СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационные игры и упражнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры и упражнения в рамках профориентационной работы со школьниками

Просмотр содержимого документа
«Профориентационные игры и упражнения»

"Ассоциативный эксперимент"

Название. Профориентационная игра "Ассоциативный эксперимент"

Предназначение.
  Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия.

Качества. Профессиональное самоопределение

Содержание


  Для начала каждый участник (включая ведущего) называет одну любую профессию. Кто-то из ребят может стесняться своего выбора, поэтому ведущий специально отмечает, что называть не обязательно ту профессию, которую выбрал. Просто пусть называются профессии, о которых участникам интересно было бы порассуждать. Этот список профессий ведущий фиксирует у себя в блокноте (дважды одна профессия не записывается).
  Далее ведущий по очереди называет эти профессии, участники должны назвать эмоции и чувства, которые эта профессия у них вызывает. Для одной профессии один участник может назвать только одну эмоцию или чувство

Профориентационная игра "Горизонт событий"

Название. Профориентационная игра "Горизонт событий"

Предназначение.
  Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее.
  Игра рассчитана на школьников. Участников желательно предварительно "разогреть" другими играми и упражнениями.

Качества. Профессиональное самоопределение

Содержание


  Ведущий сообщает название следующего упражнения (игры) – "Горизонт событий". Вкратце объясняет, что данный термин пришел из теоретической физики, в которой обозначает некоторую линию или плоскость, разграничивающую пространство. Таким образом получается как бы две части пространства, события которых друг от друга не зависят (события в одной части пространства не зависят от событий в другой части). Типичный пример – черная дыра. Что происходит в черной дыре – никто знать не может. Равно и наоборот, тот, кто сидит в черной дыре, не может ничего знать о нас, тех, кто вне черной дыры.
  В данной профориентационной игре под горизонтом событий понимаются те события будущего (ближайшего и отдаленного), которые могут произойти, а могут и не произойти. При этом вероятность этих событий примерно одинакова. Например, какова вероятность того, что кто-то из участников тренинга в будущем заработает своим трудом хотя бы один рубль? Очевидно, вероятность этого близка к 100%, поэтому это событие (сам факт зарабатывания) находится не за горизонтом событий, а ближе. А какова вероятность того, что тот же участник тренинга станет космонавтом? или же станет машинистом метро, в то время как сейчас собирается учиться на бухгалтера? Очевидно, вероятность такого события тоже близка к нулю. Можно сказать, что эти события находятся где-то очень далеко за горизонтом событий.
  А вот какова вероятность того, что у какого-либо участника зарплата будет выше средней? ниже средней? Какова вероятность того, что кто-либо из участников хотя бы раз будет повышен на работе? получит выговор? Или же какова вероятность того, что лет через двадцать после окончания вуза или техникума придется переучиваться, потому что актуальность старой профессии (специальности) резко снизилась? С какой вероятностью в обществе лет через 20 или 50 произойдут те или иные изменения: изобретут наконец лекарство от рака или СПИД? построят полноценных роботов? правительство, например, опять вернется в Петербург? будет построена колония на Луне? Это зависит от множества факторов, и поэтому можно условно считать, что вероятность каждого такого события около 50%, то есть оно принадлежит к горизонту событий.
  Далее участники тренинга должны сами придумать те или иные события, которые, по их мнению, принадлежат к горизонту событий, то есть примерно с одинаковой вероятностью они могут произойти, а могут и не произойти. Ведущий должен особо отметить, что рассматриваемый промежуток времени – д


").
  Автор идеи представляет выдуманную профессию другим участникам, вкратце описывает характер работы "новых специалистов". Например, "врач-водитель" это может быть что-то вроде таксиста, который параллельно оказывает медицинскую помощь. Или "фотограф-строитель": он строит дома по фотографиям или строит и одновременно фотографирует.
  Каждую такую вымышленную забавную профессию следует довольно хорошо проанализировать, делая упор на то, какие именно операции будет совершать "новый профессионал".
  В конце проводится обсуждение:
  – чья профессия вам показалась наиболее забавной?
  – какая профессия может быть наиболее востребованной? наименее?
  – почему таких профессий до сих пор нет?
  – вы бы сами какую профессию выбрали из тех, что мы сегодня придумали?

Библиографическая ссылка

1. Профориентационная игра "Забавные

").
  Автор идеи представляет выдуманную профессию другим участникам, вкратце описывает характер работы "новых специалистов". Например, "врач-водитель" это может быть что-то вроде таксиста, который параллельно оказывает медицинскую помощь. Или "фотограф-строитель": он строит дома по фотографиям или строит и одновременно фотографирует.
  Каждую такую вымышленную забавную профессию следует довольно хорошо проанализировать, делая упор на то, какие именно операции будет совершать "новый профессионал".
  В конце проводится обсуждение:
  – чья профессия вам показалась наиболее забавной?
  – какая профессия может быть наиболее востребованной? наименее?
  – почему таких профессий до сих пор нет?
  – вы бы сами какую профессию выбрали из тех, что мы сегодня придумали?


