ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«КАДЕТЫ –ГОРДОСТЬ РОССИИ!»
срок реализации 2015 – 2021 год
возраст обучающихся 10 – 15 лет
Разработала: Козина А.А.
учитель истории и обществознания
Братск - 2015
Пояснительная записка
Кадет на то и есть кадет,
Чтоб знала Русь и ведал свет,
Что крепче Братства в мире нет!
Что в жизни нам одна дорога –
Служить Отчизне с верой в Бога
От юных до преклонных лет!
Сегодня патриотическое воспитание – это социальная потребность российского общества, которому уделяется большое внимание. Принимаются важные документы на государственном уровне, создаются интересные проекты и акции, привлекающие подростков и молодежь к изучению истории, формирующее чувство гордости за свою страну и сопричастность к ее жизни. Все эти мероприятия – часть большой системы, где главное значение принадлежит школе, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважение к его выдающимся представителям и достойным страницам прошлого.
Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодѐжи, ведь именно с возрождения патриотизма начинается путь к величию Российского государства.
Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение. Кадетство имеет славную историю. Многие выпускники кадетских корпусов стали не только военачальниками, но и великими музыкантами, исследователями, художниками, писателями и поэтами – И.М. Сечѐнов, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Крузенштерн, В.И. Даль, П.С. Нахимов. Начало государственного патриотического воспитания в России как особой подготовки и воспитания молодых кадров было положено Петром 1. С тех пор накопился большой практический опыт деятельности кадетских объединений. В начале 1990-х годов в образовательных учреждениях при поддержке общественных организаций начали создаваться военно-патриотические кружки, клубы, которые со временем преобразовались в кадетские классы. Организация данных объединений способствует подготовке учащихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, помогает решать проблемы безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
С 2009 года в нашей школе действуют кадетские классы, основными целями которых являются: обеспечение получения кадетами основного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов, создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадет, всемерного развития их способностей и творческого потенциала; воспитание у кадет любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его могущества и процветания; формирование у кадет высокой общей культуры, нравственных, морально-психологических, деловых и организаторских качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного, профессионального и ответственного служения своему народу.
Развитие современного кадетского движения невозможно без учета опыта прошлого, без осмысления того, как аналогичные проблемы кадетские корпуса решали в дореволюционный период, так как именно в военно-образовательных учреждениях всегда закладывались основы военно-патриотического воспитания, формировалось понятие гражданственности, готовности защищать Родину с оружием в руках.
Программа «Кадеты – гордость России!» разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом школы и предназначена для учащихся 4-9 классов.
Программа рассчитана на привитие подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в служении Отечеству посредством знакомства с яркими историческими примерами, изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадетов прошлого. Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только явления прошлого и хронологическое повествование, в первую очередь это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений. Программа «Кадеты – гордость России!» - это изучение истории кадетских корпусов, биографий выдающихся деятелей прошлого, истории российской геральдики, истории Вооруженных сил РФ, а также духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию кадета как личности и гражданина.
Цели: создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания кадет; формирование социально активной личности гражданина и патриота; формирование высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Задачи:
Формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм;
Знакомство с историей, традициями, заповедями кадетского братства;
Возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;
Активизация интереса к истории Отечества;
Приобщение кадет к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения, истории геральдики Российского государства;
Создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;
Формирование готовности служению Отечеству, способности защищать и отстаивать интересы Родины;
Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;
Формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро» и «зло», «правда» и «ложь», «честь» и «бесчестие»;
Воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».
Основные принципы программы:
Реализация данных задач основана на следующих принципах:
Принцип гуманизации – соблюдение прав ребѐнка, закреплѐнных Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребѐнка, Конвенцией о правах ребѐнка.
Принцип сотрудничества - построение взаимоотношений в классе на основе компетентности и поддержания человеческого достоинства, повышающих уровень самооценки кадет.
Принцип дифференциации – выявление и развитие у кадет склонностей и способностей к работе в различных направлениях наук и на различном уровне.
