СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования «Мир общения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Образовательная программа рассчитана на учащихся 2 - 4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «Мир общения»»




Программа дополнительного образования


«Мир общения»





Возраст детей: 8 – 11 лет

Срок реализации программы: 3 года






















Информационная карта

1. Учреждение


2. Полное название программы


3. Сведения об авторе:


3.1. Ф.И.О., должность


4. Сведения о программе:


4.1. Нормативная база:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;

  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594);

  5. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

социально- педагогическая

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

образовательная

4.6. Возраст обучающихся по программе

8-11 лет

4.7. Продолжительность обучения

3 года

5. Рецензенты и авторы отзывов:



Протокол заседания

№___ от «__ » _______ 20__ г.






Пояснительная записка

Общение - одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия в общении.

Образовательная программа рассчитана на учащихся 2 - 4 классов.

Образовательная программа курса «Мир общения» составлена на основе программы курса «Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», Л.Шипицына, О.Защиринская, А.Воронова, Т.Нилова, / Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2012г.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование, тестовые материалы для оценки результатов освоения программы).

Основная цель:

обучения обучающихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.


Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным.


Основные задачи:

  • сформировать коммуникативную грамотность обучающихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности

  • научить обучающихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи

  • сформировать у обучающихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения

  • вооружить обучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи

  • обучить обучающихся основным правилам и приемам эффективного поведения в различных ситуациях


Направленность программы:

Программа «Азбука общения» имеет социально- педагогическую направленность и предназначена для детей, желающих научиться общаться и более глубоко изучить свой внутренний мир и внутренний мир окружающих.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.

Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обес­печивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в лю­дях, обладающих нестандартным мышлением.


Возраст обучающихся: 8 – 11 лет

Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года

1 –ый год – 36 часов (2 часа в неделю)

2 –ой год - 36 часов (2 часа в неделю)

3 –ий год - 36 часов (2 часа в неделю)


Формы и режим занятий:

Занятия проводятся групповые. Численность группы – 15 человек. Основной формой организации учебного процесса является занятие: беседа, дискуссия, тестирование, викторина, творческий проект, конкурс, деловая игра.


Примерная структура занятия

1. Организационный момент

2. Разминка (упражнения на развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения).

3.  Этюды и игры на развитие познавательных способностей: внимания, памяти, логического мышления

4.  Тематический блок ( беседы, дискуссии, игры и т. д. по теме занятия)

5.  Подвижная игра.

6. Практическая работа

7. Релаксация

8. Подведение итогов

По каждой теме с учащимися проводятся занятия в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года для обучающихся проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностные УУД

  • проявляет самостоятельность в игровой деятельности, пытается оценивать себя и свои поступки.       

  • понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности, способен работать на результат с отсрочкой его достижения.

  • умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали.

  • взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. 

  • ориентируется в социальных ролях, умеет выстраивать межличностные взаимоотношения.

  • в рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему.       

  • обсуждает проблемы, возникающие в учебной и игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.   

  • умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.

  • понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам.           

  • доброжелательно реагирует на замечания, способен исправиться в ответ на  предложение взрослого. 

  • строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки.

Регулятивные УУД

  • проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности.   

  • принимает и сохраняет учебную задачу.

  • с помощью педагога ставит учебную задачу.    

  • умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности.

  • переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.        

  • совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале.    

  • самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности.

  • проявляет умения произвольности предметных действий.     

  • адекватно принимает оценку своей деятельности со стороны.         

  • планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат.      

  • умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия.

Коммуникативные УУД

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности.

  • имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.           

  • планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию. 

  • проявляет любопытство ко всему новому и необычному.      

  • умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.       

  • способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации.

  • способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности.   

  • умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою. 

  • частично владеет навыками преодоления конфликта. 

  • чувствуя приближение конфликта, способен его избежать или быстро нивелировать.     

  • владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в его разрешении.




Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • развить привычку моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу

  • активно употреблять в речи этикетные слова и выражения

  • накопить опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей


Способами проверки ожидаемых результатов являются:

- конкурсы

- мини-тесты (опросы)

- выставки

Формы подведения итогов:

проведение олимпиад, тестирования.


Содержание программы первого года обучения


Раздел 1. Я и люди, которые меня окружают (8 ч.).

Тема 1. Введение. Кто я и как выгляжу?

Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.

Тема 2. Я – личность.

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

Тема 3. Я и мои роли.

Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе на улице.

Тема 4. Что в нашем имени?

Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

Тема 5. Плохо одному.

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.

Тема 6. Товарищи и друзья.

Понятие «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.




Тема 7.Чем богат человек.

Объяснить понятие «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.

Тема 8. Ты и твое здоровье

Понятие «здоровье», « режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Советы доктора Айболита.


Раздел 2. В мире сказок (7 ч.).

Тема 9. Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом.

Тема 10. Что за прелесть эти сказки!

Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.

Тема 11. Сказки – волшебство, чудо и, правда.

Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

Тема 12. Сказка ложь – да в ней намек.

Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.

Тема 13. Кто сочиняет сказки

А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х.Андерсен, Ш.Перро и другие писатели сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей.

Надо ли и можно ли учиться у героев сказки?

Тема 14. Русские народные сказки.

Русские сказки это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а так же с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.


Раздел 3. Культура поведения (6 ч.).

Тема 15. Отношение к старшим.

Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношение к старшим.



Тема 16. Отношение к учителю

Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.

Тема 17. Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Этикет в общении с «людьми с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.

Тема 18. Праздники в жизни человека.

Понятие «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.


Раздел 4. Мир вежливости (6 ч.).

Тема 19. Речевой этикет.

Понятие «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, позы и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

Тема 20. Вежливость и этикет.

Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.


Раздел 5. Мир игр. Обобщение (5 ч.).

Тема 20. Удовольствие – в игре.

Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.

Тема 21. Веселая игротека.

Знакомство с приемами деления группы на пары, четверки, шестерки, восьмерки с использованием игровых элементов. Проведение упражнений игр в группах различного состава с обязательным соблюдением установленных правил.

Тема 22. Обобщение.

Подготовка и проведение праздника «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».











Учебно-тематический план 1 год обучения

Наименование тем

Всего,

час

Количество часов учебных занятий

Теория

Практика

Вводное занятие. Кто я и как выгляжу?

2

1

1

Я – личность

2

1

1

Я и мои роли

2

1

1

Что в нашем имени?

1

1

-

Плохо одному

1

1

-

Товарищи и друзья

1

1

-

Чем богат человек

1

1

-

Ты и твое здоровье

2

1

1

Добро и зло в сказках

1

1

-

Что за прелесть эти сказки

1

1

-

Сказка – волшебство, чудо и правда

2

2

-

Сказка ложь – да в ней намек

1

1

-

Кто сочиняет сказки?

1

1

-

Русские народные сказки

1

1

-

Отношение к старшим

2

1

1

Отношение к учителю

1

1

-

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

1

1

-

Праздники в жизни человека

2

1

1

Речевой этикет

3

1

2

Вежливость и этикет

3

1

2

Удовольствие – в игре

1

-

1

Веселая игротека

3

-

3

Праздник «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

-

1

Всего


36

21

15




































Учебно – методическое обеспечение

1 год обучения


п/п

Название раздела

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Раздел 1. Я и люди, которые меня окружают.

Занятия. Тематическое рисование. Сюжетно-ролевые игры .

Анкетирование, наблюдение, беседа, сравнение, инструктаж, демонстрация

Столы, стулья, доска с магнитами, раздаточный материал, зеркало, бумага формата А4, ручки, цветные карандаши, компьютер, проектор, экран.

Результаты диагностики, рефлексия, викторины, творческие игры.

2

Раздел 2. В мире сказок.

Занятия. Психологические тренинги.

Сюжетно-ролевые игры.

Беседа, инструктаж,

демонстрация. Чтение и обсуждение художественных

произведений. Наблюдения.