Профориентационная игра "Ловушки - капканчики"

Целью игры является повышение уровня осознания воз­можных препятствий (ловушек) на пути к профессиональ­ным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге, коли­чество участников—от 6—8 до 12—15. Время—20—30 минут.

Процедура включает следующие этапы:

1. Совместно с группой определяется конкретная про­фессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональ­ное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).

2. В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возра­сту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком немало!

3. Общая инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к ка­ким целям стремится наш главный (вымышленный или ре­альный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности мо­гут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключен­ными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже две—три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Вы­деляя такие трудности, каждый обязательно должен поду­мать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовил­ся ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без раз­мышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодо­леть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели”.

4. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внеш­ними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).

5. Каждый но очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуман­ной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна ре­шить, обсуждать подобную трудность или нет.

6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.

7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.

8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более опти­мальным, интересным и реалистичным.

9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем под­ведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те труд­ности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поде­литься своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрить такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.


Профориентационная игра "Минус-плюс"

Название. Профориентационная игра "Минус-плюс"

Предназначение.
  Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии.
  Рекомендуется для школьников среднего звена. Расширяет кругозор, способствует глубокому пониманию сути профессиональной деятельности.

Качества. Профессиональное самоопределение

Содержание


  Ведущий напоминает, что есть такие слова-антонимы, то есть слова, противоположные друг другу по смыслу, например:
  ГРУСТИТЬ - ВЕСЕЛИТЬСЯ
  СУХОЙ - МОКРЫЙ
  ДОБРО - ЗЛО
  ЖАДНО - ЩЕДРО
  Участникам предлагается вспомнить десять - двадцать слов-антонимов. Эти слова должны быть глаголами. Эти слова должны быть связаны с воздействием одного человека на другого, например:
  МОЛЧАТЬ - ГОВОРИТЬ
  РАССТРАИВАТЬ - ВЕСЕЛИТЬ
  КАЛЕЧИТЬ - ЛЕЧИТЬ и т.д.
  Ведущий достает заранее заготовленный лист ватмана. Лист поделен на четыре колонки.
  Участники придумывают пары антонимов. Ведущий заносит их в таблицу. Первый антоним - в первую колонку, второй антоним - во вторую колонку. Если глагол имеет негативный оттенок (например "калечить"), то лучше его поставить на первое место, то есть занести в первую колонку.
  После того, как участники "выдохлись" (или закончилось пустое место), ведущий предлагает на каждый из этих глаголов вспомнить профессию, которая ему соответствует. Например, глаголу "молчать" может соответствовать профессия "библиотекарь" (потому что в библиотеке принято молчать), глаголу "говорить" - профессия учителя или диктора. Профессия, относящаяся к первому антониму, заносится в третью колонку, второму - в четвертую. Желательно, чтобы профессии не повторялись.
  Когда таблица заполнена, можно немного ее проанализировать. Например, можно задать вопросы участникам вроде таких:
  - Может быть, какие-то профессии стоило бы поменять местами?
  - А куда еще можно было бы поставить профессию "полицейский"?
  - Есть ли что-то общее между профессиями в третьей колонке? в четвертой?
  - А какую бы из этих профессий вы выбрали?
  - А какую бы точно не выбрали?

Профориентационная игра "Один день из жизни"

(Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осоз­нания участниками типического и специфического в про­фессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Напри­мер, группа захотела рассмотреть профессию “фотомо­дель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилия­ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, на­сколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче­ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хох­мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обяза­тельно повторяя все, что называлось до них. Если игроков ненемало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участ­ников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существитель­ным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рас­сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про­исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом на­пряжении и могут даже ненемало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему “СОН ИЗ ЖИЗНИ...” такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти, “мистической” ситуации, связанной с загадочным миром снов...

Данные упражнении оказываются интересными и полез­ным и даже при работе со специалистам и. К примеру, и в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение “Один рабочий день из жизни профконсультанта”, а затем — “Сон из жизни профконсультанта”.

Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профконсультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы “День из жизни безработ­ного” и “Сон из жизни безработного" (выпускника школы эпохи “демократических преобразований” и безработного взрослого из той же эпохи...).

Профориентационная игра "Персонажи и профессии"

Название. Профориентационная игра "Персонажи и профессии"

Предназначение.
  Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям.