Принцип междисциплинарной интеграции предполагает выход на смежные науки.
Принцип системности – преемственность знаний на ступенях образования.
Основные направления реализации программы
Патриотическое воспитание в школе представляет собой комплекс мер, реализация которых способствует формированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны, по сохранению национально-культурных традиций. Реализация патриотического воспитания предполагается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
Духовно-нравственное направление:
формирование нравственной устойчивой личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважения к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
воспитание уважения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации;
использование возможных религиозных конфессий, исповедующих развитие в обществе нравственных идеалов, рассматривающих служение Родине как высший служебный долг и предназначение человека.
Культурно-историческое направление:
воспитание потребностей в освоении и сохранении национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию; проживавших и проживающих на территории города Братска;
формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
вовлечение кадет в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников боевой и трудовой славы;
формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;
воспитание любви к малой Родине, городу Братску;
формирование бережного отношения к природе своей страны, своего города.
Гражданско-правовое направление:
изучение государственной символики Российской Федерации и города Братска;
формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов деятельности, учитывать не только личные, но и общественные и государственные интересы;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
Военно-патриотическое направление:
изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей страны и города Братска в годы Великой Отечественной войны;
сохранение воинских традиций, связей поколений защитников Родины, организация встреч кадет с ветеранами войны и труда, участниками локальных войн;
формирование позитивного образа Вооруженных сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга;
воспитание уважения к воинскому корпусу России.
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа предполагает формирование у кадет следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных стандартом среднего общего образования.
Знать:
историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;
особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.
Уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
критически анализировать источники исторической информации;
выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.
Оценка эффективности реализации программы:
Оценка результативности реализации программы «Кадеты – гордость России!» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Духовно-нравственные параметры:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- значение своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах.
- патриотизм, любовь к Родине;
- символика Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- выполнение государственных и кадетских ритуалов.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношение детей к реалиям жизни учреждения, к педагогу, к
совместным делам);
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Прогнозируемый результат:
В процессе реализации программы «Кадеты – гордость России!» у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способности нести личную ответственность за судьбу семьи, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Модель выпускника.
Принципы реализации Программы, еѐ цели, задачи и основные виды деятельности направлены на формирование модели выпускника школы. Выпускник представляется как личность, которой присуши следующие качества:
Высокая духовность
творческое восприятие окружающей действительности;
развитые чувства восторга, любви, уважения, преданности, обязательности.
Гражданская позиция
понимание ценностей культуры;
наличие личной системы ценностей, в том числе норм и правил общения, принципов толерантности, душевности и доброты в отношениях с людьми, ответственности и обязательности.
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
Патриотическое сознание
любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, уважение к традициям кадетского корпуса, его истории.
активное стремление к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества;
поиск нестандартных решений;
потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях;
умение оценивать обстановку;
осознание и видение своих достоинств и недостатков.
Содержание программы:
Программа курса «Кадеты – гордость России!» рассчитана на кадет и воспитанников с 4 по 9 классы, включает 6 этапов, связанных между собой. Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников.
Программа рассчитана на 204 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
4 класс – «Кадетом быть… А что же это значит?» (34 часа)
5 класс – «История кадетского движения» (34 часа)
6 класс – «Жизнь – Родине, честь – никому!» (34 часа)
7 класс – «Геральдика Государства Российского» (34 часа)
8 класс – «Честь родного погона» (34 часа)
9 класс – «Вооруженные силы России. Служба Отечеству» (34 часа)
Календарно-тематическое планирование
I этап «Кадетом быть… А что же это значит?»
4 класс
На первом этапе реализуется задача формирования личности воспитанника, как будущего кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества. На первом этапе необходимо подготовить учащихся к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.
Цель: Формирование личности учащегося, как будущего кадета, формирование этических и нравственных норм, развитие интереса к истории России.
Методы занятий:
Прогнозируемый результат – усвоение учащимися основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетском классе.