Столы, стулья, бумага формата А4, карандаши, компьютер, проектор, экран.

Рефлексия, обсуждение.

3

Раздел 3. Культура поведения.

Занятия. Психологические тренинги.

Сюжетно-ролевые игры.

Беседа, инструктаж,

демонстрация.

Столы, стулья, бумага формата А4, карандаши, компьютер, проектор, экран.

Рефлексия, обсуждение, викторины, творческие игры.

4

Раздел 4. Мир вежливости.

Занятия. Психологические тренинги. Проигрывание

речевых ситуаций.

Сюжетно-ролевые игры.

Беседа, инструктаж,

демонстрация. Чтение и обсуждение художественных

произведений.


Столы, стулья, раздаточный материал, бумага формата А4, карандаши, компьютер, проектор, экран.

Рефлексия, обсуждение, ребусы, кроссворд.

5

Раздел 5. Мир игр. Обобщение.

Веселая игротека.

Отчётное мероприятие.

Наблюдение, игры-ситуации, демонстрация.

Столы, стулья, бумага формата А4, карандаши, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, спортивный инвентарь.

Игровые ситуации, фотовыставка, праздник.


































Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие. Кто я и как выгляжу?

1



2

Кто я и как выгляжу?

1



3

Я – личность

1



4

Я – личность

1



5

Я и мои роли

1



6

Я и мои роли

1



7

Что в нашем имени?

1



8

Плохо одному

1



9

Товарищи и друзья

1



10

Чем богат человек

1



11

Ты и твое здоровье

1



12

Ты и твое здоровье

1



13

Добро и зло в сказках

1



14

Что за прелесть эти сказки

1



15

Сказка – волшебство, чудо и правда

1



16

Сказка – волшебство, чудо и правда

1



17

Сказка ложь – да в ней намек

1



18

Кто сочиняет сказки?

1



19

Русские народные сказки

1



20

Отношение к старшим

1



21

Отношение к старшим

1



22

Отношение к учителю

1



23

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

1



24

Праздники в жизни человека

1



25

Праздники в жизни человека

1



26

Речевой этикет

1



27

Речевой этикет

1



28

Речевой этикет

1



29

Вежливость и этикет

1



30

Вежливость и этикет

1



31

Вежливость и этикет

1



32

Удовольствие – в игре

1



33

Веселая игротека

1



34

Веселая игротека

1



35

Веселая игротека

1



36

Праздник «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1











Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Я – личность (11 ч)

Введение. Азбука этики. Основные понятия этики.

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

Тема 1. Как я выгляжу.

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

Тема 2 .Я - личность. Мои роли.

Понятие «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки. И их общественные роли.

Тема 3.Нравственный мир сказок.

Понятие «зло», «добро», «обычаи», «жизнь» и «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки – рецепты поведения во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

Тема 4.Устав – основной закон школы.

Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. Знакомство с основными историческими документами города, края. Поездка в краеведческий музей.

Тема 5.Человек и его имя

Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.


Раздел 2. Основы взаимодействия (21 ч)

Тема 6 .Я и мои друзья.

Понятие «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней.

Тема 7.Верность слову.

Понятие «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками)

Тема 8.Речевой этикет.

Понятие «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

Тема 9. Умение общаться.

Понятие «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнением на спортивных занятиях и экскурсиях.


Тема 10.Этикет в общественных местах.

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино Деловая игра «Ты в театре и музее».

Тема 11.Библиотека-хранительница знаний.

Книга твой вечный друг. Понятие «библиотека», «каталог», «хранительница знаний». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведение в библиотеке.

Тема 12.Отзывчивость и доброта.

Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком. Почему существует зло.

Тема 13.Я познаю себя и других.

Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности человека. Способности: наследственные и приобретенные. Разбор ситуации: если я что-то хочу, то поступаю так.

Тема 14.Формы моральной оценки и самооценки.

Понятие «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятие ссора, скандал, конфликт. Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

Тема 15.Культура поведения человека.

Понятие «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное и некультурное поведение». Деловая игра «Учимся культуре поведения».

