МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического/методического совета ЦДТ от «____»___________ 20__ г | Утверждаю Директор ЦДТ ________________________ |
Протокол № ______ от ____________ | от «____»___________ 20__ г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
научно-технической направленности
«Учимся «играть» на Паскале»
Уровень __базовый___________________
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Рассчитана на детей от _13__ до _18__ лет
Срок реализации (общее количество часов) ____34___
Автор-составитель:
Ракута Елизавета Григорьевна, преподаватель
Центра Дополнительного Образования
Краснодар, 2016
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач школьного образования является задача формирования нового типа творческого мышления - мышления информационного. Компьютер должен стать естественным инструментом, который учащиеся могут использовать в своей повседневной, в том числе и учебной, деятельности. Программа курса «Учимся «играть» на Паскале» имеет научно-техническую направленность.
Программа ориентирована на освоение принципов программирования на языке Паскаль на основе математических и физических задач, сложность которых возрастает параллельно с освоением программных конструкций. Большое количество примеров позволяет по мере освоения курса все активнее осваивать методику программирования.
Актуальность программы в том, что она помогает развивать у учащегося инженерное мышление, посредством использования компьютерных программ в различных предметных областях что является важным компонентом учебной деятельности для современного ребёнка и способствует формированию метапредметных навыков.
Отличительными особенностями программы является то, что программа интегрирует знания учащихся в области точных наук, способствует развитию их социальной адаптации. Её практико-ориентированная направленность помогает ребенку, с помощью программирования изучать на профессиональном уровне такие дисциплины, как математика, физика и информатика.
Программа предназначена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющими противопоказаний к работе за компьютером, возраст обучающихся 13-17 лет.
Объем и срок освоения программы рассчитан на 1 год обучения, с общим количество учебных часов – 34 часа.
Форма обучения сочетает в себе дистанционную и индивидуальную, при режиме занятий, 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.
Целью программы является формирование алгоритмического мышления, для решения исследовательских задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− личностные: формирование познавательной активности личности, интерес к профессиям, связанным с программированием;
− метапредметные: развитие мотивации к программированию, потребность в саморазвитии, самостоятельности при решении исследовательских задач, активности в применении полученных знаний;
− образовательные (предметные): развитие познавательного интереса к программированию, алгоритмизации, приобретение навыков грамотной разработки программы, формирование алгоритмической культуры; освоение структурного программирования.
Основным содержанием курса является изучение основ программирования и работа в среде программирования «Паскаль АВС Net».
Курс предназначен для учащихся 8-11 классов и предполагает изучение компьютерной технологии программирования на уровне, позволяющем учащимся самостоятельно использовать компьютер для решения основных учебно-практических задач.
Форма занятий: объяснение, беседа, практическая работа в среде lms.edu-kuban.ru и в среде Паскаль АВСNet.
Учебный план
№, п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение в программирование | 7 | 3 | 4 | тест |
2 | Основы программирования на языке Паскаль АВС | 5 | 2 | 3 | тест, проверочная работа |
3 | Управляющие структуры языка Паскаль АВС | 6 | 3 | 3 | тест, проверочная работа |
4 | Массивы и строки в Паскале | 7 | 3 | 4 | тест, проверочная работа |
5 | Работа с графикой в Паскале АВС | 4 | 2 | 2 | тест, проверочная работа |
6 | Разработка и создание проекта | 5 | 1 | 4 | защита проекта |
Итого: | 34 | 14 | 20 | |
Содержание программы
Материал курса рассчитан на 34 часа и разбит на шесть модулей.
Модуль 1. Введение в программирование (7ч)
Теория (3 часа):
Ознакомление с курсом. Обзор языков программирования. Среда программирования. Общие сведения о языке Паскаль. Структура и операторы языка. Переменная. Типы данных. Арифметика Паскаля. Преобразование типов. Операторы div и mod. Ввод переменных с клавиатуры. Константы в программе. Включение в работу датчика случайных чисел.
Практика (4часа):
Создание первой программы.
Разработка программ: «Визитная карточка», «Действия», «Мои увлечения».
Форма контроля: Проверочная работа. Тест.
Модуль2. Основы программирования на языке Паскаль АВС (5ч)
Теория ( 2 часа):
Работа с символами. Порядковый тип Char. Виды алгоритмов. Изучение структур алгоритмов.
Практика (3 часа):
Ввод символов. Создание блок-схем. Линейные программы.
Форма контроля: Проверочная работа. Тест.
Модуль 3. Управляющие структуры языка Паскаль АВС (6ч)
Теория (2 часа):
Логический тип данных (Boolean). Операции отношения. Ввод-вывод булевых переменных. Базовые логические операции. Условные алгоритмы. Циклические алгоритмы и их назначение.
Практика (4 часа):
Разработка программ: «Деление пополам», «Високосный год», «Времена года», «Найдем цифры».
Форма контроля: Проверочная работа. Тест.
