СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и поурочно-тематическое планирование. 5 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана к учебнику географии для 5-го кл.  И.И.Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина

Просмотр содержимого документа
«Программа и поурочно-тематическое планирование. 5 кл.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

5 КЛАСС


Рабочая программа курса географии для 5 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии, Программы курса географии для 5 классов общеобразовательных учреждений И.И. Бариновой (2012 год) и ФГОС ООО (2010 год). УМК И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина издательства «Дрофа» 2016 г.


Цели общего образования с учетом специфики предмета


Главная цель – формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как фактора формирования качеств личности, ее социализации; овладение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; приобретение теоритических знаний и опыта их применения для ориентации в окружающем мире, формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основная цель – сформировать у учащихся умение использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.


Общая характеристика предмета


География. Начальный курс – первый курс новой для школьников дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое значение уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Курс призван систематизировать знания о природе и человеке; подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями; формировать у учащихся целостных представлений о природе Земли как планете; о неоднородности различных территорий на примере крупнейших регионов Земли, своей родины, своей местности; знакомить с географической картой; пробуждать интерес к естественным наукам; формировать умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Место предмета в учебном плане


На изучение предмета отводиться 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год. Из них 30% - ВМП «Занимательная география».


Предметные результаты освоения географии


Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- объяснять, для чего изучают географию;

-использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формировать зависимости и закономерности;

-сопоставлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-строить простые планы местности;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

-различать изученные географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентаций;

-описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

-называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками;

-называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

-показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

-описывать представления древних людей о Вселенной;

-называть и показывать планеты солнечной системы;

-находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сетки на глобусе и карте;

-работать с компасом;

-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

-называть и показывать на карте основные географические объекты;

-наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

-приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

-объяснять особенности строения рельефа суши;

-описывать погоду своей местности;

-объяснять значение ключевых понятий.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для
:


-сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;

-сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

-адаптация к условиям проживания на определенной территории;

-самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

-опыт участия в социально значимом труде;

-воспитание гражданской активности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических. Демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду. Развития опыта участия в социально значимом труде;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, языковое. Духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного. Уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку. Вере. Гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экологических особенностей;

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

-осознание семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметным результатам изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивных УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель УД;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

-составлять план решения проблемы;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательных УУД:

-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

-выявлять причины и следствия простых явлений;

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов;

-преобразовывать информацию из одного вида в другой;

-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативных УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

-учиться критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

-понимать позицию другого, различать в его речи;

-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Содержание учебного предмета


Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. ВПМ «Занимательная география»

Науки о природе. Астрономия. Биология. География. Физика. Экология.

География – наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Географические открытия древности и средневековья. Плавание финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представление древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представление о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Ориентирование по Полярной звезде. Галактики.

Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. ВПМ «Занимательная география».

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в ревности. План местности. Географическая карта.

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. ВПМ «Занимательная география».

Землетрясения и вулканы. Землетрясение. Вулканы. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор. ВПМ «занимательная география».

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. ВПМ «Занимательная география».

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. ВПМ «Занимательная география».

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. ВПМ «Занимательная география».

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. ВПМ «Занимательная география».

Почва – особое природное тело. Почва, ее свойства и состав. Образование почвы. Значение почвы. ВПМ «Занимательная география».

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как беречь природу? ВПМ «занимательная география».

Тематическое планирование


п/п

Раздел

Количество часов

Количество практикумов

Количество контрольных работ

1

Что изучает география. ВПМ «Занимательная география» (1 ч.)

Входной контроль

4


1

2

Как люди открывали Землю. Практикум 1. Работа с контурной картой.

4

1


3

Земля во Вселенной. ВПМ «Занимательная география» (1 ч.) Промежуточный контроль

9


1

4

Виды изображений поверхности Земли.

Практикум 2 Ориентирование по плану

Практикум 3 Чтение легенды карты

Практикум 4 Самостоятельное построение простейшего плана.

5

3


5

Природа Земли. ВПМ «Занимательная география» (8 ч.)

Практикум 5. Обозначение на контурной карте литосферных плит, районов землетрясения и крупнейших вулканов.

Практикум 6. Обозначение на контурной карте материков, частей света, океанов, полуостровов, островов, архипелагов.

12

2

1


Промежуточная аттестация.