Тема 16.Праздничный этикет.

Понятие «праздник», «праздник в школе и классе». Правила этикета на празднике.

Раздел 3. Повторение. Деловые игры. Отчётное мероприятие. (4 ч)





















Учебно-тематический план 2 год обучения


Наименование тем

Всего,

час

Количество часов учебных занятий


Теория

Практика

Вводное занятие Введение.

Азбука этики. Основные понятия этики

2

1

1

Как я выгляжу

2

1

1

Я - личность. Мои роли

2

1

1

Нравственный мир сказок

2

1

1

Устав - основной закон школы

2

1

1

Человек и его имя

1

1

-

Я и мои друзья

2

1

1

Верность слову

2

2

-

Речевой этикет

2

1

1

Умение общаться

2

1

1

Этикет в общественных местах

2

1

1

Библиотека - хранительница знаний

2

1

1

Отзывчивость и доброта

2

2

-

Я познаю себя и других

2

1

1

Формы моральной оценки и самооценки

2

1

1

Культура поведения человека

2

1

1

Праздничный этикет

1

-

1

Деловые игры

3

-

3

Открытое мероприятие для родителей «Радость общения» (отчётное)

1

-

1

Итого:

36

18

18




Учебно – методическое обеспечение

2 год обучения


Название раздела

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактичес-кий материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Раздел 1. Я – личность.


Занятия. Тематическое рисование . Сюжетно-ролевые игры .

Анкетирование, наблюдение, беседа, сравнение, инструктаж, демонстрация

Столы, стулья, доска с магнитами, раздаточный материал, зеркало, бумага формата А4, ручки, цветные карандаши, , компьютер, проектор, экран

Результаты диагностики, рефлексия, викторины, творческие игры

2

Раздел 2. Основы взаимодействия.

Занятия. Психологические тренинги.

Сюжетно-ролевые игры.

Беседа, инструктаж,

демонстрация.

Столы, стулья, бумага формата А4, карандаши, компьютер, проектор, экран

Рефлексия,

обсуждение

3

Раздел 3. Повторение.

Деловые игры.

Отчётное мероприятие.

Наблюдение, игры-ситуации, демонстрация.

Столы, стулья, бумага формата А4, карандаши, компьютер, проектор, экран

Игровые ситуации, фотовыставка, праздник.















Календарно-тематическое планирование

2 год обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие Введение.

Азбука этики.

1



2

Основные понятия этики.

1



3

Как я выгляжу.

1



4

Как я выгляжу.

1



5

Я - личность. Мои роли.

1



6

Я - личность. Мои роли.

1



7

Нравственный мир сказок.

1



8

Нравственный мир сказок.

1



9

Устав - основной закон школы.

1



10

Устав - основной закон школы.

1



11

Человек и его имя.

1



12

Я и мои друзья.

1



13

Я и мои друзья.

1



14

Верность слову.

1



15

Верность слову.

1



16

Речевой этикет.

1



17

Речевой этикет.

1



18

Умение общаться.

1



19

Умение общаться.

1



20

Этикет в общественных местах.

1



21

Этикет в общественных местах.

1



22

Библиотека - хранительница знаний.

1



23

Библиотека - хранительница знаний.

1



24

Отзывчивость и доброта.

1



25

Отзывчивость и доброта.

1



26

Я познаю себя и других.

1



27

Я познаю себя и других.

1



28

Формы моральной оценки и самооценки.

1



29

Формы моральной оценки и самооценки.

1



30

Культура поведения человека.

1



31

Культура поведения человека.

1



32

Праздничный этикет.

1



33

Деловые игры.

1



34

Деловые игры.

1



35

Деловые игры.

1



36

Открытое мероприятие для родителей «Радость общения» (отчётное).

1









Содержание программы третьего года обучения.

Раздел 1. Язык общения (8 ч)

Тема 1.Азбука этики. Культура поведения и такт.

Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо».

Тема 2.Культура общения.

Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

Тема 3. Человек и его имя

Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя поступками.

