СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы) "Дорога к свету"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наименование программы. Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)

Тип программы. Модифицированная (адаптированная).

Характеристика программы. Программа реализуется в двух направлениях: духовно - нравственному и гражданско-патриотическому.

Цель программы: создание условий для воспитания у детей младшего школьного возраста духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы) "Дорога к свету"»




Муниципальное специальное (коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

г. Карабаша.







«Дорога к свету»


Программа духовно - нравственного

и гражданско-патриотического воспитания

обучающихся начальной школы


Срок реализации: 4 года

Возраст детей: 7-12 лет



Разработчик:

Журавлёва Н.М.,

учитель начальных классов










г. Карабаш


Нет опаснее человека,

которому чуждо человеческое,

который равнодушен к судьбам родной страны,

к судьбам ближнего.

А.Салтыков – Щедрин.


Пояснительная записка


В современном мире совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения в школе имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Формирование этих качеств необходимо начинать в дошкольный период развития, закрепляя и развивая в начальном и старших звеньях школы. При работе с детьми с ограниченными возможностями здравья задача развития и формирования духовных, нравственных, патриотических носит индивидуальный и дифференцированный характер.

Ребенок с проблемами в развитии имеет определенные особенности. К этим особенностям относится недостаточное развитие психических процессов: отклонения в умственной деятельности, недостатки или своеобразия двигательной, эмоционально-волевой сферы, речевого развития и другие, что приводит к нарушению общения этих детей, познания ими окружающего мира, к объединению их социального опыта и порождает трудности в социальной адаптации. У учеников коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере роста ребенка будут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции, а дурное влияние окружающей среды, сомнительные авторитеты в этот период незрелости личности проблемных детей, заведет их в жизненный тупик. Очевидно, что духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учеников специальных коррекционных учреждений в общей системе их обучения и воспитания становится первоочередной задачей.

Наименование программы. Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)

Тип программы. Модифицированная (адаптированная).

Характеристика программы. Программа реализуется в двух направлениях: духовно - нравственному и гражданско-патриотическому.













Актуальность проблемы

Формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных и патриотических чувств. Прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, значит  жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

В чрезвычайно сложной ситуации оказываются дети из социально неблагополучных семей, воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий. Кроме проблем с воспитанием духовно-нравственных качеств личности, многие выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.

Все усилия педагогов направлены на социальную адаптацию ребенка с интеллектуальной недостаточностью, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

Программа может быть использована как самостоятельный курс, в комплексе с другими программами, так и отдельными разделами. Главный результат программы заключается в усвоении ребенком с интеллектуальной недостаточностью вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, патриотизма.

Цель программы: создание условий для воспитания у детей младшего школьного возраста духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.

Задачи:

Обучающие:

- развивать познавательный интерес;

- способствовать расширению знаний об истории, традициях, культуре своего народа;

- формировать знания о традициях своей семьи, культурно-исторических и этнических традициях семей своего народа.

Развивающие:

- развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность.

Воспитательные:

- формировать у обучающихся социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме;

- способствовать формированию отношений к другим людям, к себе, к труду, к природе с опорой на духовно-нравственные понятия и категории;

- способствовать воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Коррекционные:

- воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образцом;

- развивать критичность мышления, корректировать неустойчивость и пониженную самооценку.




Пространство деятельности и срок реализации программы


Программа рассчитана на четыре учебных года, будет реализовываться на базе МС(к)КОУ VIII вида г. Карабаша. Участники программы - обучающиеся начального звена.

Реализация программы будет осуществляется по этапам:

1этап (2015-2016гг.) – подготовительный - разработка программы, ее апробация и внедрение.

2 этап (2016-2018гг.) – основной - устойчивое функционирование.

3 этап (2018-2019гг.) – заключительный - оценка результатов обучения, воспитания и развития.

Основными задачами 1 этапа реализации программы являются:

1. выявление знаний и умений обучающихся о нормах общественного поведения и первоначальное формирование нравственных и патриотических установок;

2. формирование доверительных отношений в классе;

3. формирование знаний о здоровом образе жизни.

На 2 этапе осуществляется:

1. формирование умения видеть и контролировать положительные и отрицательные стороны собственного поведения и окружающих;

2. активное вовлечение обучающихся в совместную деятельность;

3. усвоение знаний о факторах, положительно и отрицательно влияющих на состояние здоровья; формирование стремления беречь здоровье своё и окружающих;

4. формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

5. формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.