Качества. Профессиональное самоопределение

Содержание


  Перед началом занятия ведущий готовит карточки двух видов:
  – известные персонажи,
  – популярные профессии.
  Количество карточек каждого вида должно соответствовать числу участников (если точное их число заранее неизвестно, можно сделать по максимуму). Список известных персонажей и популярных профессий ведущий составляет самостоятельно, с учетом уровня образованности участников.
  Примеры известных персонажей книг и фильмов:
  – Балда из сказки Пушкина,
  – Обломов,
  – Герасим из "Муму",
  – Раскольников,
  – Андрей Болконский,
  – Гамлет,
  – Д'Артаньян,
  – Том Сойер,
  – Фродо из "Властелина колец",
  – Гарри Поттер.
  Примеры популярных профессий:
  – экономист,
  – юрист,
  – программист,
  – полицейский,
  – водитель,
  – автомеханик,
  – артист,
  – модель,
  – учитель,
  – врач.
  Сама игра состоит из того, что участники по очереди из двух коробок вытаскивают по одной карточке: персонаж и профессия. Сначала сам данный участник рассуждает, как, на его взгляд, смог бы работать данный персонаж по данной профессии: какие у него были бы сильные стороны, какие слабые. Потом к нему могут присоединиться другие участники со своими мнениями.
  Ведущий следит за тем, чтобы игра происходила достаточно живо и где-то даже весело. Рассуждения участников следует слегка направлять на то, чтобы они думали о том: смог бы данный персонаж (хватило бы у него способностей, здоровья) работать по данной профессии ("могу"), интересно было бы ему это и есть ли у персонажа вообще склонности к этой профессии ("хочу").

Профориентационная игра "Поиск выгоды"

Цель: осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики.

1) Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает профессию из числа предлагаемых в ходе знакомства с информационными профессиограммами (профессия должна быть из числа востребованных на современном рынке труда г. Москвы, например, менеджер и т.д.). Далее каждой группе дается задание пред­ставить себя в ней, свои возможности, условия работы, трудовой коллектив, пер­спективы, выгоды и т.д.

2) После того, как все представили себе кто, кем, где и как трудится, участ­никам предлагается придумать и указать: какие потребности (физические, в безо­пасности, социальные, эгоистические, самоактуализации) каждый участник мо­жет удовлетворить в выбранной профессии?

Таблица для заполнения в процессе игры см. в Приложении 2.

Потребность:

— каким способом удовлетворяется?

— в рамках функционала профессии или по собственной инициативе?

3) Каждая группа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может предоставить. Система оценивания следующая:

Физические потребности — удовлетворение каждой оценивается в 1 балл.

Потребности в безопасности = +2 балла. .

Социальные потребности = +3 балла.

Эгоистические потребности = + 4 балла.

Потребности в самоактуализации = + 5 баллов.

Личная инициатива = + 2 балла.

Принятие на себя ответственности за предпринятую инициативу = +2 балла.

Неумение доказать реальность и реалистичность замыслов = — 2 балла.

Несоответствие личных инициатив целям организации = - 3 балла.

4) Подведение итогов игры с поздравлением победителей.

Профориентационная игра "Профессия - специальность"

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали­зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родствен­ных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомни­тельные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются не­большие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве­дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствую­щие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, пред­ложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специ­альность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих на­ходиться в творческом напряжении.

Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда следует остановиться. Но польза от упражнении несомненна и со­всем от него отказываться профконсультанту не следует.

По аналогичному принципу можно построить другие иг­ровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕ­ДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной про­фессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, про­фессионально важных качеств...).

Профориентационная игра "Самая - самая"

   Методика предназначена для повышения уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Упражнение может проводится в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6—8 до 10—15. По времени упражнение занимает от 15 до 25—30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:
   1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике под­ходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.
   2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
   3. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.
   Если упражнение проводится с классом то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3—5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.
   Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать де­нежной и т.п.
   Для того, чтобы упражнение проходило более ее интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: “самая зеленая профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая волосатая профессия”, “самая неприличная профессия", “самая детская профессия”, “самая смешная профессия” и т.д. В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре “ассоциации”, поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.

Профориентационная игра "Связанные профессии"

Название. Профориентационная игра "Связанные профессии"

Предназначение.
  Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд.

