СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДОЛ "Кругосветка по островам лета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для пришкольного оздоровительного лагеря

Просмотр содержимого документа
«Программа ДОЛ "Кругосветка по островам лета"»

Управление образования администрации Богородского муниципального района Нижегородской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хвощевская школа»



Принята

на педагогическом совете

_ от мая 2016 г


Утверждаю

Директор МБОУ «Хвощевская школа»

_______________ Н.В.Мокрецова

Приказ № от мая 2016 г







ПРОГРАММА

«Кругосветка

по Островам лета»



детского оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Маленькая страна»



для детей от 7 до 13 лет.

Срок реализации: каникулярный период 2016г.





Автор:

педагог-психолог

Серегина Т.М.










Богородский район

с. Хвощевка

2016г.



Информационная карта программы


Полное название программы

«Кругосветка по Островам лета»

Автор программы

Серегина Т.М. учитель начальных классов

МБОУ «Хвощевская школа»

Руководитель программы

Серегина Т.М. учитель начальных классов

МБОУ «Хвощевская школа»

Территория, представившая программу

Богородский район, с Хвощёвка , муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хвощевская школа»

Название проводящей организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хвощевская школа»

Адрес организации, телефон

607623, Нижегородская область Богородский район с.Хвощевка ул.Центральная, д.67

(8-831-70) 46-1-44

Форма проведения

Лагерь с дневным пребыванием

Цель программы

Создать условия для оздоровления и отдыха детей, приобретения социального опыта в условиях лагеря

Специализация программы

Комплексная оздоровительно-образовательная программа

Сроки проведения

Лето 2016г.

Место проведения

Богородский район с Хвощёвка , муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хвощевская школа»

Официальный язык

русский

Общее количество участников

(в том числе детей)

39человек, в том числе 30 детей

Кадровое обеспечение

9 человек (5- педагогов, 5 - обслуживающий персонал)

География участников

В реализации программы принимают участие воспитанники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хвощевская школа»

Условия участия в программе

Добровольное желание детей и родителей (по заявлению родителей)

Условия размещения

участников


Лагерь располагается на втором этаже школы, занимает 3 классных кабинета, холл, рекреацию, столовую, спортивный зал, кабинет информатики, гардеробную комнату, имеет в распоряжении спортивную площадку школы

Краткое содержание программы

Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности. Мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; способствуют удовлетворению потребности в самоутверждении. Все направления работы летнего школьного лагеря имеют познавательный и прикладной характер.

Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе.

Программа деятельности лагеря представляет собой сюжетно-ролевую игру младших школьников в виде путешествия по Островам лета. Программа деятельности лагеря носит комплексный характер:

1.включает в себя:

  • практическую ориентированную деятельность детей;

  • творческую деятельность эстетического и познавательного содержания.

2.нацелена:

  • на проведение ряда оздоровительных мероприятий с детьми;

  • на решение ряда педагогических задач по воспитанию подрастающего поколения.

История осуществления программы

Программа осуществляется впервые



Пояснительная записка

У человека есть множество способов познания мира. Каждый выбирает занятие себе по душе. Кто-то занимается спортом, кто-то играет в интеллектуальные игры, кто-то активно общается, кто-то предпочитает чтение. Данная программа является одним из эффективных способов постижения ребенком мира через саморазвитие и самоактуализацию. Лето – замечательная пора отдыха детей. В условиях лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, особенно в период летних каникул.

Летний лагерь выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Наши наблюдения подтверждают, что потребность в организации качественного досуга детей постоянно растет. Грамотно организованный досуг побуждает ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.

Обострение социально-экономических отношений, расслоение общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека. Сегодня, в ситуации стремительных и непрогнозируемых новаций мы стоим перед фактом дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. В ходе педагогического общения с детьми и подростками выявляются довольно значительные деформации ценностно-мотивационной сферы, многим подросткам свойственна низкая самооценка, часто маскируемая агрессивностью, грубостью, развязностью в поведении. Поэтому становится очевидной необходимость и возможность развертывания в детском оздоровительном лагере программы, направленной на физическое и психическое оздоровление подростков на основе эффективного использования кадрового, материально-технического и природного потенциала лагеря.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников и оздоровление;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:

- оздоровление воспитанников;

- практически-ориентированная деятельность;

- организация досуга;

Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации воспитанников школы.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря, в этом заключается ее педагогическая целесообразность.

Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.

Программа адресована детям и подросткам в возрасте от 7 до 13 лет.

Программой определены следующие этапы реализации:

Этап

Основные виды деятельности


Подготовительный

  • Разработка программы;

  • подготовка школы-сада к летнему сезону;

  • Издание приказа по школе об организации отдыха, оздоровления и занятости учащихся;

  • Подготовка методического материала;

  • Отбор кадров для работы в пришкольном оздоровительном лагере;

  • Составление необходимой документации для деятельности отрядов (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  • Проведение психодиагностической работы

1

Организационный

  • Медицинский осмотр детей

  • Организационная деятельность в отрядах.

  • Диагностика желаний и возможностей ребенка, его психологического состояния.

  • Запуск программы «Кругосветка по Островам лета»

  • Создание органов детского соуправления.

2

Основной

  • Реализация основной идеи смены;

  • Выполнение оздоровительных мероприятий.

  • Проведение образовательно-развивающей деятельности

3

Итоговый

  • Диагностика результатов.

  • Итоговые мероприятия.

  • Анализ состояния здоровья и самочувствия детей.


Цели и задачи

Цель:создать условия для оздоровления и отдыха детей, приобретения социального опыта в условиях лагеря.

Задачи:

  • внедрить различные формы оздоровления для участников смены;

  • предоставить ребенку возможность для самореализации личного потенциала через познавательную, творческую деятельность и организацию интересного, разнообразного, активного отдыха;

  • способствовать развитию коммуникативных навыков и адекватной самооценки личности;

  • приобщать детей к разнообразному социальному опыту;

  • создавать стиль отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

  • организовать активное общение детей с природой и воспитать экологическую культуру.

Ожидаемые результаты:

Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых детей нашей школы.

В ходе реализации программы «Кругосветка по Островам лета» предполагается рассматривать ожидаемые результаты смены через:

1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:

  • удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,

  • реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;

  • формирование коммуникативных умений, овладение навыками межличностного и группового общения в разных видах, взаимодействия, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

  • формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;

  • формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.

2. Результаты, касающиеся детского объединения:

  • создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.

3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:

  • апробация новой модели лагерной смены;

  • совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;

  • пополнение копилки форм работы.

Концептуальные основы

При создании концепции программы детского оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).

2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).

3. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).

4. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

Ведущая технология программы – игровая.

Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.

Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».Именно поэтому воспитатель должен играть вместе с детьми.

Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры- стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Только в игре можно помочь ребенку развить навыки межличностного общения со своими сверстниками. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей между собой, так как общение детей между собой серьезно помогают становлению самосознания, и формирования основ личности – позволяет ребенку увидеть свои возможности.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Наличие детского общества - это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.


Исходя из выбранной концепции технологий, деятельность предполагает соблюдение следующих принципов и подходов:

  1. Личностный подход в воспитании:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;

  1. Природосообразность воспитания:

- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

  1. Культуросообразность воспитания:

- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;

- изучение и освоение литературной культуры;

  1. Гуманизация межличностных отношений:

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- самоуправление в сфере досуга;

- создание ситуаций успеха;

- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

  1. Дифференциация воспитания:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

  1. Средовой подход к воспитанию:

- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.



Нормативное правовое обеспечение реализации программы

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991 г.;

  • Конституция РФ;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ (последние изменения от 17.12.2009 № 326 – ФЗ);

  • СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» от 16.03.2003 г.;

  • Методическое письмо Минобрнауки РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887-2007(дата введения – 1 января 2009 г);

  • Федеральный закон «Об Образовании РФ»;

  • Типовое положение о детском оздоровительном лагере (письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2011 г. №18-2/10/1-2188);

  • Письмо департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31.03.2011г. № 06-614 «Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков;

  • Письмо Минобрнауки России № МД-463/06 от 14.04.2011 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей»;

  • Постановление правительства Нижегородской области от 25.03.2009г №149 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области»;

  • Постановление администрации Богородского муниципального района от 06.05.2015г №1047 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Богородского муниципального района Нижегородской области»;

  • Приказ управления образования администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 19.05.2015г №312 «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2015 году».