Основными задачами 3 этапа являются:

1. развитие способности понимать состояния и мотивы поступков окружающих и адекватно на них реагировать; воспитание у детей вежливости, доброты, понимания к окружающим, чувства патриотизма;

2. формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

3. формирование элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России;

4. формирование предпосылок для ведения здорового образа жизни.



Механизм реализации программы



Программа имеет четыре раздела: «Я и общество», «Я и нравственность», «Я – россиянин!», «Я и семья». Разделы реализуются в течение месяца. Один раз в неделю проходят мероприятия по данным направлениям. В процессе реализации программы проводиться промежуточный мониторинг, итоговый анализ в конце 3 этапа.



Принципы реализации программы


- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

- личностно - ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;

- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

- принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

- принцип коррекционно-компенсирующей направленности.



Методы и формы


- Классные часы, беседы, «круглые» столы, деловые и ролевые игры.

- Разнообразные виды творческой деятельности детей.

- Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.

- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной аппаратуры.

- Экскурсии.

- Тематические и творческие вечера, концертные программы.

- Организация выставок творческих работ.

Так же в ходе реализации программы будут применяться технологии: здоровьесбережения (физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз), ИКТ.



Социальное партнерство


Разработанная программа предусматривает взаимодействие педагога с представителями окружающего социума в интересах раз­вития личности ребенка, с целью использования воспитательного по­тенциала окружающей среды и ее субъектов для обеспечения реализации её целей, организации воспитательных мероприятий, полноценной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. В реализации программы активно привлекаются родители обучающихся, психолог, социальный педагог, а также социальные партнеры: библиотека, музей.


Ожидаемые результаты


В соответствии с поставленными задачами, должны быть получены следующие результаты:

1 этап. Сформированность знаний у обучающихся о нравственных и патриотических установках – правилах общения и поведения в обществе, о здоровьесбережении своём и окружающих; сформированность представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; доверительные отношения обучающихся к учителю и одноклассникам.

2 этап. Сформированность знаний у обучающихся традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа; умение обучающихся видеть и контролировать положительные и отрицательные проявления собственного поведения и окружающих; проявление стремления беречь своё здоровье и окружающих; активная совместная деятельность обучающихся, оказание помощи и взаимовыручки; сформированность интереса к индивидуальному творчеству и участию в общекультурных мероприятиях.

3 этап. Способность обучающихся понимать состояния и мотивы поступков окружающих и адекватная реакция со своей стороны; должное отношение и интерес к истории и развитию своего народа; уважительное отношения к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим; негативное отношение детей к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; ведение здорового образа жизни; проявление вежливости, доброты, понимания к окружающим; активное участие обучающихся в общекультурных мероприятиях, стремление к достижению высоких творческих результатов и признание ребёнка обществом; сплочённый детский коллектив, стремление к пониманию, поддержке, взаимопомощи.


Мониторинг эффективности



Методологический инструментарий мониторинга предусматривает использование следующих методов:

Тестирование — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий. (Тест «Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся», Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.(Приложение 3), Тест «Закончи историю», предназначен для изучения осознания детьми нравственных норм). (Приложение 5)

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Виды опроса:

анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты («Оценка уровня воспитанности» Н.П. Капустина (Приложение1-2), «Настоящий друг» Прутченков А.С. (Приложение 4)

интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между педагогом, обучающимися и (или) родителями по заранее разработанному плану.

Беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между педагогом и обучающимися.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

включённое наблюдение — педагог находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Разделы программы


Раздел 1. «Я и общество»

Цель: передача обучающимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.

4. Расширять социальные контакты обучающихся.


Раздел 2. «Я и нравственность»

Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1.Развивать познавательный интерес.

2. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

3. Формировать у обучающихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

4. Способствовать воспитанию лучших нравственных качеств.


Раздел 3. «Я – россиянин!»

Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Способствовать углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России.

2. Формировать у обучающихся правовую культуру, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Способствовать воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

4. Способствовать пониманию обучающимися их личной ответственности за будущее страны.


Раздел 4. «Я и семья»

Цель: формирование у обучающихся представлений о семье как о высшей ценности гражданского общества.

Задачи:

1. Формирование представлений о семейных ценностях.

2. Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

3. Формирование понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери – матери.

4. Коррекция неустойчивости и пониженной самооценки.





Тематическое планирование.

Раздел «Я и семья»


Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Кл. час «Я, ты, он, она - вместе - целая страна!»

Кл. час « О тех, кого люблю!»