Качества. Профессиональное самоопределение

Содержание


  Перед занятием ведущий готовит плакат (подойдет лист ватмана) с перечисленными в алфавитном порядке профессиями:


  Автомеханик
  Артист
  Бухгалтер
  Ветеринар
  Водитель
  Военный
  Врач
  Дворник
  Инженер
  Кадровик
  Монтажник
  Официант
  Парикмахер
  Повар
  Пожарный
  Полицейский


  Программист
  Продавец
  Работник банка
  Режиссер
  Сварщик
  Сельхозрабочий
  Строитель
  Ученый
  Учитель
  Фотограф
  Фотомодель
  Художник
  Чиновник
  Экономист
  Электрик
  Юрист


  На свое усмотрение ведущий может сократить или расширить данный список профессий.
  Также следует запастись блоком бумажек для записей и картонными карточками (формата А5 или А6).
  План игры от участников держится сначала в секрете.
  Сначала каждый участник должен на своей карточке втайне от всех написать одну профессию, которую он выбирает (ближе всего). Можно указывать профессию только из перечисленных на плакате.
  Далее на этой же карточке каждый участник – тоже пока еще втайне от других – пишет еще две профессии из этого же списка, от которых, на его взгляд, будет зависеть его собственная работа по выбранной профессии. Можно привести пример или примеры:
  – Например, кто-то выбрал профессию официанта. От каких двух других профессий эта профессия зависит больше всего. Допустим, от повара и сельхозрабочего, который выращивает качественные продукты. Эти две профессии и дописываем в свою карточку.
  После того, как все участники выбрали свою профессию и связанные с ней, ведущий объявляет:
  – Теперь представим следующую ситуацию. Каждый из вас заработал некоторую сумму денег. Что-то вы потратили, но у вас осталось по 2000 рублей, которые вы не знаете куда деть. Вы решили отдать по 1000 рублей тем профессиям, от которых вы зависите.
  Далее ведущий вместе с другими участниками по очереди изучает карточки:
  – Итак, Женя у нас выбирает профессию программиста. Он считает, что его работа будет зависеть от инженера и юриста. Значит, профессия "инженер" получает тысячу рублей и профессия "юрист" получает тысячу рублей. Кто у нас себе выбрал профессию "инженер", покажите карточки. Один человек, Лена. Значит Лена получает 1000 рублей (ведущий выписывает ей чек "1000 руб." на листочке и вручает). Кто у нас выбрал профессию "юрист"? Трое человек, значит каждый получает по 333 рубля (выписывает соответствующий чек).
  Если не оказалось человека с нужной профессией, эта тысяча рублей пропадает.
  В конце производится подсчет заработанных денег. Кто больше всех заработал, тот и объявляется победителем.
  Проводится небольшое обсуждение:
  – Это, конечно, игра, в реальной жизни все сложнее, но все-таки какие мы можем сделать выводы? Почему победил именно ... ?

Профориентационная игра "Страна профессий"

Название. Профориентационная игра "Страна профессий"

Предназначение.
  Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии.
  Игра ориентирована на школьников 5-9 классов.

Качества. Профессиональное самоопределение

Содержание


  Для игры понадобится большая магнитно-маркерная доска, набор маркеров для доски (стираемых). Понадобятся магнитики: для украшения, дополнительной иллюстрации, голосования.
  Ведущий объявляет участникам, что все пространство доски – это одна такая большая "страна профессий". В этой стране есть области. В каждой области сосредоточены родственные друг другу профессии.
  – Сейчас эту карту застилает туман. Наша с вами задача – рассеять этот туман. Выяснить, какие же области есть в этой стране профессий, какие города-профессии в этих областях.
  Далее ведущий действует по ситуации: он может сам наносить области и города на эту карту, может позволить сделать это кому-то из участников. Если места для новых областей не хватает, можно немного ужать какие-то области с помощью губки.
  Основная задача ведущего состоит в том, чтобы было названо как можно больше разных профессий. В этом и состоит смысл игры – расширить представление школьников о мире профессий. Поэтому следует писать названия профессий и областей довольно убористо. Количество областей может быть разным, но желательно стремиться к их количеству в 7-10 единиц.
  По ходу упражнения допускаются объединения и разъединение областей. Например, были области "Правоохранительная деятельность" и "Военная служба", их можно объединить в "Силовики".
  Чем старше ребята, тем больше они будут называть профессий. Может случиться и так, что места для названия профессий будет не хватать. Тогда ведущий договаривается с участниками, что в той или иной области все названия профессий стираются, остается только одна – самая характерная. Это будет как бы профессия-столица.
  В конце каждому участнику выдается магнитик. Он его может поставить в ту область, к которой тяготеет больше всего. Если кто-то затрудняется, свой магнитик он может поставить на границе двух или даже трех областей.

Профориентационная игра "Суд над безработным"

Цель игры – помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

Как показывает опыт, игровой процесс с последующим обсуждением результатов способствует преодолению безработным человеком имеющихся субъективных преград на пути к успеху и помогает отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.

Тема дискуссионного обсуждения – Успех.

Группе предлагается обсудить:

- что такое «успех»?

-   что такое «успех» для человека, потерявшего работу?;

-   можно ли считать успешным пройденный трудовой путь, если в настоящее время человек остался без работы?