Содержание программы

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее

смотреть на них как на самое

значительное и глубокомысленное

занятие этого возраста.

М. Монтень


Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Кругосветка по Островам лета” в форме сюжетно-ролевой игры.Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое— через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Герои игры – путешественники.Каждый ребёнок, путешествуя по Островам лета, может «примерить» на себя разные роли (журналиста, исследователя, сказочника, юнги и т.д.), исходя из своих возможностей и желаний.

Также в работе будут использоваться следующие формы и методы:

- тематические программы;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- психологические игры;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование;

- занятия в мастерских;

- концерты, фестивали, акции и др.


Направления и виды деятельности

Физкультурно–оздоровительное направлениесвязано с оздоровлением и физическим развитием детей и подростков. Ежедневно на двигательную активность отводится 2-3 часа, что открывает широкие возможности для укрепления здоровья детей.


Задачами физического воспитания детского лагеря являются:

  1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию ребенка.

  2. Совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений.

  3. Содействие формированию санитарно-гигиенических навыков.

  4. Физическое воспитание в сочетании с формированием волевых и моральных качеств.

  5. Формирование негативного отношения к вредным привычкам.


Мероприятия в лагере по физическому воспитанию должны:

    • соответствовать возрасту воспитанников;

    • соответствовать состоянию здоровья ребят (основная, подготовительная, специально-медицинская группы), их физическому развитию и уровню физической подготовленности;

    • отвечать здоровым запросам и интересам детей, их любознательности;

    • содействовать всестороннему развитию инициативы детей;

    • вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей в лагере;

    • обеспечить разнообразие занятий физическими упражнениями (плавание, туризм, упражнения и игры на местности, спортивные и подвижные игры)

    • сочетаться с общественно-полезным трудом в лагере (обеспечение чистоты в лагере, на местах занятия физическими упражнениями и т.д.)


Основные формы физического воспитания:

  • Утренняя гимнастика (зарядка);

  • Отрядные часы физической культуры и спорта;

  • Спортивная игры на спортивной площадке;

  • Прогулки, экскурсии;

  • Плавание и купание;

  • Подвижные игры на свежем воздухе.

  • Минутки здоровья (малые формы работы: гимнастика для глаз, упражнения для поддержания правильной осанки, профилактика плоскостопия)



Планирование спортивно-массовой работы с детьми

Межотрядный уровень реализации (общелагерный): организация турниров, товарищеских встреч по игровым видам спорта, эстафет, спорт.часов-соревнований, легкоатлетических соревнований. Организуют вожатые при участии и помощи организатора физвоспитания.

Принципиально важным является приобщение детей к занятиям физической активностью с самого первого дня смены. К обязательным формам физического воспитания в первые дни является: утренняя гимнастика, прогулки на местности, занятия на основе подвижных и спортивных игр. Для детей младшего возраста зарядка проводится в форме игры, под музыку, с общеразвивающими упражнениями на основе образных представлений («карлики и великаны», «тропинка – солнышко-кочка», «самолеты» и т.д.).

В режиме дня обязательно планируются часы спорта – организованные формы занятий физической активностью на основе спортивной деятельности (спортивных игр, легкой атлетики, единоборств, подвижных игр, бадминтона, тенниса и т.д.)

Планирование работы в лагере предусматривает поездки детей в физкультурно-оздоровительный комплекс «Победа», во время которой дети могут посещать бассейн, участвовать в подвижных играх и соревнованиях по разным видам двигательной активности.

На третий-четвертый день пребывания детей в лагере проводится соревнование, сочетающее в себе принципы свободы выбора средств, форм и видов занятий физической культурой и обязанности двигательной активности детей.