N п\п | Содержание | Часы |
1 | Звание скромное и гордое – кадет. | 1 |
2 | Настоящий товарищ. | 1 |
3 | Один за всех и все за одного. | 1 |
4 | Мужская дружба. | 1 |
5 | Традиции и заповеди кадетского класса. | 1 |
6 | Будешь хорошо учиться – станешь настоящим кадетом. | 1 |
7 | Дисциплина и дисциплинированность. | 1 |
8 | Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости. | 1 |
9 | «Кадеты нашей школы» (встреча с учащимися кадетских классов школы). | 1 |
10 | Честность слов и поступков. | 1 |
11 | Что такое «добро» и «зло». | 1 |
12 | Добрые дела людям. | 1 |
13 | Сердце матери. | 1 |
14 | Мы родом из прошлого. Моя родословная. | 1 |
15 | Русь. Россия. Родина. | 1 |
16 | Российские символы: гимн, герб, флаг. | 1 |
17 | Богатыри Земли Русской. | 1 |
18 | Святой князь Владимир. Крещение Руси. | 1 |
19 | Князь Александр Невский. Ледовое побоище. | 1 |
20 | Три поля русской славы (Куликово поле, Бородинское поле, сражение под Прохоровкой). | 1 |
21 | Петр Великий. | 1 |
22 | Великий полководец Суворов А.В. | 1 |
23 | Освободитель России – М.И.Кутузов. | 1 |
24 | Великая Отечественная война – подвиг великий и вечный. | 1 |
25 | Герои Великой Отечественной войны. | 1 |
26 | Города-герои | 1 |
27 | Юные герои Великой Отечественной войны. | 1 |
28 | Братчане на фронте и в тылу. | 1 |
29 | Великая наша победа. | 1 |
30 | Город, в котором я живу. | 1 |
31 | Памятники и памятные места города Братска. | 1 |
32 | Их именами названы улицы Братска. | 1 |
33 | Поэты и писатели города Братска. | 1 |
34 | Праздник «Честь имею!» (с участием кадетов школы, ветеранов, родителей) | 1 |
ИТОГО: | 34 |
II этап «История кадетского движения»
5 класс
Второй этап ориентирован на воспитанников, готовившихся стать кадетами.
Цель: познакомить кадет с историей, традициями, заповедями кадетского братства. Сформировать понимание, что кадетские корпуса России имели не только свои особенности, но и были едины в вопросах образования, нравственных вопросах и отношении к религии.
Методы занятий:
Прогнозируемый результат - готовность воспитанников стать достойными кадетами.
N п\п | Содержание | Часы |
1 | Сочинение «Почему я хочу быть кадетом» | 1 |
2 | Петр I –основатель военно-учебных заведений в России. Военные школы Петра I – основа кадетских корпусов. | 1 |
3 | Образование и развитие кадетских корпусов в России. | 1 |
4 | Судьба кадетских корпусов после 1917 года. | 1 |
5 | Образование Суворовских и Нахимовских училищ. | 1 |
6 | Возрождение кадетского движения в России в 90-х годах XX века. | 1 |
7 | Российские кадетские корпуса за рубежом. | 1 |
8 | Современные кадетские корпуса в Санкт-Петербурге. | 1 |
9 | Современные кадетские корпуса в Москве. | 1 |
10 | Современные кадетские корпуса в России. | 1 |
11 | Викторина «История кадетского движения» | 1 |
12 | Символы и ритуалы в кадетских корпусах. | 1 |
13 | Общевоинские традиции. | 1 |
14 | Общекадетские традиции. | 1 |
15 | Кодекс чести кадета. | 1 |
16 | «Я вам завещаю одно – храните святые заветы» (67 заветов генерал-лейтенанта Б.В.Абрамовича) | 1 |
17 | Тестирование «Заповеди товарищества и кодекс чести кадета» | 1 |
18 | Программа обучения в кадетских корпусах. | 1 |
19 | Форма одежды в кадетских корпусах. | 1 |
20 | Знамена и нагрудные знаки кадетских корпусов. | 1 |
21 | Типы кадет в дореволюционных кадетских корпусах. | 1 |
22 | Духовная и культурная жизнь кадет в корпусах. | 1 |
23 | Директора, преподаватели, корпусные офицеры. | 1 |
24 | Императоры России и кадетские корпуса. | 1 |
25 | Церковь и кадетские корпуса. | 1 |
26 | Кадеты – наследники великой культуры. | 1 |
27 | Брейн-ринг «Традиции кадетских корпусов» | 1 |
28 | Кадет кадету брат. Обсуждение. | 1 |
29 | Быть добрым – это значит быть слабым? Диспут. | 1 |
30 | Добро должно быть с кулаками. Диспут | 1 |
31 | Что лучше: сладкая ложь или горькая правда? Диспут. | 1 |
32 | Быть хозяином своих слов. Обсуждение. | 1 |
33-34 | Круглый стол: «Истинный кадет – это…» | 2 |
ИТОГО: | 34 |
III этап «Жизнь – Родине, честь - никому!»