-   является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?

-   связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной значимости?;

-   что мешает безработному человеку быть успешным в жизни?;

-   и т.д.

Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.

После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыграет роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».

«Обвинению» предстоит придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).

«Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая, что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неуспех. Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и успешной трудовой жизни.

Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей» для «дачи показаний» в защиту или против подсудимого.

«Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы сторонам «обвинения» и «защиты».

Слушание дела включает и так называемое «последнее слово «подсудимого», в котором ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

Далее суд выносит свой вердикт – «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства. Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.

В заключении следует обсуждение в группе результатов и подведение итогов игры.

Стоит отметить, что такая групповая форма работы с безработными позволяет комплексно решать узловые проблемы, препятствующие успешному трудоустройству.

Профориентационная игра "Твои капиталы"

Название. Профориентационная игра "Твои капиталы"

Предназначение.
  Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал".

Качества. Профессиональное самоопределение. Рациональность

Содержание


  Ведущий затевает с участниками небольшое обсуждение на тему "Откуда в моем кармане могут появиться деньги?" Обсуждение происходит в стиле мозгового штурма: участники оглашают причины возникновения денег, ведущий записывает эти причины на доске (стараясь не повторяться).
  Ожидаемо, что причин может быть названо довольно много (10, 20 или больше):
  - нашел на улице,
  - заработал,
  - украл,
  - продал что-то,
  - попросил у кого-то,
  - родители выдали карманные деньги,
  - взял кредит,
  - получил стипендию и т.д.
  Если сгруппировать все источники возможного дохода, то получится четыре группы:
  1) случай,
  2) мои личные качества (способности, знания, образование, опыт, характер, воля, целеустремленность, красота, обаяние и др.),
  3) долговременные отношения с другими людьми - связи - социальный капитал,
  4) материальный капитал - все прочее (уже имеющиеся деньги, движимое и недвижимое имущество, владение акциями, долями в уставном капитале, оборудование и т.п.).
  Если нашел деньги на улице - это в чистом виде случай. Хотя и наблюдательность тоже имеет некоторое значение.
  Заработал деньги - в основном это "работают" твои личные качества. Хотя и социальный капитал тоже для заработка имеет большое значение.
  Украл - в принципе, то же самое. Личные качества + некоторое значение социального капитала.
  Продал что-то (автомобиль или жвачку) - "работает" материальный капитал.
  Попросил у кого-то и тебе дали - скорее всего, это работает социальный капитал (связи) плюс некоторое обаяние, то есть личные качества.
  Родители выдали карманные деньги - то же самое.
  Взял кредит - в основном это социальный капитал (у тебя хорошая репутация).
  Получил стипендию - социальный капитал (в обществе ты имеешь статус студента).
  Не все так просто, конечно. Бывают случаи, когда деньги оказываются в кармане не благодаря действию того или иного капитала, а вопреки ему. Например, человек может взять кредит, потому что имел глупость это сделать и изрядную долю оптимизма. Участники тренинга, возможно, захотят опровергнуть эту классификацию, и имеют на это полное право. Однако несложно будет доказать, что эта схема не работает лишь в редких случаях, в целом она очень хорошо отражает то, откуда у вас берутся в кармане деньги.
  Далее из числа участников выбирается один доброволец. Все остальные участники делятся на две группы: "ангелы" и "демоны". Эти две группы рассаживаются в разные углы тренингового зала. Доброволец остается в центре.
  Ведущий задает вопрос ему: "Представь, что прошло пять лет. Какие капиталы ты бы хотел иметь? Какие личные качества? Какой социальный капитал? Какой материальный капитал?"
  Далее дается задание "ангелам": "Представьте, что прошло еще пять лет. Как могут увеличиться капиталы вашего товарища? Как и почему? Время на обсуждение - три минуты".
  Когда "ангелы" оглашают свой вердикт, аналогичное задание дается "демонам": "Демоны, представьте, что прошло еще пять лет. Как могут уменьшиться капиталы вашего товарища? Как и почему? Время на обсуждение - тоже три минуты".
  Если вся группа довольно большая, то количество "ангелов" и "демонов" можно ограничить, создав таким образом еще группу наблюдателей.
  Развитие "истории" проходит еще несколько этапов. Последнее слово - у "ангелов" (чтобы не портить настроение добровольцу).
  Игра повторяется несколько раз, с разными добровольцами. Если ведущий замечает, что доброволец начинает слишком сильно переживать, то игру можно приостановить или направить в конструктивное русло.
  В конце проводится обсуждение:
  - Какие выводы вы сделали для себя из этой игры? Почему?
  - Насколько сильно в своей жизни можно руководствоваться интуицией? разумом? почему?