Кл. час «Что для меня важно?»

Кл. час «Ценности моей семьи!»

Октябрь

Беседа «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого человека)

Беседа «Моя родословная»

Беседа «Кто живет со мной рядом»

Беседа «За что уважают в семье и обществе?»

Ноябрь

Кл. час «Мамочка моя!»

Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?» (ко Дню матери)

Кл. час «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир»

Кл. час «Я песню милой маме пою»

Декабрь

Изготовление новогодних подарков для членов семьи.

Изготовление новогодних подарков для членов семьи.

Изготовление новогодних подарков для членов семьи.

Изготовление новогодних подарков для членов семьи.

Январь

Беседа «Новый год в моей семье»

Беседа «Семья- это семь «Я»

Устный журнал «Семейные ценности»

Анкетирование «Главное в семье - это…»

Февраль

Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?»

Конкурс рисунков «Моя семья»

Беседа «Как образовалась моя семья»

Беседа «Что я знаю о своей семье?»

Март

Подготовка открыток для мам, бабушек, сестёр

Утренник для мам «Мамин день»

Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой»

Кл. час «История праздника 8 Марта»

Апрель

Экскурсия совместно с родителями в городской музей

Экскурсия совместно с родителями в городской музей

Экскурсия совместно с родителями в городской музей

Экскурсия совместно с родителями в городской музей

Май

Конкурс рисунков ко Дню Победы.

Кл. час «Как тяжело далась Победа!»

Кл. час «Что я знаю о ВОВ»

Кл час «История празднования Дня Победы»







Раздел «Я – россиянин!»


Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Кл час «С чего начинается Родина»

Праздник «Родина любимая моя»

Беседа «С любовью к России»

Викторина «Моя Родина»

Октябрь

Экскурсия «Люблю тебя, мой Карабаш»

Экскурсия «Люблю свой милый сердцу край»

Экскурсия «Здесь мой дом родной»

Экскурсия «Милые сердцу места»

Ноябрь

Тематический праздник «Фольклор родного края»

Тематический праздник «Фольклор родного края»

Тематический праздник «Фольклор родного края»

Тематический праздник «Фольклор родного края»

Декабрь

Игра –викторина «Знаю ли я свою страну»

Игра –викторина «Символика России»

Беседа «Символы Российского государства»

Кл. час «Ими славен наш край»

Январь

Экскурсия в библиотеку «Города и села России»

Экскурсия в библиотеку «Традиции русского народа»

Экскурсия в библиотеку «Культурное наследие России»

Экскурсия в библиотеку «Что значит быть счастливым в своей стране?»

Февраль

Утренник«Служу России»

Конкурс «А ну-ка мальчики»

Рыцарский турнир

Игровая программа «Я - солдат»

Март

Утренник, посвященный 8 Марта

Конкурс «А ну-ка, девочки»

Конкурс «Мисс Весна»

Конкурсная программа «Я - самая, самая…»

Апрель

Кл. час «Человек- хозяин природы»

«Праздник русской березки»

Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем»

Игра-викторина «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!»

Май

Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?»

Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?»

Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?»

Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?»
















Раздел «Я и общество»


Месяц

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Кл. час «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»

Кл. час «Чтение - вот лучшее учение»

Кл. час «Дружба крепкая»

Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму»

Октябрь

Кл. час «Правила поведения в школе»

Игра-викторина «Мои четвероногие друзья»

Ролевая игра «Правила поведения в транспорте»

Беседа «Мир моих увлечений»

Ноябрь

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

Концертное представление «Ярмарка талантов»

Путешествие в страну «Именинник»

Кл. час «Поговорим о наших друзьях»

Декабрь

Праздник «Откуда берутся грязнули?»

Беседа «Спешите делать добро»

Концертное представление «Я и мои таланты»

Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо»

Январь

Кл. час «Ежели вы вежливы…»

Музыкальная гостиная «Времена года»

Круглый стол «Поговорим  о вежливости»

Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?»

Февраль

Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает»

Кл. час «Делу - время, потехе - час»

Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком»

Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Март

Доверительная беседа- «Друг- это...»

Доверительная беседа - «Я делаю это лучше всех»

Кл. час «Все работы хороши»

Кл. час «Все работы хороши»

Апрель

Ролевая игра «Разговор о честности»

Экологическая беседа «Человек- хозяин природы»

Экологическая беседа «Все в наших руках»

Игра-викторина «Мы – девочки, мы - мальчики!»