При распределении объема и интенсивности физических нагрузок пик приходится на восьмой-десятый день. В течение второй недели пребывания детей нагрузки могут и должны носить характер физкультурно-оздоровительной тренировки, которые бы приводили к адаптивным изменениям организма занимающихся. Тренировочные занятия у воспитанников проводятся с продолжительностью не менее 40 минут. Оптимальное распределение физических упражнений составляет следующее соотношение: 50% - на развитие кардиореспираторной выносливости, 30% - на мышечную силу и силовую выносливость, 20% - на гибкость.

В первые дни пребывания детей на отдыхе медицинский работник оценивает состояние всех детей. Последние дни в лагере обеспечивается снижение объема общей двигательной активности, уменьшение уровня нервно-психического напряжения, детям даются умеренные физические нагрузки.


Экологическое направление

  • формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

  • развитие представлений о самоценности природы;

  • выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.


Трудовое и социально–значимое направление

Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, однако особая роль в ее решении принадлежит системе специальной работы по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся. В процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый комплекс разнообразных трудовых умений.



Основные формы труда в лагере:

  • Самообслуживающий труд;

  • Уборка территории, комнат;

  • Реализация экологических и трудовых проектов.

С первых дней пребывания в лагере культивируются самообслуживающий труд. Дети самостоятельно заправляют постели. Ежедневно после завтрака проводится трудовой час, во время которого отряды проводят уборку территории лагеря, закрепленную за ними.

Познавательно-досуговое направление

Цель: Развитие творческих способностей и познавательных процессов, расширение кругозора.

Задачи:

 создание условий для самореализации учащихся;

 обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды, ситуации успеха и развивающего общения;

 совершенствование культуры межличностного и группового общения в разных видах взаимодействия;

Формы реализации:

 познавательно-игровая: викторины, игры, беседы, соревнования, конкурсы, просмотры фильмов, спектаклей; выезды на экскурсии;

 вовлечение школьников в практико-ориентированную деятельность.

Механизм реализации

Игровая модель программы

Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «День путешественника». Традиционно из участников программы формируются 2 отряда. Название отрядам дают сами дети. Ребята побывают на 14 тематических Островах, путешествия на которые и составят содержание каждого дня. На стенде в фойе оформлена большая «Карта путешествий». Название Острова отмечается на Карте непосредственно в день путешествия на этот Остров, что и составляет для ребят элемент неожиданности и любопытства. Возвращаясь с Острова, ребята будут привозить различные сувениры. За победу в путешествии дня(начиная со второго Острова и заканчивая тринадцатым Островом) отряд получает 2 одинаковых сувенира, за 2 место – 1 сувенир. Все полученные сувениры хранятся в сундуке в отрядном уголке. В конце смены из первых букв названия сувениров ребята складывают слово-качество (в-з-а-и-м-о-п-о-м-о-щ-ь), которое помогло их отряду стать первым в «Кругосветке по Островам лета». Таким образом, наглядно видно, какие успехи достигнуты тем или иным отрядом.

Каждый ребенок в течение смены работает над своим “Я”: учится жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровье.Для индивидуальной системы роста в каждом отряде разработаны свои знаки успеха. Активность ребенка (участник, лидер, организатор) ежедневно отмечается символом разного цвета (синий, оранжевый, зелёный). Символом успеха является бинокль – предмет, который помогает ребятам исследовать Острова, замечать всё новое, необычное.

Кроме того, ребята ведут дневник путешественника, куда заносят, зарисовывают самое интересное, с чем встречаются в пути, в кругу отражают цветом своё эмоциональное состояние во время путешествия на Остров.

В конце смены подводятся итоги. По итогам победители получают призы и награды. 

В каждом отряде есть свой отрядный уголок, в котором помещены:

название;

девиз;

достижения;

численность (список отряда).

Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка.

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря.



Органы соуправления

Организация соуправления и выборы актива детского коллектива - насущная необходимость. Качество реализации программы зависит от того, насколько дети включены в процесс ее воплощения. Важно, чтобы каждый участник являлся не просто исполнителем, а смог в любое время повлиять на ход реализации программы через свое участие в деятельности органов самоуправления. Программа предполагает гибкость в отношении мнения и интересов детей и возможностей педагогического коллектива.

