СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа на уроках социально бытовой ориентировки и основ социальной жизни как один из путей формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад.  

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа на уроках социально бытовой ориентировки и основ социальной жизни как один из путей формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Профориентационная работа на уроках социально бытовой ориентировки и основ социальной жизни как один из путей формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Социально-бытовая ориентировка (Основы Социальной Жизни) – являются основными предметами коррекционного блока.


Цель предмета - формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных школ. Повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни.


Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач, встающих перед выпускниками специальных школ. Содержание курса «Социально-бытовая ориентировка» дает возможность учителю ознакомить обучающихся со многими профессиями, воспитывать интерес к ним.


Ценность уроков социально-бытовой ориентировки в профориентационной работе состоит в том, что здесь воспитанники не только получают определенные знания, но и приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.


Для наших воспитанников характерна завышенная самооценка, не всегда соответствующая уровню возможностей. Одна из задач учителя СБО при изучении раздела «Трудоустройство» состоит в том, чтобы сформировать адекватную реакцию ученика на рекомендации педагогического коллектива.


Изучение тематического раздела «Трудоустройство», входящего в программу по СБО в 9 классе, предусматривает усвоение обучающимися следующих тем.

  1. Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссии, отделы, бюро по трудоустройству молодёжи).

  2. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление.

  3. Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, резюме, объяснительная), правила их составления.

  4. Охрана труда несовершеннолетних (преимущество работы по трудовой книжке: социальные гарантии, трудовой стаж, совмещение учебы и работы)


В своей работе по профориентации на уроках СБО мы используем следующие методы и приёмы:


  • Анкетирование в начале и в конце изучения раздела «Трудоустройство».

  • Тесты, помогающие определить склонности и интересы к той или иной профессии.

  • Ролевые игры: «Обращение к работодателю»; Я устраиваюсь на работу».

  • Игровые практикумы, деловая игра «Выбор профессии», которые помогают обучающимся пробовать себя в роли той или иной профессии.

  • Использование на уроках кроссвордов, ребусов, презентаций.

  • Оформление стенда по профориентации

  • Составление памяток (например, о чём надо помнить, когда впервые идёшь на работу; документы при трудоустройстве и т.д.)

  • Практические работы по составлению деловых бумаг.

  • Определение качеств личности, необходимых для выбранной профессии.

  • Тренинги («Расскажи о себе»; «Мой имидж»; «Телефонный разговор»)

  • Экскурсии на предприятия и учреждения (Центр занятости населения, почта, аптека, пекарня, банно-прачечный комбинат, магазин, автовокзал, рынок).

  • Знакомство с профессиями и их профессионально важными качествами при изучении разных разделов:

  • «Одежда и обувь» – дизайнер, швея, портной, обувщик, сапожник.

  • «Жилище» - дизайнер, сантехник, слесарь, уборщица.

  • «Медицина» - медицинские профессии.

  • «Транспорт» - водитель, кондуктор, стюардесса, кассир.

  • «Питание» - повар, кондитер, диетолог.

  • «Торговля» - продавец, кассир, менеджер и т.д.


Обучающиеся не только знакомятся с профессиями, они как бы «примеряют» их на себя, пробуют себя в роли той или иной профессии.







Также ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры обучающихся:

  • Дисциплинированность (умение приходить на урок до звонка, готовить рабочее место, начинать и заканчивать работу вовремя, подчиняться требованиям учителя, в дальнейшем мастера.)

  • Ответственность (добросовестное и качественное выполнение всего объёма работы).

  • Тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем, с взрослыми).

  • Умение преодолевать трудности, добиваться цели и результата.

  • Умение работать в бригаде, распределять и выполнять определенные функции, быть многофункциональным, уметь выполнять любую операцию.

Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.



Программный материал по социально-бытовой ориентировке в целом и в частности раздел «Трудоустройство» помогает обучающимся 9 классов подготовиться к осознанному выбору профессии с учетом психофизических возможностей, склонностей и интересов. Освоенная на уроках выпускниками система знаний, необходимых для социальной адаптации позволяет им успешно продолжить обучение, трудоустроится на работу.


Таким образом, вся система коррекционно–педагогической работы на уроках СБО (ОСЖ) призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!