азотной кислоты», я акцентирую внимание обучающихся на таких профессиях, как агроном, садовод (рабочий зелёного хозяйства, цветовод), мастер сельскохозяйственного производства – фермер, ландшафтный дизайнер, где эти знания могут пригодиться.

Знакомство с профессией повар можно включать в изучение таких тем, как «Соли», «Белки», «Витамины», ведь именно люди этой специальности должны уметь правильно отварить мясо, чтобы оно получилось более сочным, или овощи, чтобы в них сохранилось как можно больше витаминов; испечь пышные пироги и т.д. В этом и помогут химические знания. В качестве подтверждения можно предложить ребятам проверить с помощью качественной реакции наличие белков в бульонных кубиках «Магги» или «Галина Бланка» и сделать вывод о том, что белков в них нет. Следовательно, они не могут считаться ценным пищевым продуктом.

При изучении органической химии обращаю внимание на применении веществ в медицине, парфюмерии, фармакологии, военной промышленности и т.д. Это повышает интерес учеников к данным профессиям. Например, в теме «Нефть и ее переработка» обязательно осуществляем выход на производство медикаментов, перевязочных средств, антисептиков и их применение в медицинской практике. В этой же теме можно познакомить обучающихся с такой профессией, как нефтяник, так как сейчас она считается одной из самых популярных. При изучении способов получения различных веществ и их переработке важно соблюдать экологический аспект. Так происходит знакомство с профессией эколог, ролью его в современном мире и обществе.

Связь химии с разными профессиями можно показать и через задачи, если в их условия включать применение тех или иных веществ или процессов, качественные реакции. При этом уместнее использовать тривиальные названия веществ, например, известковая вода, жженая магнезия, мрамор и т.д. Решая такие задачи, обучающиеся видят связь науки с реальной жизнью, что, на мой взгляд, дает более высокий результат.

Профориентации обучающихся способствует и внеурочная деятельность – тематические классные часы, анкетирования, беседы, встречи с представителями разных профессий (врачами и другими медицинскими работниками, фармацевтами, парикмахерами и т.д.) и выпускниками школы, обучающимися на соответствующих факультетах, посещение высших и средних учебных заведений химической направленности в дни открытых дверей (медицинский и фармацевтический колледжи, КГМУ, КГСХА, КГУ), экскурсии на предприятия химической промышленности.

В целом все это приводит к правильному выбору старшеклассниками специальности, а значит, в будущем они будут востребованы в нашем государстве, что и является основной целью общеобразовательной организации.


 

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!