Методика «ПАЗЛ» как способ организации групповой деятельности в профориентационной работе
Педагог-психолог МАОУ СОШ №4 Шенчукова И.А.
Актуальность: это совместная деятельность, сотрудничество учителя и ученика через обучение в коллективе, взаимооценку и работе в малых группах.
Технология обучения в сотрудничестве –
совместное расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя новые знания в процессе общения друг с другом.
Цель технологии обучения в сотрудничестве
(обучение в малых группах) – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Развитие интеллектуальных, духовных и физических потребностей, интересов и мотивов ученика.
Идея обучения в сотрудничестве:
Учиться вместе, а не просто
что-то вместе выполнять.
Ведь это не только легче и интереснее,
но и значительно эффективнее.
Проблемные зоны в технологии:
Трудно учесть, чтобы у каждого ученика была возможность внести свой вклад в процесс обучения.
Трудность для учителя: нужно прописывать
алгоритмы действия каждому ученику
В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий:
- психологическая готовность учеников :
умение работать с любым партнером, доброжелательные отношения, ответственность за себя и за других, мотивация к обучению
- формирование групп – поиск оптимального состава – базовой группы
(формирование групп может происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности)
- оценивание группы в целом и индивидуально
- контроль за активностью работы в группе
- формулирование 2-х целей – познавательной и социальной
- незаметный, ненавязчивый контроль учителя
Пошаговая структура, которая научит использовать этот метод. Шаг 1 (Организация)
Разделите учеников на группы
- Группы должны быть разнообразными и максимально равными по возможностям.
Сильные ученики не должны все быть в одной группе,
как и слабые.
В каждой группе можете назначить лидера
- Здесь тоже можно поступить по-разному:
не всегда стоит выбирать самого сильного ученика или неформального лидера коллектива.
Смотрите за тем, как себя проявят и другие.
Шаг 2 (Группировка)
Разделите урок на сегменты. В первую очередь выясните, сколько кусочков будет в вашем пазле.
Например, если вы хотите, чтобы ученики побольше узнали о конкретной профессии, разделите её описание на следующие сегменты:
- 1.Общие сведения о профессии .
- 2.Характеристика процесса труда
- 3.Санитарно-гигиенические условия труда
- 4. Психологические требования профессии человеку
- 5. Сведения о профессиональной подготовке :
Шаг 3 (Информационный)
Дайте задание каждому ученику изучить свой сегмент
- Убедитесь, что ему достаточно информации для того, чтобы изучить определенный сегмент, а также проследите, чтобы ее не было больше, чем нужно. Процесс должен быть максимально привлекательным и не раздражающим.
Проконтролируйте обмен информацией учеников в группе
- На этом этапе они должны обменяться своей информацией друг с другом. Так как каждый из них «эксперт» лишь в одном сегменте, они словно собирают групповой пазл, чтобы глубже вникнуть в тему Каждый должен познакомить остальных со вверенным ему материалом. Таким образом происходит обмен мнениями, ученики углубляют свои познания по всей заданной теме.
Шаг 4 (Рабочий)
Поощряйте учеников задавать друг другу вопросы
- Вопросы очень желательны, потому что в этом случае обучение становится активным процессом. Ученики проявляют любопытство и закрывают пробелы в своих знаниях. Метод «Мозговой штурм» приветствуется.
Переходите от группы к группе, наблюдая за процессом
- Если у какой-либо группы возникают проблемы (например, ученик слишком доминирует или подрывает дисциплину), направьте ее деятельность в конструктивное русло.
Или можете поручить лидеру группы следить за порядком, выделяя для всех одинаковое количество времени.
Шаг 5 (Итоговый)
Проведите «защиту»(презентацию , викторину, тестирование, игру )
- Помните, что учебный процесс должен доставлять удовольствие, а не выглядеть обязанностью.
- Продумайте защиту так, чтобы каждый ученик воспринимал процесс как игру.
- Примените принципы геймификации
Методика «ПАЗЛ» как способ организации групповой деятельности при составлении профессиограммы
Предположим, вы хотите познакомить своих учеников с миром профессий.
Выбор профессии всегда вызывает некоторые сложности, а такой формат поможет сделать процесс более оживленным и поможет узнать новые нюансы о различных профессиях.
Итак, составляем Профессиограмму «Хирург»:
- Сформируйте команды и назначьте лидеров. Каждая группа должна стать «экспертом» по одной составляющей профессии.