6 класс
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся выпускников кадетских корпусов разных лет
Методы занятий:
Прогнозируемый результат – усвоение кадетами ценностей на примере жизни и деятельности выдающихся выпускников кадетских корпусов.
N п\п | Содержание | Часы |
1 | История кадетского движения. Повторение. | 1 |
Первый Его Императорского Величества кадетский корпус |
2 | Фельдмаршал П.А.Румянцев. | 1 |
3 | Генерал-фельдмаршал А.А.Прозоровский | 1 |
4 | Генерал Д.С.Дохтуров – герой Отечественной войны1812 года. | 1 |
5 | Генерал К.Ф.Толь - герой Отечественной войны1812 года. | 1 |
6 | Поэт А.А.Рылеев – вождь декабристов. | 1 |
7 | А.А.Бестужев – писатель, декабрист. | 1 |
Второй кадетский Императора Петра Великого корпус |
8 | Генерал-лейтенант А.Д.Засядко – родоначальник ракетной артиллерии. | 1 |
9 | Генерал П.П.Коновницын - герой Отечественной войны1812 года. | 1 |
Пажеский Его Императорского Величества корпус |
10 | Писатель А.П.Радищев. | 1 |
11 | П.И.Пестель – вождь декабристов. | 1 |
12 | П.А.Кропоткин – ученый географ, путешественник. | 1 |
13 | Н.Н.Муравьев-Амурский – исследователь Дальнего Востока | 1 |
Константиновский кадетский корпус |
14 | Писатель Г.С.Батенков | 1 |
15 | Генерал С.А.Хрулев – герой Севастопольской обороны. | 1 |
Николаевский кадетский корпус |
16 | М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт. | 1 |
17 | П.П.Семенов-Тяньшанский – ученый-географ. | 1 |
18 | М.П.Мусоргский – композитор. | 1 |
Морской кадетский корпус |
19 | И.Ф.Крузенштерн – великий мореплаватель. | 1 |
20 | Ф.Ф.Беллингсгаузен – адмирал, мореплаватель. | 1 |
21 | В.И.Даль – ученый, писатель. | 1 |
22 | А.Ф.Можайский – изобретатель летательных аппаратов. | 1 |
Первый Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус |
23 | А.И.Маркевич – военный, ученый, артиллерист. | 1 |
24 | П.А.Федотов - выдающийся русский художник. | 1 |
25 | Маршал Советского Союза М.Н.Тухачевский. | 1 |
Второй Московский Императора Николая I кадетский корпус |
26 | А.И.Куприн – известный русский писатель. | 1 |
Третий Московский Императора Александра II кадетский корпус |
27 | Б.Захава – народный артист СССР. | 1 |
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус |
28 | Граф А.А.Аракчеев – военный министр, сенатор. | 1 |
29 | П.Н.Нестеров – выдающийся русский военный летчик. | 1 |
Первый Сибирский императора Александра I кадетский корпус |
30 | В.В.Куйбышев – советский государственный деятель. | 1 |
31 | Генерал-лейтенант – Д.И.Карбышев. | 1 |
32 | Конференция «Жизнь – Родине, честь – никому!» | 1 |
33 | Сочинение «Героями не рождаются» | 1 |
34 | Обсуждение сочинения. Диспут. | 1 |
ИТОГО: | 34 |
IV этап «Геральдика государства Российского»
7 класс
Цель: Познакомить учащихся с государственными силами государства, геральдическими знаками Вооруженных Сил Российской Федерации, воспитание будущих защитников Отечества, на примере славных традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Методы занятий:
Прогнозируемый результат - усвоение кадетами ценностей на примере истории российской символики и символики ВС РФ.