Профориентационная игра "Ты – капиталист"

Название. Профориентационная игра "Ты – капиталист"

Предназначение.
  Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами.

Качества. Профессиональное самоопределение

Содержание


  Вся игра происходит в круге, в разговорном формате.
  Сначала ведущий задает вопрос:
  – Если бы вам улыбнулась судьба и подарила каждому по миллиону рублей, как бы вы распорядились своими деньгами?
  Участники отвечают в свободном порядке, по мере готовности.
  Второй вопрос:
  – Если бы – опять-таки – вам повезло и у вас появился очень влиятельный друг, что бы вы у него попросили?
  Так же участники отвечают в свободном порядке.
  Третий вопрос:
  – Придумайте себе какую-нибудь удивительную способность: реалистичную или фантастическую. И расскажите нам, как бы вы использовали эту способность.
  Участники отвечают, после этого ведущий проводит разъяснительную беседу, в которой объясняет, что капитал это не только то, что можно пощупать: деньги, вещи, движимость, недвижимость и т.д. Это ещё и социальные связи, и личные способности.
  – Что такое социальные связи или социальный капитал? Это знакомства с разными людьми, определенные взаимоотношения с ними. Это и членство в разных общественных организациях. Это, разумеется, и занимаемая должность в организации, и разного рода служебные контакты. К социальному капиталу можно отнести и разного рода звания, дипломы об образовании – все это показывает твои связи с обществом.
  – Что такое личные способности? Это и собственно способности: физические, интеллектуальные. Это и состояние здоровья. Это и жизненный опыт. К способностям мы можем отнести даже и темперамент, и черты характера – все это в определенных ситуациях может сыграть свою роль.
  Далее ведущий организует обсуждение того, как и каким образом один вид личного капитала можно превратить в другой: материальный в социальный, социальный в материальный и т.д. – всего шесть видов.
  После того, как закончилось обсуждение механизмов трансформации, следует обязательно проговорить про то, а зачем, зачем один вид личного капитала превращать в другой. Зачем, например, тратить деньги на поддержание собственного здоровья, или зачем тратить свое здоровье на разного рода вечеринках и корпоративах для обретения и поддержания социальных связей.
  В конце ведущий спрашивает у участников, не хочет ли кто-нибудь изменить свои ответы на вопросы, которые были в начале игры.


Профориентационная игра "Угадай профессию"

Цель данного упражнения — познакомить участников со схемой анализа профессий (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная “формула профессий”, разработанная Е.А. Климовым — см. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М Просвещение, 1990.— 159 c .).

Упражнение проводится с классом или группой, а может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30—40 минут, а на саму игру — 10—15 минут.

Процедура включает следующие основные этапы:

1. Ведущий просит назвать учащихся в классе (группе) профессию, которую все хорошо знают. К примеру, профес­сия — таксист.

2. Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием: “Представьте, что я "свалился с луны" и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все пони­маю.., попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, — таксист, т.е. то, что ранее назвали уча­щиеся)”. Обычно участники игры называют 8—12 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного эта­па — сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.

3. Ведущий предлагает учащимся запасать в свои тетра­ди схему анализа профессии (см. Таблицу 1). Сразу же, по ходу записи таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшийся профессию (например, таксист), которая вызвала определенные за­труднения у участников игры. Задача данного этапа — не столько проанализировать профессию (таксист, напри­мер), сколько показать учащимся; что схема на самом деле несложная и с ее помощью достаточно можно анализировать различные виды трудовой деятельности. Поэтому не следу­ет на данном этапе немало спорить и лучше закончить его как можно побыстрее, чтобы у участников было ощущение легкости использования данной схемы.

4. После первого знакомства со схемой анализа профес­сий все участники разбиваются на пары (в обычном классе многие и так уже сидят парами) и игрокам предлагается следующее: 1 — сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает се где-нибудь; 2 — каждый игрок “кодирует” загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профес­сии в свободной колонке на своей таблице; 3 — игроки обмениваются тетрадями с за кодированным и профессиями;

4 — каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию при­мерно в течение 5—10 минут и предлагает 3 варианта от­гадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).

Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в парс выяснят, что значительная часть характеристик про­фессии названа (закодирована) была неверно, то винова­тым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.

Данное упражнение можно использовать в работе с микро группой (3—5 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадыва­ются всеми участниками. К примеру, игрок, загадавший профессию сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение загаданных про­фессий.

Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Если школьник об­ратился к психологу с просьбой уточнить ил и проверить уже сделанный выбор, то можно предложить ему загадать (за­кодировать) по схеме уже выбранную профессию, предва­рительно познакомив учащегося с самой схемой анализа профессий. И тогда профконсультант выступит в роли от­гадывающего. Важным в такой работе может оказаться об­суждение профессий, соответствующим характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего и привлекают его больше всего в будущей работе. Такое об­суждение можно использовать для коррекции представле­ний учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.

