ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ШТРИХ»
Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности, это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры и влияние улицы давит на неокрепшую психику ребенка.
Актуальность
данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы: Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности): - знакомство с жанрами изобразительного искусства; - знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; - овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; - приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие ( связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы): - развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; - развитие колористического видения; - развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; - улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; - формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место); - развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе): - формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; - формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; - воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; - воспитание аккуратности.
В результате изучения программы « Художественный штрих» обучающиеся должны знать/понимать
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
-ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Формами подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы являются выставки работ учащихся, участие в конкурсных соревнованиях, проектной деятельности, дальнейшее ориентирование на использование полученных знаний в смежных областях художественной сферы.
1й год обучения.
1. Инструктаж по т.б. Материалы и инструменты. Проверочные задания.
2. Техники рисования.
Техники рисования и типы штрихов. Инструменты и свойства штрихов. Ширина, светлота, цвет. Виды композиции. Центральная композиция. Другие виды композиций . Виды композиции и выражение действия. Принципы равновесия в композиции. Движение и равновесие
3. Графический язык.
Знакомство со свойствами акварели, заливка, переход от цвета к цвету. «Фантастические деревья». Использование руки как трафарета для композиции. Выполнение работы восковыми мелками. «Листики в луже». Изображение с натуры ярких осенних листьев разных цветов. Решение контурных линий цветными карандашами. Заливки акварелью.
4. Рисование с натуры. Натюрморты, постановки.
Работа с натуры, передача характера предмета. «Портрет игрушки» рисование с натуры. Натюрморты на различную тематику. Выполнение работы простыми карандашами.
5. Композиция. Композиция по воспоминаниям.
Композиция .Правила выполнения композиции. Особенности изображения животных и людей, выделение их характерных признаков. Композиция «Я и мое любимое животное». Выполнение работы в материале (гуашь). Выполнение композиции на свободную тему.
6. Основы цветоведения. Живопись - искусство цвета.
Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цветовые гаммы.
Обогащение восприятия окружающего мира.
-Правильное обращение с художественными материалами;
-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;
-получение различных цветов и их оттенков;
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть).
7. Живой цвет - в неживых предметах.
Возможности передачи объема изобразительными средствами.
Составление таблицы «Светопластическая моделировка формы» в тоне. Выполнение таблицы «Светопластическая моделировка формы» в цвете (теплый свет). Выполнение таблицы «Светопластическая моделировка формы» в цвете (холодный свет). Применение на практике.
8. Живописные этюды.
Этюд. Что такое этюд, для чего и как его выполнить. Выполнение этюдо по памяти и с натуры. Инструктаж по т.б. Материалы и инструменты. Передача объема предметов, решение теплого колорита. Работа на линию – гелиевая ручка. Зарисовки веток разных деревьев (карандаш).Зарисовки отдельно лежащих овощей и фруктов. Передача характера и объема. Карандаш. Продолжение работы над зарисовками. Пастель. Натюрморт с натуры. (Гуашь) А3.Графический натюрморт Проработка деталей композиции.
9. Искусство пейзажа.
Пейзаж - что это такое . Техники выполнения. Пейзаж по памяти и с натуры. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов.
Передача собственного и видимого цвета в пейзаже.
10. Итоговое занятие .
Обобщение изученного.
Дизайнерское оформление работ.
2-й год обучения.
1. Вводное занятие.
Ознакомление с работой художественной студии " Штрих "содержание и порядок работы. Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
- пользование рисовальными материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
2. Художественно-выразительные средства рисунка.
Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.
Развитие наблюдательности за животным и растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Рисование с натуры и по представлению животных и птиц. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива.
3. Художественно-выразительные средства живописи.
Рисование на по иллюстрациям или по представлению.
Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.
Натюрморт. Свет и форма. Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
4. Композиция в изобразительном искусстве.
Выделение сюжетно - композиционного центра. Передача симметрии и асимметрии. Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
5. Композиция в декоративно-прикладном искусстве.
Отличительные особенности композиции в декоративно прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев.
6. Жанры в изобразительном искусстве:
-цвет и настроение в пейзаже
-настроение в натюрморте
-бытовой и исторический жанр.
7. Оформительские и творческие выставочные работы.
Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному миру.
Дизайнерское оформление работ.
Рассказ с элементами беседы.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
8.Итоговое занятие.
Подведение итогов над проделанной работай. Оформление работ , выставка.