
1.Составить список
подходящих профессий.
* которые Вам нравятся,
интересны,
* по которым Вы хотели бы
работать,
* которые Вам подходят.

2. Составить
перечень требований
выбираемой профессии:
- выбираемая профессия и
будущий род занятий;
- выбираемая профессия и
жизненные ценности;
- выбираемая профессия и
жизненные цели;
- выбираемая профессия и
мои сегодняшние горячие проблемы;
-выбираемая профессия и
реальное трудоустройств по специальности;
- желательный уровень проф. подготовки;
- выбираемая профессия и
мои склонности и способности;
- желательное содержание,
характер и условия работы.

Семь шагов
к взвешенному решению
3. Определить значимость
каждого требования:
Определите, насколько все перечисленные
требования значимы. Может быть, есть менее
важные требования, которые по большому счету,
можно и не учитывать.

4.Оценить своё соответствие
требованиям каждой из
подходящих профессий:
Кроме тех требований, которые есть у Вас
к профессии, существуют и требования самой
профессии. Проанализируйте, развиты ли у
Вас профессиональные качества, отвечают
ли ваши интеллектуальные способности,
психологические особенности,
состояние здоровья требованиям
профессии.

5. Подсчитать и
проанализировать
результаты
Проанализируйте,
какая профессия из всего
списка больше других
подходит Вам
по всем пунктам.
6
. Проверить
результаты
Чтобы убедиться в правильности
Ваших размышлений, обсудите
своё решение с друзьями,
родителями, учителями,
психологом, профконсультантом.
7.Определить
основные практические
шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь
важно определить: в каком учебном
заведении Вы сможете получить
профессиональное образование,
как развивать в себе
профессионально важные качества,
как можно получить
практический опыт работы по
данной специальности,
как повысить свою
конкурентоспособность
на рынке труда.

:
Реализация Ваших интересов и склонностей | Учет профессиональной квалификации, способностей, возможностей здоровья |
Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует:
1 . Твоим интересам и склонностям | «ХОЧУ» Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе. Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут. |
2 .Возможностям и способностям | «МОГУ» Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья. Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних. |
3. Спросу на рынке труда | «НАДО» Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры. |
Ваш профессиональный
выбор удачен, если:
Профессия интересна и привлекательна
Профессия соответствует вашим способностям
Профессия пользуется спросом на рынке труда
Размер заработной платы удовлетворяет ваши материальные потребности
Условия труда не приносят вам вред
Ошибки, возникающие
при выборе профессии
1 . Отсутствие самостоятельности в принятии решения
| Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом? |
| 2 . Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии
| Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию? Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером. |
| 3. Игнорирование фактора конкурентоспособности профессии на р ынке труда
| Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость. |
Мотивы выбора профессии
 |   |  |
Престижность | Высокая заработная плата | Хорошие условия труда |
 |  |  |
Доступность обучения | Указания родителей | За компанию |
| | |
Интерес | Соответствие возможностям | Спрос на рынке труда |
Технономические профессии («Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
исследовать, наблюдать; создавать и испытывать новые образцы; планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать; придумывать новые способы деятельности; самостоятельно организовывать свою работу и работу других; принимать нестандартные решения. | технический склад ума; пространственное воображение; склонность к практическому труду; эмоциональная устойчивость. |
Биономические профессии
(«Человек – Природа»):
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
ухаживать и наблюдать за животными; разводить растения или животных; заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...); бороться с болезнями, вредителями; выращивать овощи и фрукты; ориентироваться в природных явлениях; наблюдать, изучать различные природные явлениями. | |
Сигнономические профессии
(«Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
с чертежами, картами;
со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
обрабатывать тексты и таблицы; производить расчеты и вычисления; перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; принимать и передавать сигналы и сообщения; хорошо считать в уме; оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки. | способность к математике; развитое абстрактное мышление; высокая устойчивость внимания; склонность к общению; аккуратность и усидчивость. |
Артономические профессии («Человек — Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах. | |
Социономические профессии («Человек - Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)
Склонности и предпочтения: | Выраженные способности: |
обслуживание людей; занятие лечением; обучение; воспитание; защита прав и безопасности; управление людьми; легкость знакомства и общения с новыми людьми; умение внимательно выслушивать людей; умение хорошо и понятно говорить и выступать публично. | развитые коммуникативные способности; эмоциональная устойчивость; быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности. |