Если школьник вообще не знает, чего хочет, то профконсультант сначала опять же знакомит его со схемой анализа профессий, затем—предлагает ему выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток на отдель­ных листочках пытаются написать по 3—5 профессий, со­ответствующих этим привлекательным тельным характеристикам. т.е. как бы пытаются отгадать закодированную профессию.

Таблица 1.

Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)

Характеристика профессий

Место для первого примера профессии “таксист”

Место для кодирования загаданной профессии

Предмет труда:

1 – животные, растения (природа)

2 – материалы

3 – люди (дети, взрослые)

4 – техника, транспорт

5 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…)

6 – художественный образ

люди

техника, транспорт

 

Цели труда:

1 – контроль, оценка, диагноз

2 - преобразовательная

3 – изобретательная

4 – транспортирование

5 – обслуживание

6 – собственное развитие

транспортирование

обслуживание

 

Средства труда:

1 – ручные и простые приспособления

2 – механические

3 – автоматические

4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…)

5 – теоретические (знания, способы мышления)

6 – переносные или стационарные средства

механические

функциональные

 

Условия труда:

1 – бытовой микроклимат

2 – большие помещения с людьми

3 – обычный производственный цех

4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 – работа на открытом воздухе

7 – работа сидя, стоя, в движении

8 – домашний кабинет

экстремальные

сидя

 

Характер общения в труде:

1 – минимальное общение (индивидуальный труд)

2 – клиенты, посетители

3 – обычный коллектив (одни и те же лица…)

4 – работа с аудиториями

5 – выраженная дисциплина, субординация в труде

клиенты

 

Ответственность в труде:

1 – материальная

2 – моральная

3 – за жизнь здоровье людей

4 – невыраженная ответственность

жизнь и здоровье

 

Особенности труда:

1 – большая зарплата

2 – льготы

3 – “соблазны” (возможность брать взятки, воровать…)

4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями

5 – частые командировки

6 – законченный результат труда (можно полюбоваться)

соблазны

встречи со знаменит.

 

Типичные трудности:

1 – нервное напряжение

2 – профзаболевания

3 – распространены мат и сквернословие

4 – возможность оказаться за решеткой (в тюрьме)

5 – невысокой престиж работы

нервн. напряжение

профзаболевания

мат и сквернословие

 

Минимальные уровень образования для работы:

1 – без специального образования (после школы)

2 – начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 – среднее профессиональное образование (техникум)

4 – высшее профессиональное образование (вуз)

5 – учена степень (аспирантура, академия…)

начальное профессиональное

 


Профориентационная игра "Цепочка профессий"

Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности. Дан­ное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики тру­да, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики мо­гут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6—8 до 15—20. Время проведения от 7—10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

1. Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, ме­таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про­фессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высо­кими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по сред­ствам и т.д. (ем. раздел 6. Угадай профессию, где представ­лена схема анализа профессий)”.

2. По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с толь­ко что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3. При обсуждении игры важно обратить внимание уча­стников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профес­сии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар - мясник - слесарь (тоже— рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных про­фессиях...

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмо­ристический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллей­буса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.

Профориентационная игра "Человек - профессия"

Цель игры — на ассоциативном, образном уровне нау­читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество иг­роков от 6—8 до 15—20. Время одного проигрывания — от 7—10 до 15 минут.

Процедура предполагает следующие основные этапы:

I. Общая инструкция: “Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого чело­века. Но отгадывать он будет с помощью одного единствен­ного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. По­сле этого у отгадывающего будет возможность подумать ненемало (примерно 30—40 секунд) и называть свои вариан­ты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?”

2. По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.

3. Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начи­нает всем, но очереди задавать вопрос: “С какой профессией ассоциируется загаданный человек?”. Каждый должен бы­стро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).

4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает ненемало и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков ненемало (6—8 чело­век), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти второй круг.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, на­сколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спро­сить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе...). У отгадывающего можно поинтересо­ваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле зага­дывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

Профориентационная игра "Яркие впечатления"

Название. Профориентационная игра "Яркие впечатления"

Предназначение.
  Профориентационная игра для учащихся средних и старших классов. Направлена на расширение кругозора в области мира профессий, пробуждение интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности.
  Данную профориентационную игру можно включать как в программу сугубо профориентационных, так и психолого-профориентационных мероприятий. В том числе можно использовать и для развития воображения школьников.