Май

Игра-путешествие «Добро- это…»

Игра-путешествие «Вежливость»

Познавательная программа

«Скуку, лень из жизни вон»

Кл. час «Благодарность - это…»











Раздел «Я и нравственность»


Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Кл. час «Город, в котором ты живёшь»

Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»

Кл. час «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

Урок мира «С любовью к России»

Октябрь

Кл. час «Трудно ли быть добрым»

Кл. час «Что я делаю для других»

Кл. час «Чуткое сердечко»

Кл. час «Мир вокруг меня »

Ноябрь

Круглый стол «Законы класса»

Круглый стол «Правила поведения»

Круглый стол «Что такое религия?»

Круглый стол «Для чего нужна религия?»

Декабрь

Беседа «Не будь равнодушным»

Беседа «Недопустимость кличек и прозвищ»

Беседа «Конституция- это…»

Беседа «Конституция - основной Закон государства»

Январь

Ролевая игра «Волшебные слова»

Ролевая игра «О поступках плохих и хороших»

Кл. час «Имею право»

Кл. час « Ваши права и обязанности, дети»

Февраль

Беседа «Ты против лжи, нечестности!»

Беседа «Без друзей меня чуть-чуть»

Беседа «Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

Беседа «О дружбе, доброте и отзывчивости»

Март

Кл. час «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах семьи)

Круглый стол «О дружбе, доброте и отзывчивости»

Ролевая игра «Чем сердиться лучше помириться»

Анкетирование «Я - это Я»

Апрель

Рисование «На что похоже слово «Спасибо».

Беседа «Драться или не драться?»

Кл. час «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах семьи)

Игра-викторина «Поступки плохие и хорошие»

Май

Викторина «Добро побеждает зло»

Кл. час «Буду милосердным»

Рисование «Открытка для верного друга»

Кл. час «Какой он - выпускник начальной школы?»







Система работы классного руководителя

с родителями


Содержание взаимодействия с родителями – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Деятельность моей работы с родителями обучающихся представлена следующими направлениями и формами:

1. Изучение условий семейного воспитания. Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания (беседы, анкетирование родителей, рассказы обучающихся о семье, конкурсы творческих работ обучающихся, педагогические мастерские, игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании).

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в школе. Общешкольные и классные родительские собрания (знакомство с целью, задачами и воспитательной программой  деятельности школы и класса, обсуждение возможных путей реализации; информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах; приглашение на уроки и внеурочные мероприятия).

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Выступление на собраниях представителей школьной службы сопровождения (учителя дефектолога, психолога, социального педагога).

4. Взаимодействие с родительским комитетом. Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

5. Совместная деятельность родителей и обучающихся. Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.


6. Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, телефонные разговоры, извещения.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- родительские чтения;

- проведение совместных праздников;

- общешкольные родительские собрания


Тематика родительских собраний

1 класс

Дата

Мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание «Поступление ребёнка в 1 класс».

Знакомство со службами школы (выступление психолога, логопеда, социального педагога). Посещение детей на дому.

Октябрь

Родительское собрание с участием детей «Давайте, познакомимся»

Ноябрь

Родительское собрание «Режим дня школьника как способ охраны здоровья»

Декабрь

Празднование «Нового года» (смотр утренника)

Январь

Родительское собрание «Вежливость каждый день»

Февраль

Родительское собрание «Как помочь ребёнку учиться?»

Март

Родительское собрание «Игра и труд в жизни младшего школьника».

Апрель

Родительское собрание «О детской беспризорности»

Май

Родительское собрание на тему: «Итоги учебного года». Организация праздника «Первый класс позади – много знания впереди».





Тематика родительских собраний

2 класс

Дата

Мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание «Золотые правила воспитания»

Октябрь

Родительское собрание с участием детей «Разговор о правильном питании»

Ноябрь

Родительское собрание «Детская агрессивность»

Декабрь

Празднование «Нового года» (участие в новогоднем карнавале)

Январь

Родительское собрание «О вреде алкоголя и курения» (профилактика вредных привычек)

Февраль

Родительское собрание «Как помочь ребёнку учиться?»

Март

Родительское собрание «Приобщение детей к труду».