1




Итого за год

35

6

3


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
образовательной деятельности

1. Программа основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин. Москва; ДРОФА 2014

2. Методическое пособие к учебнику И.И.Бариновой, А.А. Плешакова . Н.И. Сонина «География. 5 класс» И.и.Баринова, Т.А.Карташева, Москва ДРОФА «Вертикаль» 2014

3. География «Итоговая аттестация» 5 класс – типовые тестовые задания ФГОС И.И.Баринова, Т.А.Карташева, Москва издательство «Экзамен» 2013

4. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой; А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География. Начальный курс. 5 класс.» Н.И.Сонин С.В.Курчина Москва Дрофа 2015

5. Учебник И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин География. Начальный курс. 5 класс. Москва Дрофа 2014

6.Атлас. География . 5 класс. Москва Дрофа 2014

Контурные карты. География. 5 класс. Москва Дрофа 2014

7. Занимательная география А.М.Безруков, Г.П.Пивоварова Москва Дрофа 2005

8. Наш край. В.Д.Ваулина. Калининград Янтарный сказ 1998

Интернет- ресурсы

1. Российское образование. Федеральный портал.

2.ФИПИ. www fipi ru

3. Учимся играя www igraza ru

4. Видеоуроки https videouroki net

5. Мультиурок https multiurok ru

6. Социальная сеть работников образования

7. Инфоурок


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

применительно к различным формам контроля знаний


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ


Оценка «5» ставиться, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщение, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

Делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочный материал, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  1. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

  2. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка «4» ставиться, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполное, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале4 на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использованы научные термины.

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала.

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не большие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

  9. Понимание основных географических взаимосвязей.

  10. Знание карты и умение ей пользоваться.

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставиться, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четко.

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом).

  10. Скудные представления, преобладают формалистические знания.

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка «2» ставиться, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрыл основное содержание материала.

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  5. При ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка «1» ставиться, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание:

По окончании устного ответа учащегося педагогом дается краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка проверочных работ

Оценка «5» ставиться. Если ученик:

  1. Если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов.

  2. Допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставиться, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. Не более одной грубой ошибки и одного недочета.

  2. Или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставиться, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допусти:

  1. Не более двух грубых ошибок.

  2. Или не более одной грубой ошибки и одного недочета.

  3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

  4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

  5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетоа.

Оценка «2» ставиться, если ученик:

  1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящих норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

  2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставиться, если ученик:

  1. Не приступил к выполнению работы.

  2. Правильно выполнил не более 10% всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена нормами. Если ученик оригинально выполнил работу.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10 – 15 минут.

Оценка «5» -10 правильных ответов; «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы 30-40 минут.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4»- 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответа.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии


Оценка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проверки практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материала может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Оценка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении работы.

Оценка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Оценка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка работ, выполненных по контурной карте


Оценка «5» ставиться в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Оценка «4» ставиться в том случае, когда контурная карта в целом была заполнена правильно аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2 – 3 объектов.

Оценка «3» ставиться в том случае, когда контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны географические объекты.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний


Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов..

Оценка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте


Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием атласа и учебника, а также описания задания к работе.


Правила работы с контурной картой

  1. Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй ее аккуратно, правильно и без грамматических ошибок.

  2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

  3. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

  4. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь четкое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

  5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

  6. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми.

  7. На контурной карте обязательно должно быть обозначено название морей и океанов, расположенные в поле карты.

  8. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сеть, реки, береговую линию озер, морей и океанов, границы государства.

  9. Название площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

  10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками и их названия подписываются в графе «условные знаки».

  11. Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

  12. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания.

  13. Контурная карта сдается учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание:

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценке вашего труда.

Работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!





























Календарно – тематическое планирование по географии для 5 класса

п/п

Тема урока

Форма организации занятия и вид деятельности учащихся

Предметные УУД

Метапредметные УУД:

познавательные (П)

коммуникативные (К)

регулятивные (Р)

Личностные
результаты

Примерное домашнее задание

1

Раздел 1. Что изучает география (5)

Мир, в котором мы живем

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться называть черты науки и географии, показывать роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля.

К: продолжить обучение в эвристической беседе.

Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

П: уметь объяснять особенности планеты Земля.

Развитие личностной рефлексии, толерантности

№ 1

Задания в рабочей тетради

2

Науки о природе


комбинированный урок

Научиться объяснять значение понятий: тело и вещество

К: уметь отображать информацию в графической форме.

Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь выделять сходства естественных наук.

Формирование мотивации в изучении наук о природе

№ 2 рабочая тетрадь

3

География – наука о Земле.

Входной контроль.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять для чего изучают географию.

К: выделять главную мысль в тексте параграфа.

Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками

№ 3

Рабочая тетрадь

4

Методы географических исследований

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы.

К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: показать ценность географической информации для человечества.

Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

№4

5

Обобщение знаний по теме раздела «Что изучает география»

Проверочная работа

урок обобщения и систематизации знаний.

