СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа в образовательном учреждении. Лингвоактивные профессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир профессий. Представлен опыт профориентационной работы педагога в летнем лингвистическом лагере.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа в образовательном учреждении. Лингвоактивные профессии.»

Тезисы к выступлению на конференции

«Профориентационная работа в образовательном учреждении»

по теме «Лигвоактивные профессии»


Вотинова И.В., учитель английского языка МБОУ «МСОШ», высшая кв. категория

Цель выступления: обобщить свой педагогический опыт профориентационной работы в летнем лагере «Лингвисты» в июне 2022 года.

I want to bе

Some people often say to mе

"Have you decided what you want to bе?"

I usually answer, "I don't know,"

But it isn't really so.

I want to win аn Olympic race,

I want to see the Earth from space,

I want to travel to Katmandu

I want to bе rich and famous, too

I want to bе оn Hollywood's screen,

I want to invent а new machine,

I want to bе very clever and wise,

I want to win the Nobel prize.

Тезис 1.

Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир профессий, помогает добиваться профессиональных высот. Английский язык нужен во многих областях деятельности.


В современном мире существует значительное количество «лингвоактивных профессий», где владение навыками эффективного общения и осознанное применение приемов речевого воздействия является профессиональной нормой, что обусловливает соответствующие требования к коммуникативной компетентности специалистов. Владение иностранным языком обеспечивает быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям и расширяет возможности образования и самообразования. Владение иностранным языком сейчас рассматривается как часть профессии, поэтому он является универсальным предметом, которым стремятся овладеть современные школьники независимо от выбранных ими профильных предметов. Таким образом, владение иностранным языком становится одним из важнейших средств социализации и успешной профессиональной деятельности выпускника школы.


Тезис 2. Профессия переводчика - это востребованная в престижных компаниях и на фрилансе профессия.


Сейчас хороший переводчик – это престижная и высокооплачиваемая профессия, востребованная в престижных компаниях и на фрилансе./Средняя заработная плата в год составляет 25-80 000$ US по данным Бюро статистики труда./ Однако, чтобы добиться успеха в данной профессии, нужно быть очень квалифицированным специалистом и целеустремленным человеком. Без переводчиков ни дипломатия, ни политика, ни наука, ни техника не получили бы соответствующего развития. поэтому нужда в переводчиках будет всегда. Существует несколько специальностей в данной профессии:

  • A simultaneous interpreter

  • A translator

  • A technical translator

  • A translator of fiction and literary works

Мастерство переводчика – это уникальный дар. Умения переключаться с языка на язык, быстро извлекать мысль из сказанного, способность на лету схватывать суть фраз и точно доносить их смысл до собеседников далеко не каждому под силу, но эти навыки можно тренировать.


Тезис 3.

Интерактивные методы работы в летнем лагере «Лингвисты» способствуют решению профориентационной задачи: помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.

Профессию можно выбирать по-разному. Можно изучать литературу, общаться с представителями профессий, можно следовать опыту родителей. Но самый лучший вариант - это собственные пробы, которые помогут вам расширить представления о требованиях к профессии "переводчик", а заодно и оценить себя и свои способности.

Проба 1. Мои способности к языкам. Важным условием профпригодности для переводчика является четкая речь и хорошая дикция, поэтому школьники смогли оценивать именно эти качества у себя в Конкурсе скороговорок, они по очереди произносили скороговорку на русском языке, а затем на английском.


Проба 2. Синхронный перевод. Двойной перевод является самым трудным при синхронном переводе. Важна высокая скорость переработки информации, мы переводим слова на свой родной язык, а затем строим фразу и переводим ее. Вторая проба помогла учащимся оценить "скорость" понимания мыслей собеседника. Учитель читал участникам пробы предложения, в которых нарушен порядок слов. Перед ними стояла задача - как можно быстрее «перевести» предложение, т.е. восстановить правильный порядок слов.