Апрель

Привлечение интереса родителей к информационному стенду

«Сбережём здоровье детей» (о ЗОЖе, о ПДД)

Май

Родительское собрание «Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей»



Тематика родительских собраний

3 класс

Дата

Мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание «Воспитание характера ребенка в семье»

Октябрь

Родительское собрание с участием детей «Как мы общаемся»

Ноябрь

Родительское собрание «Закон, семья, ребенок» (нравственное и правовое воспитание детей в семье)

Декабрь

Празднование «Нового года» (участие в новогоднем карнавале)

Январь

Родительское собрание «Хочу и должен» (о профилактике правонарушений)

Февраль

Праздник для дедушек и пап «Наши защитники»

Март

Родительское собрание «Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье»

Апрель

Родительское собрание «Поощрение и наказание»

Май

Родительское собрание «Организация здорового летнего отдыха детей»


Тематика родительских собраний

4 класс


Дата

Мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

Октябрь

Родительское собрание с участием детей «Люби ближнего своего»

Ноябрь

Родительское собрание «Права ребёнка» (нравственное и правовое воспитание детей в семье)

Декабрь

Празднование «Нового года» (участие в новогоднем карнавале)

Январь

Родительское собрание «Главные правила общения и поведения»

Февраль

Родительское собрание «Воспитание уважения к старшим»

Март

Родительское собрание «Пути разрешения конфликтов в семье»

Апрель

Родительское собрание «Здоровый образ жизни»

Май

Организация и проведение совместно с родителями экскурсии на Лысую гору.

Работа классного соуправления

Одно из направлений в воспитательной работе класса – деятельность органов соуправления. Однако специфика развития личности детей с ОВЗ не позволяет реализовать данное направление в полном объеме. Поэтому важную роль в классном соуправлении имеет классный руководитель. Структура органов соуправления в классе имеет гибкий и вариативный характер и может изменяться. На протяжении всего обучения в начальной школе каждый обучающийся может попробовать себя в той или иной роли.

Цели и задачи:

• создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности с учетом психофизических особенностей и возможностей;

• самовыражение каждого члена соуправления;

•формирование отношений сотрудничества между учителями и обучающимися.

Ожидаемые результаты:

• развитие творческих возможностей каждого обучающегося с учетом его психофизических особенностей и возможностей;

• создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания, сотрудничества и психологического комфорта;

• сплочение классного коллектива.

В начале учебного года в классе выбирается староста, среди остальных обучающихся распределяются поручения. Данная форма работы помогает воспитывать у ребят чувства ответственности за порученное дело, позволяет выявить интересы и привязанности каждого ученика, позволяет проявлять способности, способствует развитию личности и развивает умение соотносить личные интересы с интересами коллектива.

Основные принципы деятельности соуправления в классе:

• принцип самостоятельности;

• принцип ответственности;

• принцип равноправия и сотрудничества;

• принцип коллективности.

Соуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

• участие в планировании и проведении классных дел;

•выполнение различных поручений (коллективных, индивидуальных, групповых);

• дежурство по классу.

Правила поведения учащихся в школе

Учащийся в школе обязан:

  • строго выполнять Устав школы;

  • подчиняться требованию школьного распорядка, соблюдать правила техники безопасности;

  • добросовестно учиться;

  • нести ответственность в установленном порядке за сохранность учебной литературы, школьного имущества;

  • соблюдать единые требования к внешнему виду учащегося: единая форма, наличие второй обуви;

  • уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Учащимся школы запрещено:

  • пропускать учебные занятия без уважительной причины;

  • приносить, передавать или использовать оружие, токсические и наркотические вещества;

  • применять физическую силу для выяснения отношений, заниматься вымогательством;

  • выражаться нецензурно;

  • производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.

Обязанности дежурного по классу.

1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.

3. Во время перемены дежурный ученик проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздаёт тетради по просьбе учителя.

4. В конце рабочего дня дежурные учащиеся готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют полы).

5.Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Староста класса

1.Замещает классного руководителя в его отсутствие.

2. Оказывает помощь учителю, выполняет мелкие поручения.

3. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует.

4. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.

Прораб (трудовик)

1. Следит за гигиеническим состоянием класса.

2. Раздает инвентарь (перчатки, ведра, веники) и отвечает за его сохранность и возврат.

3. Организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки.

4. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе.

Библиотекарь (книголюб)

  1. Составляет список учебников, полученных в библиотеке.

  2. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета, наличие закладки.

  3. Сообщает классу итоги проверок.

  4. Поддерживает связь с библиотекарем школы.

  5. В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.

Цветовод

  1. Два раза в неделю поливает цветы.

  2. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей.

  3. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений.

  4. Организует пересадку цветов и смену грунта. 

Физорг

1. Организует ежедневную утреннюю зарядку.