Тема 4.Моя малая Родина.

Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у своего народа, живущего в стране.

Раздел 2. Культура общения в школе (17 ч)


Тема 5. Устав – основной закон школы.

Дать понятие «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. Поход в краеведческий музей. Знакомство с историческими документами села и края.

Тема 6. Речевой этикет.

Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.

Тема 7. Чувство, настроение, характер человека.

Дать понятие «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроения других.

Тема 8. Школьный этикет.

Дать понятие «этикет в общественных местах», «этикет в столовой, «этикет на перемене», провести деловые игры «Мы в столовой», «Мы на перемене», «Мы в школе».

Тема 9. Праздники в жизни человека.

Дать понятие «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».

Тема 10. Цветы в жизни человека.

Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.

Тема 11. Поступки человека и его характер.

Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», сильные и слабые привычки, «поступок», роль поступка в формировании характера.

Тема 12. Нравственные отношения в коллективе.

Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомые, приятельские, товарищеские, дружеские), Золотое правило Библии.

Тема 13. Мода и школьная одежда.

Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.


Раздел 3. Я и общество (8 ч)


Тема 14. Приветствия и знакомство.

Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; приветствие будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.

Тема 15. Поведение в общественных местах.

Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношения человека к людям на улице, в транспорте, в кафе, в местах отдыха. Основные правила этикета в кафе … Что и как едят.

Тема 16. Человек в природе и его здоровье.

Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношения к животным.


Тема 17. Нравственные отношения в семье.

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

Раздел 4. Весёлая игротека, открытое мероприятие (3 ч)




















Учебно-тематический план 3 год обучения


Наименование тем


Всего,

час

Количество часов учебных занятий

Теория

Практика

Вводное занятие. Азбука этики. Культура поведения и такт.

2

1

1

Культура общения

2

2


Человек и его имя

1

1


Моя малая Родина

3

2

1

Устав – основной закон школы.

2

1

1

Речевой этикет

2

2


Чувство, настроение и характер

1

1


Школьный этикет

2

1

1

Праздники в жизни человека

2

1

1

Цветы в жизни человека.

2

2


Поступки человека и его характер

2

2


Нравственные отношения в коллективе

2

1

1

Мода и школьная одежда

2

2


Приветствия и знакомства

2

2


Поведение в общественных местах

2

1

1

Человек в природе и его здоровье

2

2


Нравственное отношение в семье

2

2


Весёлая игротека

2

0

2

Итоговое открытое мероприятие «Искусство общения»

1

1


Итого:

36

28

8





Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие. Азбука этики .Культура поведения и такт.

1



2

Азбука этики. Культура поведения и такт.

1



3

Культура общения.

1



4

Культура общения.

1



5

Человек и его имя.

1



6

Моя малая Родина.

1



7

Моя малая Родина.

1



8

Толерантность – путь к миру.

1



9

Устав – основной закон школы.

1



10

Устав – основной закон школы.

1



11

Речевой этикет.

1



12

Речевой этикет.

1



13

Чувство, настроение и характер.

1



14

Школьный этикет.

1



15

Школьный этикет.

1



16

Праздники в жизни человека.

1



17

Праздники в жизни человека.

1



18

Цветы в жизни человека.

1



19

Цветы в жизни человека.

1



20

Поступки человека и его характер.

1



21

Поступки человека и его характер.

1



22

Нравственные отношения в коллективе.

1



23

Нравственные отношения в коллективе.

1



24

Мода и школьная одежда.

1



25

Мода и школьная одежда.

1



26

Приветствия и знакомства.

1



27

Приветствия и знакомства.

1



28

Поведение в общественных местах.

1



29

Поведение в общественных местах.

1



30

Человек в природе и его здоровье.

1



31

Человек в природе и его здоровье.

1



32

Нравственное отношение в семье.

1



33

Нравственное отношение в семье.

1



34

Весёлая игротека.

1



35

Весёлая игротека.

1



36

Итоговое открытое мероприятие «Искусство общения».

1













Учебно – методическое обеспечение

3 год обучения


Название раздела

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Раздел 1. Язык общения.