- Затем начинается активная фаза. Каждая группа работает над своим блоком , заполняя заранее приготовленные карточки
- После этого члены группы на время «меняются» участниками и делятся знаниями.
- В конце проводится «защита» профессиограммы.
Профессиограмма
описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требования, которые она предъявляет к человеку.
Общие сведения
- Возникновение профессии,
- Смежные профессии
- Перспективность роста
ЗАДАНИЯ
Характеристика
- важнейшие технологические операции
- орудия труда
- место
Профессиональная
подготовка
- пути получения профессии и характеристика учебных заведений
Условия труда
Психологические
требования
- режим труда
- микроклимат
- противопоказания
- основные качества, которыми должен обладать работающий
Карточки для выполнения заданий
Впишите полученную информацию .
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
Хирург
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
- Вставьте текст
Дети используют следующий информационный материал(карточки):
ВРАЧ-ХИРУРГ. Общие сведения : Первые хирургические операции на людях начали проводиться еще до нашей эры. Это врач, проводящий лечение и ставящий диагнозы путем проведения операций. Хирурги могут быть врачами, стоматологами, подологами или ветеринарами .
- Характеристика : оказывает необходимую хирургическую помощь при различных заболеваниях организма в условиях стационара и поликлиники. Должен знать методы и приемы оперативного вмешательства, нормальную и nаталогическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию, антисептику, виды анестезии, виды хирургического инструментария и его применение. Медицинские противопоказания: значительные дефекты зрения и слуха; психические и нервные заболевания; инфекционные заболевания.
- Психологические требования : Профессия врача предъявляет к личности требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия.Плюс: эмоционально-волевая устойчивость;внимательность; аккуратность; высокая активность;наблюдательность; коммуникативные способности; большой объем долговременной памяти; аналитический ум.
- Условия труда: Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
- Прфессиональная подготовка : Для получения базового образования надо поступить в медицинский ВУЗ на факультет «Лечебного дела». Выбор направления произойдет намного позднее, а специализация будет присваиваться молодому доктору уже во время ординатуры. Независимо от области студенту придется отучиться 6 лет в институте, пройти интернатуру и ординатуру. В Томске это лечебный факультет СИБГМУ и специализация в ординатуре.
Для педагогов эта техника имеет несколько существенных преимуществ :
- Она достаточно проста в освоении , как для учителя, так и для учеников.
- Она похожа на игру, что существенно повышает вовлеченность учеников.
- Ее можно использовать вместе с другими педагогическими стратегиями.
- Технику можно применять, даже если у вас есть всего одно занятие.
- Она не требует материальных затрат.
Сравните:
№
№
1
Часть урока
Часть урока
1
Организационный момент, деление на группы
Организационный момент
2
2
Деятельность учеников
Деятельность учеников
Проверка домашнего задания
3
Самостоятельная работа в группах
Подготовка к уроку, деление на команды
Время/мин
Подготовка к уроку
Время/мин
3
1-2
Презентация своей части работы
Изложение учителем нового материала
2-3
Ответы на вопросы с места
4
Поиск, работа и анализ с информации
4
5
10-12
5
Формулирование общего вывода
5-7
Выступление, записи в тетрадях
Закрепление нового материала
Записи в тетради
Сообщение домашнего задания
13-16
Сообщение домашнего задания
15-20
Ответы на вопросы учителя
Обсуждение полученной информации
10-15
Запись в тетради
10-11
Запись в тетради
2
2
Эту технику вы можете использовать для любого предмета. В некоторых случаях может понадобиться небольшая подготовка. Экспериментируйте, частично меняйте метод и используйте этот инструмент для обучения. Ученики, работающие в команде, где каждый член вносит свой вклад в общий успех группы, учатся гораздо лучше, поскольку все вовлечены в процесс и активно задействованы. К тому же, это еще и урок социального взаимодействия.
Рекомендации:
- помогите осознать, зачем нужно то или иное умение, навык помогите понять, из чего это умение/навык состоит организуйте практику убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком/умением стимулируйте взаимопомощь во время практики создайте ситуации успешности стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
- помогите осознать, зачем нужно то или иное умение, навык
- помогите понять, из чего это умение/навык состоит
- организуйте практику
- убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком/умением
- стимулируйте взаимопомощь во время практики
- создайте ситуации успешности
- стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
Источник:
Техника «Групповой пазл» в педагогике
https://4brain.ru/blog/
!