СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа на уроках штукатурно-малярного дела

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа на уроках штукатурно-малярного дела»

Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с учащимися школы-интерната.

Автор: Охрименко Н.И.,

учитель технологии

ГКОУ «Серафимовичская ШИ».

Профессионально - ориентационная работа в коррекционной школе в первую очередь должна решить задачу выявления и прогнозирования развития профессиональных способностей и склонностей обучающихся. Второе направление в этой работе заключается в формировании у школьников устойчивого интереса к профессии с учетом их реальных способностей, возможностей трудоустройства и условий быта. Цель моей профессионально-ориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь привить любовь к труду, непосредственно штукатурно – малярному делу, учитывая индивидуальные особенности и способности учащихся, дать необходимые знания по данной профессии, обучить различным приемам в работе. За время обучения у выпускников также необходимо сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению и к концу обучения в школе подвести ребят к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности.

Проблема трудовой адаптации воспитанников коррекционной школы в настоящее время очень актуальна. Обучение в коррекционной школе является первым, а после школьное – обучение в ПУ вторым этапом трудовой подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. На первом этапе работы с учащимися, стремлюсь заложить у своих воспитанников основу профессиональных возможностей, что должно в дальнейшем определить направление их трудового пути. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию обучающихся, работа учителя трудового обучения в коррекционной школе нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. У выпускников должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а также адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, возможности самостоятельного поиска работы и трудоустройства, повышения квалификации и профессионального роста. Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду.

С 5 класса начинается профессиональное обучение. Учащиеся знакомятся с малярными и штукатурными работами, с инструментом и отрабатывают приемы владения им. В процессе трудового обучения стараюсь логически увязать сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Например, знакомя пятиклассников с водными и неводными красками, рассказываю о видах красок и провожу беседу «Где работают маляры»? Таким образом, у детей формируются понятия о профессии маляра, о его деятельности, появляется возможность немножко побыть в этой роли самим, ведь маляром можно работать не только на стройке, например, на технической станции, где производят окраску автомобилей, работа маляра несколько отличается от работы на стройке или работы по окраске высотных зданий. Беседы подкрепляю показом видеороликов и презентаций. В 6-8 классах обучающиеся совершенствуют приемы владения ручным инструментом, изучают новые технологические процессы. В 9 классе обучаю школьников работать в производственных условиях и отрабатываю с ними технологии ремонта и отделки различных помещений. Также ребята знакомятся с новыми строительными материалами.

Профориентационная работа с учащимися, посещающих уроки штукатурно – малярного дела, обусловлена наличием у них умственной отсталости. Поэтому, главная цель - подготовить их к самостоятельной жизни в обществе. Из этого следуют задачи:

1.показать значимость труда и необходимость приобретения профессии для дальнейшей жизни;

2.расширить представления учащихся о перечне профессий;

3. развивать профессиональные знания в области новых технологий, свойств материалов, устройства оборудования.

Основные принципы профориентационной работы на уроках штукатурно – малярного дела:

  • систематичность и преемственность – профориентационная работа ведется с 5 по выпускной класс;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от их возраста, интересов, уровня успеваемости;

  • проведение групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися.

Достижению цели и реализации задач на уроках штукатурно - малярного дела способствуют использование инновационных технологий:

  • игровых;

  • здоровьесберегающих;

  • дифференцированного и индивидуального обучения;

  • коррекционно-развивающих;

  • программированного обучения;

  • ИКТ;

  • проектной деятельности;

и таких уроков, как:

  • урок-беседа;

  • урок-соревнование;

  • урок-игра.

Значительную роль в профориентационной работе оказывают недели технологии. В этом учебном году проведены следующие мероприятия:

  • викторина «Познай себя»;

  • интерактивные игры: «Найди ошибку», «Четвертый лишний», «Отгадай ребус», «Таблица»; игры «Брейн-ринг», «Твой звездный час»;

  • занимательные задания (кроссворды, стихи, загадки о профессиях);

  • конкурс «Терпение и труд все перетрут»;

  • конкурс рисунков;

  • конкурс на лучшее сочинение о профессии.

В профориентационной работе важна роль участия умственно отсталых учащихся в конкурсах.

В рамках недели технологии:

во Всероссийском конкурсе «Мое художественное творчество», в номинации «рисунок», приняли участие:

  • Гусейнов Амил (название работы «Работа каменщика»);

  • Кудряшов Никита (название работы «Буду строителем»);

  • Обрамов Арсен (название работы «Маляры весной»);

  • Серков Данил (название работы «Маленький маляр»).

во Всероссийском конкурсе «Моя будущая профессия», в номинации «эссе», приняли участие:

  • Гусейнов Амил (название работы «Я мечтаю быть одаренным строителем»);

  • Кудряшов Никита (название работы «Я мечтаю быть успешным строителем»);

  • Обрамов Арсен (название работы «Я мечтаю быть маляром, чтоб в спецовке, в вагончике с ведром краски в руке…»).

Все конкурсные работы получили дипломы первой степени.

Учащиеся с большим желанием участвовали в конкурсах и названия своим работам давали сами! Конечно, небольшая помощь учителем оказывалась.

Кроме того, информация по профориентации для учащихся есть на стенде «Штукатурно-малярный калейдоскоп» в рубрике «Куда пойти учиться» в кабинете штукатурно – малярного дела.





Список используемой литературы:

1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006.

2. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. - М.: Перспектива,

3. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!