Занятия. Заочное путешествие. Игра «Вежливо или невежливо».

Анкетирование, беседа, наблюдение, инструктаж.

Столы, стулья, доска с магнитами, раздаточный материал, зеркало, бумага формата А4, ручки, цветные карандаши, , компьютер, проектор, экран

Результаты диагностики, рефлексия, викторины, творческие игры.

2

Раздел 2. Культура общения в школе.

Занятия.

Инсценировка рассказа. Поход в краеведческий музей.

Словесные. Наблюдения . Игры- ситуации . Чтение и анализ художественных произведений.

Столы, стулья, бумага формата А4, карандаши, компьютер, проектор, экран

Рефлексия, сочинения,

обсуждение.

3

Раздел 3. Я и общество.

Занятия, разыгрывание ситуаций по теме. Психологические тренинги.

Наблюдение. Чтение и анализ художественных произведений

Столы, стулья, бумага формата А4, карандаши, компьютер, проектор, экран

Игровые ситуации, конкурс рисунков, работа над пословицами.

4

Раздел 4. Веселая игротека.

Деловые игры.

Итоговое мероприятие.

Игры- ситуации , игры- драматизации, демонстрация.

Столы, стулья, бумага формата А4, карандаши, компьютер, проектор, экран

Конкурсы . Фотовыставка. Праздник






Литература для педагогов


1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М., 2006.

2. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. - М., 2002.

3. Духовно-нравственное воспитание. - № 1, 2, 3, 5. 2005.

4. Камычек Я. Вежливость на каждый день. - М., 2007.

5. Корчинова О.В. Детский этикет. – Ростов на Дону, Феникс, 2007.

6. Леванова Е.А. и др. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб., Питер, 2008.

7. Мамонтов С. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе.- Спб., Питер, 2001.

8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.



Литература для обучающихся


  1. Ключников С. Искусство управления собой. - Спб., Питер, 2005.

  2. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках.- М. Ювента, 2014.

  3. Осипова А.А. Манипуляции в общении: умей сказать «нет!». – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.


Материально-техническое и методическое обеспечение

Наглядные пособия:

- демонстрационный материал (предметные картинки, таблицы) в соответствии с темами программы;

- карточки с заданиями.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- классная доска с магнитами;

- проектор;

- интерактивная доска.

Экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Учебно-практическое оборудование:

- простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;

- материалы: бумага (писчая).

Оборудование класса:

- ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Приложение

Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы.

Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика   деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974.,с.9) Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.

Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.

1-2-е классы


Я оцениваю

себя

Меня оценивает вместе с родителями

учитель

Итоговые

оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я люблю мечтать

* мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

* мне нравится выполнять домашние задания

* я стремлюсь получить хорошие отметки




2. ТРУДОЛЮБИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я помогаю другим в делах и сам обращаюсь

за помощью

* мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

* мне нравится дежурство в школе




3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

* к земле

* к растениям

* к животным

* к природе




4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

* я выполняю правила для учащихся

* я добр в отношениях с людьми

* я участвую в делах класса и школы




5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

* я аккуратен в делах

* я опрятен в одежде

* мне нравится все красивое вокруг меня

* я вежлив в отношениях с людьми




6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

* я управляю собой

* я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

* у меня нет вредных привычек




Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                      

4 – часто                                         

3 – редко                                                       

2 - никогда

1- у меня другая позиция

По каждому качеству (критерию) вводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 1-2-х классов

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся ______ класса

№ п/п

Ф.И.