Проба 3. Словари иностранных слов – наши помощники.

Большое внимание уделялось работе с иностранными словарями (двуязычными, одноязычными, страноведческими, словарем пословиц и поговорок на занятиях по иностранному языку в летнем языковом лагере.



Тезис 4. Формирование социокультурной компетенции детей и развитие их познавательных способностей - осознание родной культуры осуществлялось через контекст культуры англоязычных и немецкоязычных стран, формировалась у учащихся способность участвовать в диалоге культур. Эффективные формы работы: алфавитное путешествие», лингвистическая экскурсия, конкурс переводчиков, поэтическая гостиная, аукцион английских, немецких, русских пословиц, просмотр мультфильмов на английском языке, «озвучка». Участники смены познакомились с творчеством С.Я.Маршака как мастера литературного перевода, с профессиограммой «переводчик».



Тезис 5. Приобретение учащимися практического опыта и профессиональная проба « экскурсовод».

Профессиональные пробы являются своего рода индикатором правильности выбора школьника, потому что, только имея практическое представление о профессии, можно осознать и правильность выбора им образовательного учреждения, в котором его возможности могут раскрыться максимально, но и в дальнейшем, удовлетворенность избранной профессией, специальностью.

Одна из наиболее интересных специальностей - это работа гида (экскурсовода) Профессиональная проба –это реальная возможность, где моделируются простейшие элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Это испытание себя в определенной профессии./Выполнение следующих этапов пробы - поиск информации, ее обработка, знакомство с экспонатами, сотрудничество с музейным работником Дерендяевой Л.Л. и воспитателем Вотиновой И.В., выбор экспонатов, подготовка музейной экспозиции, национальный наряд, репетиция выступления, наличие интереса к данной профессии . Хорошие коммуникативные навыки, память, эрудиция. Приглашение проводить экскурсии для других отрядов. Существует реальная потребность регионального рынка труда в экскурсоводах.

Отзыв детей:


«Участник нашего отряда «Лингвисты» совершили экскурсию в музейную комнату СКК «Савинский Дом культуры», где Любовь Леонидовна Дерендяева и участница нашего отряда Полина Шляпина в русских национальных костюмах радушно встретили  ребят «хлебом-солью» и провели   интересную экскурсию по разным музейным экспозициям, которые помогли детям понять и увидеть  быт  наших предков. В музейной комнате хранится то, что было давно принесено в дар музею нашими земляками, то, что осталось от былых времен и в наше время имеет большую историческую и культурную ценность. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Народная мудрость гласит: «Не забывайте старь – она новизну держит».
Экскурсия проходила с большим интересом: ребята разгадывали русские загадки и пословицы, пели русские народные частушки. Они с удовольствием слушали рассказ экскурсоводов, с любопытством рассматривали экспонаты и сами задавали много вопросов.
Дети были в восторге от  посещения музейной комнаты. Полина попробовала также себя в роли экскурсовода для 2-х групп Савинского детского сада, у нее осталось много хороших впечатлений от проведенных экскурсий. Это были ее первые профессиональные пробы.

Выводы:

В итоге работы по профориентации в летнем языковом лагере школьники получили представления о лингвоактивных профессиях, сформировали общее представление о них, деятельности взрослых. Школьников характеризует активный познавательный интерес к миру профессий, инициативность включения в профориентационные игры, наличие начальных собственных представлений о будущей про деятельности. «Хочу быть (кем?), когда вырасту».

Считаю, что важно развернуть перед школьниками палитру многообразных профессий, помочь понять их значимость и «примерить на себя», чтобы постепенно по мере взросления осознать, что тебе ближе, а что «не твое», ведь человеку так важно для счастья сделать самому верный выбор сферы профессиональной деятельности.

Система профориентационной работы по английскому языку дает положительные результаты, наши выпускники ежегодно поступают в Вузы на лингвистические специальности: английский, французский, арабский китайский языки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!