2. Помогает учителям в проведении физкультминуток во время уроков.

3. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.

4. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях.

5. Отвечает за сохранность спортинвентаря



«Правила классного коллектива»


    1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.

    2. Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье свое и окружающих.

    3. Заниматься в меру своих способностей.

    4. Принимать активное участие в жизни коллектива.

    5. Свободно выражать свое мнение по любому вопросу.

  1. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.

  2. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

  3. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на перемене.

  4. Не опаздывать на урок.

  5. Не пропускать занятия без уважительной причины.








Визитная карточка 1 класса.

«Непоседы»

Девиз «Мы на месте не сидим, всё на свете знать хотим»

Староста класса-Киприянова Ксения

Трудовик- Дмитрин Максим

Библиртекарь- Прутян Никикта

Цветовод- Вакина Александра

Физорг- Манахов кирилл.



























Заключение


Система требований, которую общество предъявляет к личностному и психическому развитию его членов, не в полной мере соответствует потенциалу детей с особыми образовательными потребностями. В связи с этим включение детей с интеллектуальной недостаточностью в систему общественных отношений требует от педагогов дополнительных мер, средств и усилий, расширяющих возможности социализации обучающихся. На решение этих задач направлена воспитательная программа « Дорога к свету», которая позволяет создать условия для становления духовно-нравственной культуры, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся.

Результат реализации программы можно разделить на внешний и внутренний. Внешний результат - это достижения обучающихся, их победы, участие в конкурсах, мероприятиях. Внутренний результат – это основной показатель эффективности программы. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте, приобщении к целому ряду ценностей, уважении прошлого и настоящего своего народа, своего края, своей семьи.





















Список литературы



1.  Авдеева И. М. Гражданско-патриотическое воспитание детей с отклонениями в развитии: проблемы и стратегия // Коррекционная педагогика№7.

2.  Ермолаев С. М. Гражданское образование в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях // Коррекционная педагогика № 4.

3.  Шпицына, Л. М. Дети социального риска и их воспитание / Л. М. Шпицына – СПб.2003.

4. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Маллер – М.: АРКТИ, 2000.

5.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

6. Коняева Н. П., Никандрова Т. С.–Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.:Владос, 2010.

7. Интернет-ресурсы.


























ПРИЛОЖЕНИЕ












Приложение 1


Анкета.  Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов.

(методика Н.П. Капустиной)

                                                                                            

  1 – 2-е классы

 

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

- мне интересно учиться

- я люблю мечтать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- мне нравится выполнять домашние задания

- я стремлюсь получать хорошие отметки

 

 

 

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

- я старателен в  учебе

- я внимателен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

- мне нравится дежурство в школе

 

 

 

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

- к земле

- к растениям

- к животным

- к природе

 

 

 

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

- я выполняю правила для учащихся

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

 

 

 

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

- я аккуратен в делах

- я опрятен в одежде

- мне нравится красивое вокруг меня

- я вежлив в отношениях с людьми

 

 

 

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

- я управляю собой

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

- у меня нет вредных привычек

 

 

 

Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция. По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень                                        3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень                                       2,8 – 2 – низкий уровен




Приложение 2.


Анкета. Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов.

(методика Н.П. Капустиной)

3-4-е классы

 

Я оцениваю

себя вместе

с родителями

Меня

оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

- мне интересно учиться

- я всегда выполняю домашние задания

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я стремлюсь получать хорошие отметки

 

 

 

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

- я старателен в  учебе

- я внимателен

- я старателен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

 

 

 

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

 

 

 

4. Я И ШКОЛА:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я участвую в делах класса и школы

- я добр в отношениях с людьми

- я справедлив в отношениях с людьми

 

 

 

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

 

 

 

Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1- у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень

3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень

2,8 – 2 – низкий уровень




Приложение 3.


Тест. Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся

(Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?

         а) белая, синяя, красная;

         б) красная, белая, синяя;

         в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

         а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

         б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

         в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …

         а) золотой двуглавый орел;

         б) Святой Георгий Победоносец;

         в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

         а) место, где человек живет сейчас;

         б) место, где человек родился и провел свое детство;

         в) Отечество, родная сторона.

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …

         а) общественное и государственное устройство;

         б) основные права и обязанности граждан;

         в) права граждан.



Приложение 4.


Анкета - опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

 






























Приложение 5.


Тест «Закончи историю»

Тест предназначен для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводятся индивидуально.

Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Тестовый материал

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста

- 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

- 1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

- 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

- 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.








\


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!