Структура соуправления



Участники смены







Функции органов соуправления:

Общий сбор жителей лагеря. Утверждает план работы смены, принимает законы жизни лагеря. Собирается 3 раза за смену (начало, экватор, конец смены)

Совет командиров организует быт, осуществляет связь отрядов с советом лагеря. Принимает решения о поощрении активных участников смены, собирается ежедневно, анализирует прожитый день, уточняет планы на следующий.

Совет отряда – избирается в начале смены всеми членами отряда. Организует жизнедеятельность отряда, контролирует участие в программе каждого жителя отряда, принимает решения о поощрении активных ребят перед советом дежурных командиров.

МИГи – малые инициативные группы. Создаются по инициативе совета дежурных командиров для подготовки и проведения определенного мероприятия, коллективно-творческого дела.

Варианты нематериальных стимулов детей и подростков:

  • благодарственное письмо родителям;

  • исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;

  • устная благодарность.


Законы лагеря:

  • Закон территории (принимается без обсуждения). Без разрешения ребенок не может покидать лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи, не надо мешать друг другу!

  • Закон водоема (принимается без обсуждения). Нельзя появляться на водоеме без вожатого!

  • Закон зелени. Ни одной сломанной ветки! Сохраним наш лагерь зеленым!

  • Закон правой руки. Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают!

  • Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час! Чтобы не опаздывать, выполняй закон 00!

  • Закон мотора. Долой скуку!

  • Закон выносливости. Будь вынослив!

  • Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

  • Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

Традиции лагеря:

    • Отрядная линейка – 5-10 минутный сбор - старт дня и анализ событий за день.


Примерный режим дня в лагере

Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 17.00 часов

Сбор детей

8.30 – 8.45

Зарядка

8.45-9.15

Утренняя линейка

9.00-9.15

Завтрак

9.15-10.30

«Минутка здоровья»

10.00-10.30

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

(Работа по плану отрядов)

10.30 -12.30

Оздоровительные мероприятия

12.30-13.15

Обед

13.15-14.00

Дневной сон

14.15-16.15

Трудовой десант

16.15-16.30

Игры на свежем воздухе

16.30-17.15

Полдник

16.30-16.45

Линейка, подведение итогов

16.45-17.00

Уход домой

17.00



Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.В лагере работают

  • Учителя начальной школы и средней ступени обучения

  • Медицинская сестра

  • Педагог-психолог

  • Учитель по физической культуре


Система оздоровительно-профилактической работы в лагере

Комплексная оздоровительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа в детском оздоровительном лагере осуществляет медицинская сестра.

Медицинский работник осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в лагере, питанием детей, соблюдением режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам лагеря. Профилактическая деятельность осуществляется по двум направлениям:

1. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков

2. С целью формирования ответственного отношения детей к своему здоровью медицинскими работниками и воспитателями лагеря проводятся следующие профилактические беседы:

  • Внимание! Клещевой энцефалит.

  • Гигиена-залог здоровья.

  • О ядовитых растениях.

  • Профилактика травматизма.

  • Профилактика солнечных ударов.



Организация питания детей

Для нормального развития и отдыха детей, обеспечения высокой работоспособности и сопротивляемости их организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды большое значение имеет полноценное и правильно организованное питание.После повышенной нагрузки на протяжении всего учебного года питание детей во время отдыха в детском оздоровительном лагере должно обеспечить оптимальную потребность организма в пищевых веществах (белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и т.д.). Основное место в питании должно быть отведено белку как пластическому материалу, обеспечивающему процессы роста и способствующему повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

Питание: 3-разовое. Меню представлено разнообразными молочными, мясными и рыбными блюдами, овощами, фруктами, кондитерскими изделиями. Меню лагеря сбалансировано с учетом потребностей ребенка. Работа пищеблока удовлетворяет всем требованиям САНПИН. Ежедневно:Фрукты, овощи

Методическое обеспечение предусматривает:

  • Наличие необходимой документации, программы, плана;

  • Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала

  • лагерной смены;

  • Сюжетно-ролевую игру

  • Коллективные творческие дела

  • Индивидуальную работу


Материально – техническое обеспечение

Детский оздоровительный лагерь расположен в здании МБОУ «Хвощевская школа». В с. Хвощевка есть СДК, сельская библиотека, школьный краеведческий музей.