Модуль 4. Массивы и строки в Паскале (7ч)
Теория ( 3 часа):
Хранение однотипных данных в виде таблицы. Циклы в программах обработки массивов. Основные действия по работе с массивами. Описание массива. Заполнение массива случайными числами и вывод массива на экран. Поиск максимального (минимального) элемента массива. Вычисление суммы и количества элементов массива с заданными свойствами. Описание строковой переменной. Основные действия со строками. Функции и процедуры для работы со строками.
Практика (4 часа):
Разработка программ: «Средняя температура месяца», «Пятый элемент», «Изгнание из массива», «Все наоборот», «Поиск минимального элемента», «Пускаем пузырьки», «Выделение элемента строки».
Форма контроля: Проверочная работа. Тест.
Модуль 5. Работа с графикой в Паскале АВС (4ч)
Теория ( 2 часа):
Включение графического режима работы. Особенности работы с графикой. Процедуры и функции графики в Паскале. Программирование линий и окружностей. Подготовка к созданию итогового проекта.
Практика ( 2 часа):
Рисуем точки, линии и окружности. Рисуем прямоугольники и кружочки. Красивые буковки. Метод опорной точки.
Форма контроля: Проверочная работа. Тест.
Модуль 6. Разработка и создание проекта (5ч)
Теория ( 2 часа):
Этапы работы над проектом. Итоговый проект с элементами движения.
Практика (3 часа):
Работа над проектом
Форма контроля: Тест, защита проекта
Планируемые результаты:
По окончанию обучения учащиеся должны изучить основы языка программирования высокого уровня Паскаль, научиться составлять алгоритмы для написания программ и сами программы.
После прохождения курса обучающийся должен обладать следующими знаниями и умениями:
в аналитической деятельности:
• определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
• анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
• определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
•сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
•анализировать готовые программы;
• определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
•выделять этапы решения задачи на компьютере;
•осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи.
в практической деятельности:
• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
• преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
• строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
• программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
• разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
• разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
• разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
• разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
• (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
• подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
• нахождение суммы всех элементов массива;
• нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
• сортировка элементов массива и пр.).
По итогам освоения программы, учащиеся достигнут следующих результатов:
Личностные:
• формирование собственного жизненного опыта значимости подготовки в области программирования в условиях развития информационного общества;
• повысят образовательный уровень по использованию средств и методов программирования;
• формирование способности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
Предметные:
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
• формирование умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
• формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
• изучение одного из языков программирования – АВС Паскаль.
Метапредметные:
• формирование информационно-логических умений: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• овладение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Календарный учебный график:
№ п/п | Форма занятия | Кол-во час. | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | объяснение, беседа, задание | 1 | Знакомство с курсом. Обзор языков программирования. Среда программирования. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
2 | объяснение, беседа, задание | 1 | Общие сведения о языке Паскаль. Структура и операторы языка. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
3 | объяснение, беседа, задание | 1 | Переменная. Типы данных. Учим арифметику Паскаля. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
4 | объяснение, беседа, задание | 1 | Преобразование типов. Пишем программу «Действия» | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
5 | объяснение, беседа, задание | 1 | Операторы div и mod | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
6 | объяснение, беседа, задание | 1 | Ввод переменных с клавиатуры. Красивый вывод на экран.Программа «Мои увлечения» | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
7 | объяснение, беседа, задание | 1 | Константы в программе. Включение в работу датчика случайных чисел. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
8 | объяснение, беседа, задание | 1 | Учимся работать с символами. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
9 | объяснение, беседа, задание | 1 | Тип Char – порядковый тип. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
10 | объяснение, беседа, задание | 1 | Виды алгоритмов. Учимся строить алгоритмы. | дистанционно | педагогическое наблюдениеи анализ |
11 | объяснение, беседа, задание | 1 | Самые простые - линейные программы. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
12 | задание, тестирование | 1 | Проверочная работа. Тест. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
13 | объяснение, беседа, задание | 1 | Логический тип данных (Boolean). Логические операции. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
14 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Проверка условия и ветвление в программе. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
15 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Виды циклов. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
16 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Программы для цикла for-do | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
17 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Программы для цикла repeat-until | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
18 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Программы для цикла while-do | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
19 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Виды массивов | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
20 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Обработка массивов | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
21 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Задачи по сортировке массивов | дистанционно | педагогическое наблюдениеи анализ |
22 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Задачи на нахождение элемента массива | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
23 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Строки и строковый тип. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
24 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Задачи на обработку строк. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
25 | задание, тестирование | 1 | Проверочная работа. Тест. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
26 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Графика в Паскале | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
27 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Процедуры и функции графического режима | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
28 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Красивый вывод текста с помощью графики | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
29 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Построение простейших графических изображений | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
30 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Выбор темы проекта. | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
31 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Работа над проектом | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
32 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Работа над проектом | дистанционно | педагогическое наблюдениеи анализ |
33 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Работа над проектом | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
34 | Объяснение, беседа, задание | 1 | Защита проекта, обсуждение, рекомендации | дистанционно | педагогическое наблюдение и анализ |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Рабочее место преподавателя и учащегося: компьютер iBook или IBM, выход в Интернет по технологии ADSL, сканер, принтер.
Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения lms.edu-kuban.ru и в среде Паскаль АВСNet, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель – ученик», вести коллективную проектную работу, создавать портфолио каждого участника курса.
Информационное обеспечение –
ОС Windows
Программа «Паскаль АВС.net»
ОС Mac OS
Программа «Паскаль ABC Net on-line» http://pascalabc.net/WDE/
Кадровое обеспечение – специалист, преподаватель информатики и ИКТ;
Формы аттестации
Контроль за достижениями ученика осуществляется через отчет об исследовании и защиту творческих проектов, выполнение учащимся контрольных и тестовых заданий, создание портфолио ученика, что в свою очередь может служить формой подведения итогов реализации данной образовательной программы.
Оценочные материалы
1. Тестовое задание «Выбор нескольких правильных ответов из предложенных альтернатив» – тестовое задание на выбор несколько правильных ответов из числа предложенных.
2. Тестовое задание на соответствие – тестовое задание на соответствие элементов одного столбца элементам другого.
3. Тестовое задание на установление правильной последовательности – тестовое задание на составление алгоритмов и на установление правильной последовательности событий, процессов, операций и т.д.
4. Итоговый проект.
Методические материалы
Краткое описание методики работы по программе:
– особенности организации образовательного процесса – дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия;
– методы обучения – словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, исследовательский, проблемный, проектный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: объяснение, беседа, практическая работа, тест, проектная работа.
Педагогические технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
исследовательские методы в обучении;
проектные методы обучения;
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
эвристическая беседа.
Алгоритм учебного занятия (этапы занятия):
1. Организационный. Подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2. Проверочный. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция
3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию). Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Осмысление возможного начала работы
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Освоение новых знаний
5. Первичная проверка понимания изученного. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. Осознанное усвоение нового учебного материала.
6. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение. Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми. Осознанное усвоение нового материала.
7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостного представления знаний по теме. Использование бесед и практических заданий.
Осмысление выполненной работы.
8. Контрольный. Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов.
9. Итоговый. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Самоутверждение детей в успешности.
10. Рефлексивный. Мобилизация детей на самооценку. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы. Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях.
11. Информационный. Дидактические материалы (инструкционные, задания, упражнения и т.д.)
Стартовый уровень учащихся:
умение работать с браузером;
умение работать с почтовой программой;
умение работать в специальной среде обучения;
умение работать со сканером, с принтером.
Необходимый стартовый уровень достигается в ходе первоначального обучения, а также использованием сетевых инструкций и обучающих дисков.
Формы подведения итогов реализации программы:
Карта индивидуального развития обучающегося.
- Список литературы
- Основной
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Ушаков Д. М., Юркова Т. А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер, 2008
Комлев Н. Ю. Самоучитель игры на Паскале. АВС и немного Турбо. –М.: Солон-пресс, 2013
TurboPascalстудентов и школьников/ Г. Г. Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая. –СПб.: БХВ-Петербург, 2013.
Немнюгин С.А., Перколаб Л.Ю. Изучаем TurboPascal. – СПб.: Питер, 2008
- Дополнительный
9. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
10. Язык программирования Pascal. Система программирования АВС Pascal. А. С. Цветков, учебное пособие для школьников старших классов, 2011
11. Окулов С.М. Основы программирования. – М.: Юнимедиастайл, 2010. – 424с.: ил.
12. Турбо-Паскаль в примерах: Кн. для учащихся 10 – 11 кл. / А.Б. Николаев, Л.А. Акатнова, С.В. Алексахин и др. – М.: Просвещение, 2002. – 111 с.
13. Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих. – М.: Бином, 2008
14. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.
15. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Интернет-источники:
16. Современное программирование на языке Pascal// URL: http://pascalabc.net;
17. Ресурсы по информатике хабаровской краевой заочной физико-математической школы// URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d5f9dcd-3c0e-c52c-0181-ed064bbfa22d/86783/?interface=themcol;
18. Учебник По Pascal Abc // URL: http://softfilerc.tk/uchebnik-po-pascal-abc.html ;
19. Среда программирования PascalABC.net online // URL: http://pascalabc.net/WDE;
20. Дистрибутив PascalABC.net // URL: http://softprime.net/razrabotchikam/205-paskal-abs-pascalabcnet.html;
21. Pascal: примеры программ и решений задач // URL: http://www.matburo.ru/ex_prog_all.php?p1=pas ;
22. Pascal. Примеры и решения задач // URL: http://hi-intel.ru/800/107.html ;
23. Уроки Pascal // URL: http://learnpascal.ru/vvedenie-v-paskal/struktura-programmy.html.