Качества. Кругозор

Содержание


  Ведущий разбивает участников тренинга на группы по три или четыре человека. Желательно, чтобы во всех группах было равное количество участников. Группы устраиваются в разных углах тренингового зала, так, чтобы не мешать друг друг.
  Дается задание: каждая группа должна выбрать ту или иную профессию. Выбирать можно не "первую попавшуюся", а ту, которая, как кажется членам микрогруппы, является самой захватывающей с точки зрения впечатлений:
  - представители этой профессии по своему роду деятельности постоянно получают новые волнующие впечатления,
  - некоторые такие впечатления такие яркие, что врезаются в память на всю жизнь,
  - такими впечатлениями хочется и хочется делиться с окружающими, но не всегда это получается.
  Задача каждой микрогруппы: выбрать самую захватывающую профессию и представить ее всему коллективу. Ведущий сразу оговаривает, что в конце голосованием будет решено, какая профессия самая волнующая.
  Презентовать свою профессию микрогруппы могут по-разному. Кто-то может разыграть сценку из профессиональной деятельности. Кто-то, имея талант рассказчика, просто может поведать свои соображения о том, почему эта профессия кажется самой захватывающей. Ведущий предлагает, чтобы во время каждой презентации было вкратце описано, с каким вообще впечатлениями имеет место тот или иной профессионал, а потом уже в деталях изобразить какую-то очень яркую подробность.
  Время на подготовку дается около десяти-пятнадцати минут. Если ведущий сочтет нужным, участникам может быть предоставлена возможность пользоваться ватманом, карандашами, красками и т.п. В этом случае время на подготовку можно увеличить.
  Микрогруппы делают свои презентации. Ведущий выписывает на доске профессии, которые были представлены. После завершения последнего представления устраивается голосование: опрашиваются участники (уже по одному), которые должны выбрать по две профессии из записанных на доске - самые захватывающие с точки зрения впечатлений. Обычно одна галочка ставится за "свою" профессию (которую участник презентовал), а вторая - за иную.
  Ведущий подсчитывает галочки, объявляется профессия-победитель. Участников этой микрогруппы можно наградить каким-нибудь символическим подарком.

Процедура "Вероятностные характеристики карьеры" Инструкция 1

   Оцените вероятность свершения событий «неуспешной карьеры» в «моей реальной карьере». Вероятность свершения события оценивается от 0 до 1. Если Вы считаете, что событие «неуспешной карьеры» никогда и ни при каких обстоятельствах не может свершиться в « моей реальной карьере», то его вероятность равна 0. Если Вы считаете, что событие «неуспешной карьеры» произошло в вашей жизни или обязательно произойдет, то его вероятность равна 1. Если Вы считаете, что событие «неуспешной карьеры» может произойти в вашей реальной карьере, но это все зависит от многих факторов (от вас лично, от сложившихся обстоятельств, от везения или невезения и т.д.), то Вам надо сделать прогноз и оценить вероятность наступления этого события от 0 до 1 (например: 0,43).
   В колонке № п/п указаны номера событий от 1 до 10 в том порядке, в котором они приведены в таблице: «неуспешная карьере». Поэтому названия событий писать не обязательно.

Неуспешная карьера

Событие

Вероятность свершения события

Сфера события

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10





  

Инструкция 2

   Оцените вероятность свершения событий «успешной карьеры» в «моей реальной карьере». Аналогично выше приведенной инструкции. Напоминаем, что вероятность наступления события оценивается от 0 до 1.

Успешная карьера

Событие

Вероятность свершения события

Сфера события

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10





  

Инструкция 3

   Оцените вероятность свершения каждого из 10 событий «моей реальной карьеры» в «неуспешной карьере» и в «успешной карьере». Вероятность свершения события оценивается от 0 до 1. Если Вы считаете, что событие « моей реальной карьеры» никогда и ни при каких обстоятельствах не может свершиться в «неуспешной карьере» или «успешной карьере», то его вероятность равна 0. Если Вы считаете, что событие «моей реальной карьеры» произошло (обязательно произойдет) в «неуспешной карьере» или в «успешной карьере», то его вероятность равна 1. Если Вы считаете, что событие «моей реальной карьеры» может произойти в «неуспешной карьере» или «успешной карьере», но это все зависит от многих факторов (от вас лично, от сложившихся обстоятельств, от везения или невезения и т.д.), то Вам надо сделать прогноз и оценить вероятность наступления этого события от 0 до 1 (например: 0,43).
   В колонке № п/п указаны номера событий от 1 до 10 в том порядке, в котором они приведены в таблице: «моя реальная карьера». Поэтому названия событий писать не обязательно.

События моей реальной карьеры

Вероятность свершения события в неуспешной карьере

Вероятность свершения события в успешной карьере

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




Упражнение "Если бы..., я стал бы..."

   Цель упражнения: побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению.
   Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, а следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение и т.д. Желательно участие ведущего.

Упражнение «Угадай профессию»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!