N п\п | Содержание | Часы |
1 | Символы государства. | 1 |
2 | Знамена и гербы Древней Руси. | 1 |
3 | Российский герб и знамена в XVIII - начале XX века. | 1 |
4 | Государственные гербы и государственные флаги в XX веке. | 1 |
5 | Происхождение гимнов, Гимны Российской Империи. | 1 |
6 | Государственный герб России. | 1 |
7 | Составление гербов. | 1 |
8 | Знаки и эмблемы на Руси. | 1 |
9 | Печать 1497 года. | 1 |
10 | Государь или святой Георгий? | 1 |
11 | Двуглавый орел. | 1 |
12 | Современный флаг России. | 1 |
13 | История знамен. Вексиллология. | 1 |
14 | Знамена Древней Руси. | 1 |
15 | Появление национального флага. Знамена Петра I. | 1 |
16 | Флаги советской эпохи. | 1 |
17 | Гимны Древней Руси. | 1 |
18 | Первые российские гимны. | 1 |
19 | Официальный гимн Российской Империи. | 1 |
20 | Советский гимн. | 1 |
21 | Современный гимн РФ. | 1 |
22 | Федеральные законы о государственных символах России. | 1 |
23 | Флаги иностранных государств. | 1 |
24 | Символы Вооруженных Сил РФ. | 1 |
25 | Ритуалы ВС РФ. | 1 |
26 | Боевое знамя части – символ воинской чести, доблести и славы. | 1 |
27 | Награды Российской Империи. | 1 |
28 | Форма одежды военнослужащих Российской империи. | 1 |
29 | Награды советской эпохи. | 1 |
30 | Ордена и медали России. | 1 |
31 | Военная форма военнослужащих ВС РФ. | 1 |
32 | Правила ношения военной формы. | 1 |
33 | Погоны и знаки различия военнослужащих ВС РФ. | 1 |
34 | Викторина «Символы России» | 1 |
ИТОГО: | 34 |
V этап «Честь родного погона»
8 класс
Цель: Сформировать у учащихся нравственный идеал человека на примере жизни и деятельности выдающихся офицеров.
Методы занятий:
Прогнозируемый результат – усвоение и осознание ценностей на примере истории кадетского движения, жизни и деятельности отдельных личностей
N п\п | Содержание | Часы |
1 | История создания Вооруженных сил России. От эпохи дружин до эпохи высокопрофессиональной армии. | 1 |
2 | Кадеты – стержень армии императорской России. | 1 |
3 | Юнкера славной школы. | 1 |
4 | Духовные основы традиций Суворовских и Нахимовских училищ. | 1 |
5 | Честь и достоинство российского офицера. | 1 |
6 | Литературно-музыкальная композиция «Подвиг любви и дога». | 1 |
7-8 | Суворовская школа воспитания. | 2 |
9-10 | Демонстрация х\ф «А.В.Суворов». | 2 |
11-12 | М.И.Кутузов – спаситель Отечества. | 2 |
13-14 | Демонстрация х\ф «М.И.Кутузов». | 2 |
15-16 | Творец русской морской славы Ф.Ф.Ушаков. | 2 |
17-18 | Демонстрация х\ф «Ф.Ф.Ушаков». | 2 |
19-20 | Георгиевские кавалеры, выпускник кадетских корпусов. | 2 |
21-22 | А.В.Колчак –адмирал, полярный исследователь. | 2 |
23-24 | Демонстрация х\ф «Адмирал». | 2 |
25-26 | Герой Севастопольской обороны вице-адмирал В.А.Корнилов. | 1 |
27-28 | Демонстрация д\ф «Знай наших. Владимир Корнилов». | 2 |
29 | Писатель, атаман Донского войска П.Н.Краснов. | 1 |
30 | Великий русский писатель Ф.М.Достоевский. | 1 |
31 | Ученый-физиолог И.М.Сеченов. | 1 |
32 | Урок-рассуждение: «Как вы понимаете девиз Жизнь – Родине, честь – никому». | 1 |
33-34 | Диспут: «Героизм наоборот или риск ради риска». | 2 |
ИТОГО: | 34 |
VI этап «Вооруженные силы России. Служба Отечеству»
9 класс
На данном этапе занятия имеют обобщающий характер. Занятия построены с учетом возрастных и психологических особенностей подростков: стремление к самостоятельному осмыслению проблем, готовности к диалогу, формирование собственного мировоззрения.