Для реализации поставленных целей и задач лагерь располагает следующей материальной базой:

Спортивный зал- 1

Игровая комната -1

Спальные комнаты – 2

Компьютерный класс - 1

  • Компьютер, принтер, интерактивная доска, проектор, DVD-плейер, музыкальная аппаратура

  • Набор канцелярских принадлежностей.

  • Настольные игры.

  • Спортивные площадки: волейбол, футбол, бадминтон, баскетбол

  • Спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, набор для проведения спортивных соревнований.

Система внешних контактов лагеря


Психологическое сопровождение пребывания детей в лагере

осуществляет педагог-психолог с целью создания условий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения как детского коллектива, так и педагогического коллектива, а также развития индивидуальности ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря;

  2. содействие снятию эмоционального напряжения;

  3. способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;

  4. формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;

  5. изучение психофизиологического состояния детей.

Занятия проводятся согласно плану-сетке (1 занятие с отрядом в неделю).

Продолжительность занятий с отрядом 25-30 минут.

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. А также педагог-психолог приходит в отряды для проведения мини-игр.



План реализации программы (план-сетка)

Дата

Название дня

Основные мероприятия

Ответственные

01.06.2016г.

Остров Встреч

Организационные вопросы: формирование отрядов, выбор названия отряда, песни, девиза, анкетирование.

Практическое занятие «Эвакуация детей на случай пожара».

Праздник «Вот оно, какое наше лето!»

Лакеева В.Г.

Меметова О.Н.

Вострякова Т.К.

Илларионова Г.В.

Вакина Н.И.

02.06.2016 г.

Остров Праздничный

Беседа: «Правила поведения в лагере». Инструктаж.
Беседа: «Осторожно, огонь!»
Распределение обязанностей, оформление отрядных уголков.
Ознакомление с правилами друзей природы.
Игра-путешествие «В поисках лета»
Акция «Чистый школьный двор и сквер»

Лаптева А.А.

Агальцова И.Б.

04.06.2016 г.

Остров Светофора

Беседа «Знай правила дорожного движения».
Соревнования «Безопасное колесо».
Путешествие по станциям «Весёлый перекрёсток»

Конкурс рисунков «Правила движения всем без исключения»

Лакеева В.Г.

Меметова О.Н.

06.06.2016 г.

Остров

Лабиринтов

«Конкурс загадок» встреча с сотрудниками библиотеки

Литературная игра -путешествие «Встреча с котом учёным»

Минутка здоровья «Книги о здоровье»

Конкурс рисунков «Волшебные сказки»

Лаптева А.А.

Пакин А.Л.

Вострякова Т.К.

Илларионова Г.В.

Вакина Н.И.

07.06.2016 г.

Остров Неожиданностей

Коллективная игра «Джунгли зовут»

Экологический бум

Конкурс рисунков на асфальте.

Операция «Уют»

Лакеева В.Г.

Меметова О.Н.

08.06.2016 г.

Остров Улыбок

Викторина «Устами младенца»

Конкурс «Веселые ребята- весело поют» « Мульти-Пульти – карнавал»

Лаптева А.А.

Агальцова И.Б.

10.06.2016 г.

Остров Зеленый

Литературно-экологическое путешествие «В жабье царство, лягушечье государство»

Просмотр мультфильмов в СДК

Лакеева В.Г.

Меметова О.Н.

Вострякова Т.К.

Илларинова Г.В.

Вакина Н.И.

11.06.2016 г.

Остров Верности

Конкурс « Мисс и мистер ЛЕТО»

Интеллектуальная игра «Звездный час»

Викторина «Что в имени твоем?»

Лаптева А.А.

Агальцова И.Б.