Любо

знате

льность

Трудо

любие

Береж

ное тноше

ние к природе

Мое отноше

ние

к школе

Краси

вое

в моей

жизни

Как я

отношусь

к себе

Сред

ний балл

Уро-

вень воспи- танности











В классе _______ учеников

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата ________________             Классный руководитель _____________________

3-4-е классы


Я оцениваю

себя

Меня оценивает вместе с родителями

учитель

Итоговые

оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я всегда выполняю домашнее задание

* я люблю читать

* мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

*я стремлюсь получать хорошие отметки




2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я самостоятелен

* я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

* мне нравится самообслуживание в школе и дома




3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

* я берегу землю

* я берегу растения

* я берегу животных

* я берегу природу




4. Я И ШКОЛА

* я выполняю правила для учащихся

* я выполняю правила внутришкольной жизни

* я участвую в делах класса и школы

* я добр в отношениях с людьми

* я справедлив в отношениях с людьми




5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ

* я аккуратен и опрятен

* я соблюдаю культуру поведения

* я забочусь о здоровье

* я умею правильно распределять время учебы и отдыха

* у меня нет вредных привычек




Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                      

4 – часто                                         

3 – редко                                                       

2 - никогда

1-       у меня другая позиция

По каждому качеству (критерию) вводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 3-4-х классов

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся ______ класса



№ п/п

Ф.И.

Любо

знате

льность

Прилежание


Бережное отноше

ние к природе

Я и школа


Прекрас

ное в моей жизни


Сред

ний балл

Уровень воспи- танности










В классе _______ учеников

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

 Дата ________________                  Классный руководитель ___________________



 ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Диагностика «Мой портрет в интерьере»

Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить его в рамку из различных предметов.(На рамочку поместить, н-р, книги, очки, фрукты, мяч и т.д.). Предметы для рамочки дети выбирают самостоятельно. Психологи считают, что предметы, выбранные детьми, отражают суть его жизни.

Диагностика «Какой я?»

Учащимся предлагаются листочки, на которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Диагностическая методика «Самореклама»

Учащиеся готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть отражены внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главное требование к саморекламе – искренность.

Диагностическая методика «Сказки»

Учащимся   младших          классов предлагается написать сказку на какую-либо тему. Например,

        Сказка о моем портфеле

        Необычная история об обычном дневнике

        Сказочные каникулы

        Необычные приключения обычного школьника

        Сказочная история о том, как…

        Как я проспал

        Как я не хотел учил уроки

Тему учащиеся могут определить и сами. В своих произведениях младшие школьники обычно   достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы. Это помогает учителю и родителям понять и разрешить возникающие проблемы   эмоционального и нравственного характера.

Диагностическая методика «Что у меня на сердце»

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель предлагает ребятам написать на одной стороне сердечка причины, от которых у них на сердце тяжело. И причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить свое сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживания и затем найти пути их преодоления.



Игра «Магазин» (1-4классы)

   Цель: изучить уровень нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

  Ход проведения.

   Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-продажи»

Школьникам предлагается сформировать группы по 5-6 человек. Все учащиеся выступают в роли покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества, которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

После проведенной «купли-продажи» кл. рук. вместе с учащимися обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

   Результаты первого этапа игры можно зафиксировать в таблице.

Фамилия, имя

«Приобретенные» положительные качества

«Проданные» отрицательные качества

В течение учебного года кл. рук. ведет наблюдение за учащимися, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается указать те нравственные качества, которые они приобрели в течение года и выставить на «продажу»   отрицательные качества, от которых им не удалось избавиться.

     Составляется итоговая таблица. Учитель помогает детям проанализировать результаты работы каждого и класса в целом.

Педагогический анализ результатов игры.

   На основе результатов первого этапа игры кл. рук. может зафиксировать исходный уровень нравственного развития личности учащихся и определить духовные ценности классного коллектива. Педагог выявляет также наиболее существенные проблемы воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают – продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.

После второго этапа игры можно сделать выводы об уровне нравственного роста учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива.

Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса.

(Желательно использовать карточки с перечнем положительных и отрицательных качеств).

ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ,

УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  Деловая игра «Лидер»

  Игра «Морские командные учения»

  Методика «Мы – коллектив? Мы   - коллектив…Мы   - коллектив!»

  Методика «Какой у нас коллектив»

  Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

  Методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью

  Игра «Путешествие по морю любимых занятий»

  Журнал – эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел»

  Ролевая игра «Планета друзей»

  Дискуссия в классе «Хотим быть…»


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!