Цель: формирование ранней профессиональной ориентации, подготовка учащихся кадетского класса к осознанному выбору профессии служения Отечества на военном поприще; выработка у кадетов высокого сознания общественного долга, дисциплинированности, привития чувства необходимости овладения воинской специальностью.
Методы занятий:
Прогнозируемый результат – формирование социализированной личности, готовой к служению Отечеству; активное участие кадет в мероприятиях за честь школы, города, России.
N п\п | Содержание | Часы |
История Российской армии |
1 | Ратная слава русских дружин. | 1 |
2 | Век русской воинской славы. | 1 |
3-4 | Великий год России (1812 год). | 2 |
5 | Армия и флот России в войнах XIX – начале XX века. | 1 |
6-7 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | 2 |
8 | Сила воинских традиций. | 1 |
9-10 | Выдающиеся военные ученые и конструкторы. | 2 |
11 | Армия и культура. | 1 |
12 | Дни воинской славы России. | 1 |
Подготовка к воинской службе |
13 | Воинская обязанность. Комплектование ВС личным составом. | 1 |
14 | Постановка на первоначальный воинский отчет. | 1 |
15 | Начальная воинская подготовка. | 1 |
Вооруженные силы России |
16 | Оборона государства. | 1 |
17 | Высшие органы управления ВС РФ. | 1 |
18 | Военное искусство, его составные части. | 1 |
19 | Краткая характеристика понятий «операция», «сражение», «бой», «удар», «объединение», «соединение», «часть», «подразделение». | 1 |
20 | Вооружение и боевая техника мотострелковой дивизии. | 1 |
21 | Вооружение и боевая техника танковой дивизии. | 1 |
22 | Вооружение и боевая техника воздушно-десантной дивизии. | 1 |
Правовые основы военной службы |
23 | Конституционный долг граждан по обеспечению безопасности государства. Воинская обязанность. | 1 |
24 | Военная служба и порядок ее происхождения. | 1 |
25 | Правовой статус военнослужащих. | 1 |
26 | Юридическая ответственность военнослужащих. | 1 |
Морально-психологические основы воинской службы |
27 | Патриотизм, верность воинскому долгу, честь солдата. | 1 |
28 | Дружба и войсковое товарищество. | 1 |
29 | Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина. | 1 |
30 | Психологическая готовность воина к бою. | 1 |
31 | Воинский этикет и культура общения военнослужащих. | 1 |
32 | Военно-учебные заведения России. | 1 |
33 | Воинские уставы – закон жизни военнослужащих РФ. | 1 |
34 | Брейн-ринг «К защите Родины готов!» | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Список используемой литературы
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.
Устав МБОУ «СОШ № 13»
Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России//Воспитание школьников. – 2006. - № 3
Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 3
Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах//-М.,2000
Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. - 1998 г. - № 2.
Коркунова Е.Ю. История кадетского движения http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
Петреченко В.Г. Азбука кадетской жизни http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php