14.06.2016 г.

Остров Спасайкина

Встреча с дружиной добровольных пожарных. Демонстрация работы пожарных. Развлекательно-познавательная программа «Путешествие со службой 01». Ситуационный тренинг-игра «Один дома»

Викторина «Пожарным можешь ты не быть, но правила знать обязан»

Конкурс рисунков на асфальте

Лакеева В.Г.

Меметова О.Н.

Пакин А.Л.

15.06.2016 г.

Остров Рекордов

Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»

Конкур с рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

Игра по станциям «Гонка на выживание»

Лаптева А.А.

Агальцова И.Б.

16.06.2016г.

Остров Экологический

Минутка здоровья

«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.

Экологический десант

Игра «Три С»

Спортивные игры на воздухе.

Развлекательное мероприятие «Нет дерева, сердцу милее»

Лакеева В.Г.

Меметова О.Н.

17.06.2016г.

Остров Нептуна

Игровая программа «Ожерелье Русалочки».

Конкурс рисунков на асфальте.

Лаптева А.А.

Агальцова И.Б.

20.06.2016г.

Остров Памяти

Час памяти «Моя землячка Таня Савичева»

Акция «Память»: возложение цветов к обелиску воинам – землякам.


Вострякова Т.К.

Илларионова Г.В.


Меметова О.Н.

Лакеева В.Г.

21.06.2016г.

Остров Расставания

Праздничная программа «Ты меня не забывай».
Подведение итогов. Анкетирование. Медицинский осмотр. Детская дискотека.

Лаптева А.А.

Агальцова И.Б.



Мониторинг реализации программы

С целью оценки эффективности деятельности педагогическим коллективом используются следующие виды диагностики:

Вид диагностики

Цель

Инструментарий

Входящая

Получить общие сведения о ребёнке, его увлечениях, интересах, склонностях, особенностях характера, выявить ожидания от лагеря

Цветок здоровья

Методика свободного выбора (незаконченный тезис) для детей

Тест «Кто Вы?» (выявление личностных качеств)

Игра-диагностика «Конверт откровений»

Анкета для детей «Ожидание от лагеря»

Текущая

Определение уровня сформированности временного детского коллектива

Выявить удовлетворённость ребёнка жизнью в лагере, определить степень позитивного или негативного отношения к жизни в лагере

Выявить психо-эмоциональное состояние ребёнка в лагере

Определить степень эффективности профессиональной деятельности педагога в лагере

Изучить структуру межличностных отношений в отряде

Определить степень активности детей, основных позициях, которые они занимают в коллективе

Анкета для детей




Графический тест для детей (рисунок)





Методика цветописи.



Анкета для педагога





Социометрия



Адаптация (с помощью игры «Молекула»)


Итоговая

Выявить удовлетворённость родителей работой педагогического коллектива

Определить профессиональный личный рост

Выявить лидеров и место ребёнка в отряде

Определить личностный рост ребёнка, повышение его положительного жизненного опыты

Цветок здоровья

Итоговое анкетирование


Опросник «Экспресс интервью» для педагога (вожатого)

«Круг друзей»


Диагностическая игра (для детей) «По дорогам памяти»




Методический инструментарий представлен в Приложении №1.



























Литература

  1. Авдулова Т.П. Психология игры. Современный подход.-М.: Академия, 2009.

  2. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.

  3. Волгунов В.А. Остров Добрых волшебников. — ООО «Педагогические технологии»,2004

  4. Воронкова Л.В. Игровые программы -Педагогическое общество России,Москва,2005

  5. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Новая школа, 2004.

  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

  7. Галкина И.А. Творческая копилка - Нижний Новгород, издательство ООО «Педагогические технологии», 2012 г

  8. Гинзбург Ф.В. Детский загородный лагерь. Ростов-на-Дону «Феникс»,2005

  9. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. -Педагогическое общество России,М.,2003

  10. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

  11. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.

  12. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.

  13. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.

  14. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

  15. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

  16. Шпоркина Е.М. Игротека вожатого, - Н. Новгород ООО Педагогические технологии», 2011 г

  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!