Тестирование

Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками

Индивидуальные задания

6

Раздел 2. Как люди открывали Землю. (5)

Географические открытия древности и средневековья. Важнейшие открытия

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло

К: добывать недостающую информацию из карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: уметь объяснять роль географических открытий для человечества.

Формирование целостного мировоззрения

№5

Рабочая тетрадь

7

Важнейшие географические открытия.

ПР.1.Работа с к/к и учебником

комбинированный урок

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

К: добывать недостающую информацию из карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: уметь объяснять роль географических открытий для человечества.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

№6

8

Открытия русских путешественников

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять презентации о великих русских путешественниках.

К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

№7

Рабочая тетрадь

9

Открытия русских путешественников

комбинированный урок

Научиться составлять презентации о великих русских путешественниках.

К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

№8 Повторить материал раздела

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

урок обобщения и систематизации знаний.

Тестирование

Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска.

П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, как прошлому России..

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Индивидуальные задания

11

Раздел 3. Земля во Вселенной (9)

Как древние люди представляли себе Вселенную

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

П: объяснять представления древних людей о Вселенной.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

№ 9. Рабочая тетрадь

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться читать и понимать текст.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь сравнивать систему мира Коперника и модель современной Вселенной.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе

№9

13

Соседи Солнца

комбинированный урок

Научиться составлять характеристику планет по плану.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять главное отличие Земли от других планет

Формирование познавательного интереса к предмету.

№10 рабочая тетрадь

14

Планеты гиганты и маленький Плутон.

комбинированный урок

Научиться выделять признаки планет.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет – гигантов больше диаметра Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

№11 задания рабочей тетради


15

Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры.

Промежуточный контроль.

комбинированный урок

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять особенности различных небесных тел.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

№12

16

Мир звезд.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться находить на звездном небе созвездия.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках неба.

Формирование познавательного интереса к предмету.

№13

17

Уникальная планета – Земля.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.


Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

№14

18

Современные исследования космоса.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять презентации о космонавтах.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: изучить важнейшие события в освоении космоса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

№15 задания рабочей тетради

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

урок обобщения и систематизации знаний.

Тестирование

Научить извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Индивидуальные задания

20

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4).

Стороны горизонта.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться определять стороны горизонта.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

№16 рабочая тетрадь

21

Ориентирование.

урок комплексного применения ЗУН

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов – познавательная инициативность.

Р: применять методы информационного поиска.

П: формировать алгоритм работы с компасом.

Формирование познавательного интереса к предмету.

№17

22

План местности и географическая карта

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

№18 задания рабочей тетради

23

Обобщение по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

ПР.2 ориентирование по плану и карте.

урок обобщения и систематизации знаний.

Тестирование

Научиться строить план школьного участка методом полярной съемки местности.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Индивидуальные задания


24

Раздел 5. Природа Земли (11).

Как возникла Земля.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

научиться выделять главные слова в тексте учебника.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

№19

25

Внутреннее строение Земли.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

.научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.

№20

26

Землетрясения и вулканы.

ПР.3. обозначение на к/к районов землетрясений и вулканов.

комбинированный урок

научиться обозначать объекты на контурной карте.

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции и учебной деятельности

№21

27

Путешествие по материкам.

ПР.4. Обозначение на к/к материков и океанов.

урок комплексного применения ЗУН

Научиться различать по контурам материки и уметь выделять особенности природы этих материков.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

№22

28

Вода на Земле.

комбинированный урок

Научиться подписывать реки на контурной карте.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

№23

29

Воздушная одежда Земли

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться извлекать информацию из текста учебника.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».


Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

№24

Рабочая тетрадь

30

Живая оболочка Земли.

комбинированный урок

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

№25

31

Почва – особое природное тело.

комбинированный урок

Научиться определять тип почв по образцам.

К: организовать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды. Микроорганизмов, растений и животных.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

№26

32

Человек и природа.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции и учебной деятельности

№27

Подготовиться к итоговому уроку

33

Обобщение раздела «Природа Земли»

урок обобщения и систематизации знаний

Научиться диагностики самостоятельно.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности

Индивидуальные задания

34

Обобщение знаний.

Промежуточная аттестация.

урок обобщения и систематизации знаний

Научиться диагностики самостоятельно.

Р: применять методы информационного поиска, в т. ч. с помощью компьютерных средств.

П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности при консультативной помощи учителя.


35

Что изучает география 6 класса.

Заключительный урок.

комбинированный урок

Научиться диагностики самостоятельно.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Р: применять методы информационного поиска, в т. ч. с помощью компьютерных средств.

П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!