СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа с подростками в детском объединении «ОБЛИК» МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационная работа с подростками в детском объединении «ОБЛИК» МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго

Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы – Каждый выбирает по себе. Юрий Левитанский

Профориентация для подростков на сегодняшний день – очень важная задача.

Как никогда это актуально, т.к. идёт век компьютеризации, компьютеры заменяют рабочие функции человека, а впоследствии и вообще освободят его. В то же время растёт народонаселение. Что это означает для рынка труда? Молодым людям всё труднее будет найти работу, требования работодателей будут ужесточатся, а значит будет много молодых людей в свободном полёте и неизвестно, чем они будут заняты, если не найдут достойной работы. На мой взгляд, школа и дополнительное образование должны помочь школьникам в самоопределении, трудоустройстве, выборе учебных заведений, а особенно той части школьников, которые находятся в зоне риска: с ограничениями по здоровью, подросткам из неблагополучных семей, с девиантным поведением.

Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом. Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. Здесь имеются широкие возможности подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной направленности ребенок получает первичные знания, умения и навыки, пробует себя в роли конструктора, художника, исследователя, учится создавать что-то своими руками.....

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа с подростками в детском объединении «ОБЛИК» МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго»

Профориентационная работа с подростками в детском объединении «ОБЛИК» МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.

Юрий Левитанский

Профориентация для подростков на сегодняшний день – очень важная задача.

Как никогда это актуально, т.к. идёт век компьютеризации, компьютеры заменяют рабочие функции человека, а впоследствии и вообще освободят его. В то же время растёт народонаселение. Что это означает для рынка труда? Молодым людям всё труднее будет найти работу, требования работодателей будут ужесточатся, а значит будет много молодых людей в свободном полёте и неизвестно, чем они будут заняты, если не найдут достойной работы. На мой взгляд, школа и дополнительное образование должны помочь школьникам в самоопределении, трудоустройстве, выборе учебных заведений, а особенно той части школьников, которые находятся в зоне риска: с ограничениями по здоровью, подросткам из неблагополучных семей, с девиантным поведением.

Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом. Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. Здесь имеются широкие возможности подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной направленности ребенок получает первичные знания, умения и навыки, пробует себя в роли конструктора, художника, исследователя, учится создавать что-то своими руками.

Участие в разного рода массовых мероприятиях позволяет сформировать положительную эмоциональную установку воспитанников на выбор возможной профессии.

Правильный выбор профессии важен не только с позиций определения жизненных планов молодого человека, но и с точки зрения развития общества в целом.  Профессиональное самоопределение длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее, порой, меняет саму профессию или специальности внутри нее, в зависимости от изменений в мире профессий, в самом себе, от отношения к труду.

Образовательная программа «Облик» является модифицированной разработанной на основе авторских программ «Облик» Н.Щербаковой, «Я – Лидер!» Валеевой Д.Р. и имеет социально-педагогическую направленность.

По срокам реализации программа долгосрочная - 5 лет.

Цель: Создание условий для социального становления личности через овладение основами психологии, участие в коллективно творческих делах, позволяющих ребёнку самоутвердиться, максимально развивать свои интересы и способности.

По возрастному уровню программа «Облик» предназначена для детей подросткового возраста. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. На каждом этапе социализации можно наблюдать определённые особенности развития личности.

Дети подросткового возраста включаются в качественно новую систему отношений с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется и его фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.

У ребёнка в подростковом возрасте значительно расширяется, а главное - качественно изменяется характер жизнедеятельности, значительно усложняются ее виды.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественной культурно-массовой работе, в физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственном труде школы, во внешкольной работе, в творческом труде.

Для всех нас вопрос выбора профессии является одним из наиболее актуальных даже в зрелом возрасте. Подросткам же сложнее вдвойне. Профессиональное и личное самоопределение взаимосвязаны на протяжении всей жизни, выбор профессиональной деятельности является частью становления личности в целом.

Содержание программы состоит из следующих разделов: психологическое просвещение, общение, этика, творческая лаборатория, индивидуальное консультирование. Как я уже сказала цель программы - социальная адаптация, то есть профориентационная работа является естественным продолжением всего учебно-воспитательного процесса и в каком-то смысле является его логическим завершением.

Программа рассчитана на пять лет.

Первый и второй годы обучения направлены на развитие интересов и способностей. Для подростков этого возраста характерно резкое повышение интереса к своему внутреннему миру: «Кто Я? Какой Я?». Соответственно важным для них становится с одной стороны, исследование этого своего внутреннего мира, с другой - принятие себя окружающими людьми.

Здесь мы проводим диагностику самооценки, уровня тревожности, агрессивности, коммуникативных и организаторских склонностей, интересов, творческих способностей.

Третий год обучения направлен на формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. Мы уже больше внимания уделяем выбору профессии: «Кем я хочу стать?», «Кем я могу стать?».

В рамках профориентации проводится анкетирование: «Кем вы можете стать», «Профориентация подростков», «Готовность подростков к выбору профессии».

Четвёртый год обучения направлен на профессиональное самоопределение. Учащиеся уже практически определились с тем видом деятельности, каким они хотят заниматься, или хотя бы знают, чем не будут заниматься точно. Происходит знакомство учеников с профессиограммами интересующей профессии. Банк интерактивных профессиограмм создан на основе типологии профессий Е.А. Климова по предмету труда: Человек-человек, Человек-техника, Человек-знак, Человек-художественный образ, Человек-природа, Диагностика отдельных профессионально важных качеств.

На пятый год происходит формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.

Программа предлагает следующие формы организации занятий: ситуационно-ролевые игры, диалог за круглым столом, тренинги, профориентационные игры. Так были проведены следующие мероприятия:

«Все работы хороши – выбирай на вкус» - интеллектуальная игра.

Игра по профориентации "Я и мир профессий",

«Заглянем в будущее…»  - диспут, «Мои планы на будущее» - круглый стол. 

К сожалению, в сельской местности подросток не имеет большого выбора в плане знакомства с различными видами профессий. Мы не можем ходить на предприятия, так как у нас их нет к тому же эту работу ведёт школа, нет смысла всё дублировать. Но в век ИКТ эта проблема решается, хотя нет возможности, как говорится «потрогать руками».

В результате освоения программы «Облик» обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе, обретают способность управлять текущими событиями. Вся структура деятельности по программе «Облик» положительно влияет на закрепление психологических, социальных, знаний, умений и навыков учащихся; правильно формирует их потребности, интересы, убеждения, профессионально ориентирует и воспитывает активную гражданскую позицию подростка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!