Просмотр содержимого документа
«Профориентация как инструмент профилактики� дезадаптации личности подростка. 2014»
Профориентация как инструмент профилактики дезадаптации личности подростка.
ШМППСЦ «РЕСУРС»
2014
- Дезадаптация (от лат. – приспособление) – нарушение приспособления организма к условиям существования, несоответствие потребностей личности требованиям социальной среды.
Возможность заниматься любимым делом одно из необходимых условий ЖИЗНИ В СОГЛАСИИ С СОБОЙ И МИРОМ.
МЫШЛЕНИЕ в формате «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»
- 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения
- 10-15 % не задумываются об этом
- 70 % не имеют четкой позиции.
Факторы, мешающие сделать правильный выбор
- недостаточный уровень самосознания подростка
- неустойчивость эмоционального состояния
- неадекватная
самооценка
Темы ПО
- 1-4 классы – знакомство с миром профессий и ролью труда.
- 5-7 классы – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии.
- 8-9 классы – формирование профессиональной мотивации, самоанализ склонностей и способностей.
- 10-11 классы – профессиональное самоопределение, планы и намерения, дальнейшее развитие способностей.
АВТОНОМНОСТЬ
Для возникновения автономности необходимы новообразования:
- человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);
- перейти с внешнего контроля над своими поступками и мыслями на внутренний;
- осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
УПРАЖНЕНИЕ: Реклама профессий
- 1. Общая характеристика.
- 2. Требования к
индивидуальным особенностям.
- 3. Медицинские противопоказания.
- 4. Требования к профессиональной подготовке.
- 5. Родственные профессии.
УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
1
- Сбор возможных вариантов и их первичный анализ.
- Сбор возможных вариантов и их первичный анализ.
2
- Сбор информации по каждому варианту решения, отсев лишнего.
- Сбор информации по каждому варианту решения, отсев лишнего.
3
- Исследование шансов успешности в каждой альтернативе, т. е. «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»
- Исследование шансов успешности в каждой альтернативе, т. е. «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»
4
- Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека.
- Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека.
5
- Разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих и препятствующих реализации данного варианта.
- Разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих и препятствующих реализации данного варианта.
6
- Формулировка перспектив при реализации намеченного плана, т. е. планирование.
- Формулировка перспектив при реализации намеченного плана, т. е. планирование.
Алгоритм принятия решений. 6 этапов.
УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ
Свои возможности. Запасные варианты и пути их достижения.
Возможные внешние препятствия.
Пути и средства достижения целей.
Цепочка промежуточных конкретных целей
Главная цель
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ
Типичные ошибки при выборе профессии
Выбор «за компанию».
Выбор профессии из соображений престижности .
Если подросток проецирует отношение к школьному предмету на отношение к будущей профессии.
Успешный выбор – «правило трех В»
ВОЗМОЖНОСТЬ (могу)
ВЛЕЧЕНИЕ (хочу)
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ (надо)
2 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- знание мира профессий и их востребованности
- типов учебных заведений
- получение знаний о себе
- своих возможностях и способностях
- профессиональных интересах и склонностях
ПРОФИНФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Программы, предлагаемые центром «Ресурс»
- Программа выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения «Я выбираю. Выбор – 9»;
- Программа выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения «Я выбираю – 10,11»;
- Программа для детей старшего школьного возраста «Мои профессиональные намерения»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