СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентациоонная работа в школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний,  как для  ребенка, так и для родителей. Задача педагога - грамотно помочь ученику и родителям в этом непростом деле

Просмотр содержимого документа
«Профориентациоонная работа в школе»

Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для  ребенка, так и для родителей. Задача педагога - грамотно помочь ученику и родителям в этом непростом деле.

Профессиональное самоопределение как основная задача возраста возникает перед учениками в юности: ведущей направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. На данном этапе надо уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Основные направления работы с учащимися, направленные на оказание психологической помощи ребенку:

  1. диагностика обучающихся с целью оценки интересов
    и склонностей, изучения индивидуальных
    особенностей и профессионально важных качеств;

  2. анкетирование девятиклассников на выявление количества учащихся, определившихся в выборе дальнейшего жизненного пути;

  3. Консультации, занятия и беседы.

Информационный 1 блок:

Для правильного выбора профессии необходимо знать:

1. Свои профессиональные интересы, склонности, способности…

2. Найти профессию, которая подходит к твоим индивидуально-психологическим особенностям и возможностям.

В рамках этого блока важно помочь обучающемуся ознакомиться с основными факторами, влияющими на выбор профессии и своими способностями.

Формула успешного выбора профессии : ХОЧУ, МОГУ, НАДО. 1) учет своих желаний («хочу»); 2) учет своих способно­стей и возможностей («могу») и 3) учет потребностей общества, или, как сейчас говорят, потребностей рынка («надо»). Это и есть три важнейшие основы — «три кита» — профориентации. Фак­тически, опираясь на эти составляющие, можно серьезно размышлять о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Правда, при этом не следует забывать, что и желания, и возмож­ности, и рынок труда находятся в постоянном изменении, поэто­му долгосрочные планы надо строить с учетом возможных изме­нений «хочу», «могу», «надо», но для конкретных выборов эти «три кита» вполне годятся.

"Восьмиугольник основных факторов выбора профессии" (по е. А. Климову)

Методика предназначена для знакомства учащихся с основными факторами выбора профессии, а также для формирования у них способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения. Методику можно использовать с учащимися 8-х-9-х и даже более старших классов. Общий порядок работы со схемой при ее использовании с классом следующий.

1. Сначала ведущий обращается к классу и спрашивает учащихся: "Что нужно учитывать, выбирая профессию?" Обычно подростки правильно выделяют различные факторы (желание, способности, состояние здоровья и т.п.). Ведущий кратко все это выписывает на доске. Но очень быстро ученики начинают повторяться или просто замолкают. Таким образом, учащиеся как бы включаются в данную проблему.

2. Затем ведущий говорит: "Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь, и их можно представить в виде "восьмиугольника". Далее ведущий быстро рисует такой "восьмиугольник" и кратко комментирует эти факторы (рис. 15). На данном этапе работы нарисованный "восьмиугольник" пока еще не совсем понятен большинству, поэтому следует сразу же показать на примерах, как с его помощью можно анализировать те или иные ситуации самоопределения.

Задача:

Вика - ученица девятого класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на 4 и 5. Любимые предметы - литература и история. Дома любит шить и читать иностранную литературу. Лариса считает, что профессия врача очень интересная и благородная. Вика - тихая и спокойная девочка, с претензиями на утонченность и изысканность. В классе ее уважают, но к намерению стать врачом относятся безразлично. Ее родители (инженеры) не одобряют намерений дочери, считая, что ей лучше поступать в технический вуз. Сама Вика надеется после 11-го класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит - год поработать санитаркой и поступать снова, уже имея стаж работы и даже небольшой опыт...". Например, в данной ситуации очевидно, что Вика не учитывает мнений своих родителей и одноклассников, не учитывает свои истинные склонности, есть некоторые сомнения по поводу ее знаний профессии и готовности пройти сложный конкурс в престижный мединститут, хотя с точки зрения уровня притязаний и потребностей общества выбор довольно обоснованный.

Для изучения способностей и склонностей учащихся проводится диагностическая работа:

1. «Карта интересов» А.Е. Голомштока,

2. Тип личностной направленности Дж. Голланда,

3. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

4. Опросник профессиональных склонностей Йовайши

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. В основу методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на группы по предмету труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

Карта интересов» представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованный А.Е.Голомштоком в сборнике «Профориентационная робота в школе». Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии диагностировали техническую направленность. данная методика находится в раздаточном материалы.

Полезный и информативный тест на профориентацию – методика Йовайши. Это опросник, который определяет профессиональные склонности и предпочтения. Литовский психолог Йовайши разделил профессиональные склонности на 6 сфер:

  • Сфера искусства

  • Сфера технических интересов

  • Сфера работы с людьми

  • Сфера умственного труда

  • Сфера физического труда

  • Сфера планово-экономической деятельности

Данные методики помогают выявить не только способности, но и знакомят с классификацией профессий.

Информационный 2 блок направлен:

1. Изучить как можно больше профессий. Определить, какие профессии и специальности необходимы сегодня.

2. Выбрать наиболее привлекательную профессию.

4. Подробно изучить выбранную профессию.

5. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант.

В рамках этого блока блоку с учащимися проводятся занятия по программе: «В мир профессий «По компасу», направленной на активизацию знаний о самом себе и мире профессий.


Выбор профиля обучения – это выбор жизненного пути. Сделай правильный выбор!!!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!