Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Номинация: За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.
Пояснительная записка
В формировании нового человека велико значение нравственного воспитания. В связи с преобразованиями в обществе перед образовательными учреждениями поставлены задачи воспитания и социализации школьников в соответствии с ФГOС НОО и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности.
В условиях современной начальной школы процесс духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ориентирован на:
- формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим
преобразованиям общества;
- воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих и национальных ценностей;
- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности;
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Она заключается в развитии, воспитании и становлении личностных характеристик выпускника начальной школы.
Цель нашей программы:
Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Задачи:
Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к зеленым насаждениям, птицам, животным и окружающей среде.
Создать необходимые условия для формирования представлений об эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Способствовать формированию собственной позиции учащихся к проблеме сохранения здоровья и защиты собственной жизни.
Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
Чтобы решить задачи, поставленные перед общеобразовательным учреждением, в программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены приоритетные направления воспитательной работы в начальном звене:
1. Мое Отечество.
2. Внутренний мир и межличностные отношения.
3. Мир природы и окружающая среда.
4. Мир культурного наследия.
5. Радость труда.
6. Здоровый образ жизни.
Структура и содержание основных разделов программы духовно-нравственного развития и воспитания личности младших школьников.
| Цель | Базовые нравственные ценности |
1 | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
2 | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике |
3 | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие |
4 | Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. | уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое |
5 | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание |
6 | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве |
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижением обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
- эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности).
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества путем практических действий.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при
реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в образовательном учреждении.
В ней с учетом уровней предлагаются различные формы и виды внеурочной деятельности.
1.МОЕ ОТЕЧЕСТВО
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание гражданского самосознания
1 уровень. Экскурсия к Мемориалу Славы, классные часы «Что такое флаг, что такое герб», «Мой родное село»
2 уровень. Беседа «Я – гражданин», игра – путешествие «С чего начинается Родина?», музейный урок «Юные герои войны».
3 уровень. Праздник «День народного единства», праздник «Навеки в памяти людской», акция «Ветеран живет рядом».
Формирование правовой культуры.
1 уровень. Беседа «Ваши обязанности в школе и дома», классный час «Конституция – основной закон государства»
2 уровень. Игра «Путешествие по правам человека», викторина «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации?»
3 уровень. Конкурс знатоков истории, творческий проект «Нужна ли человеку свобода?»
2. ВНУТРЕННИЙ МИР И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Воспитание культуры общения
1 уровень. Урок этики «Что такое вежливость», беседы «Волшебные слова», «Помощники устной речи».
2 уровень. Занятия - практикумы «Этикетные формы поздравления», «Правила ведения диалога», ролевые игры «Разговор по телефону», «Давайте говорить друг другу комплименты!»
3 уровень. Акция «От вежливости – к культуре речи», конкурс «Воспитанник года»
Формирование взаимоотношений в коллективе
1 уровень. Беседы «Что такое дружба?», «О жадности и жадных», классные час «Правда и ложь»
2 уровень. Литературный ринг «Легко ли быть настоящим другом?», уроки этики «Будь справедливым в делах и поступках», «Где живет доброта»
3 уровень. Литературно-музыкальная композиция «Дружба верная очень всем нужна », дискуссия «Как избежать агрессии?», проект «Нужен ли человеку гнев?», акция благотворительности «Помоги детскому саду»,
Воспитание семейной культуры
1 уровень. Беседа «Мое имя», художественная выставка «Моя семья», создание родословной семьи
2 уровень. Заочное путешествие «Традиции семьи», «Труд и отдых в моей семье», сочинение «Моя мамочка»
3 уровень. Концерт для родителей «От всей души», акция «Семейная реликвия», составление семейного герба.
3. МИР ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде
Ценностное отношение к природе, к окружающей среде
1 уровень. Экскурсии в природу, чтение книг о природе, беседа «Мир вокруг меня. Какой он?», классный час «Птицы нашего двора»
2 уровень. Уход за комнатными растениями в уголке природы, экологическая игра «Этот удивительный мир растений», КВН «Птичьи разговоры»
3 уровень. Экологическая акция «Полей дерево», ярмарка «Осенний урожай», посадка цветов на клумбе, праздник «Земля - наш общий дом».
Природоохранная деятельность
1 уровень. Экскурсия на ферму, поход по родному краю, беседа «Лесные уроки вежливости»
2 уровень. Игра-путешествие «Святые места нашего села», «Летопись природы родного края», выпуск листовки «Внимание: первоцветы!»,
3 уровень. Праздник «Русской березки», выпуск экологической газеты «Зеленый наряд нашей планеты», практическая работа в саду.
4. МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Представление об эстетических идеалах и ценностях
1 уровень. Посещение СДК, экскурсии в школьный краеведческий музей, беседы «О чем рассказывают сказки»
2 уровень. Конкурс пословиц и поговорок, турнир по сказкам А. С. Пушкина, занятие «О чем говорит музыка?»
3 уровень. Праздник «Устное народное творчество», выставка семейного творчества, презентация «Наши земляки – герои - орденоносцы» Представление о душевной и физической красоте человека
1 уровень. Беседы «Мой внешний вид», «Красивые и добрые люди»
2 уровень. Игровое занятие «Мир моих чувств», игра-тренинг «От улыбки солнечной одной», занятие – практикум «Добрые дела»
3 уровень. Праздник «Сударыня – русская краса», Праздник «Русская Масленница», музыкальный вечер
Самовыражение в творчестве и искусстве
1 уровень. Экскурсия в сельскую библиотеку, занятия в клубе «Солнышко» при СДК.
2 уровень. Посещение выставки рисунков, выставка букетов «Осенняя фантазия», конкурс рисунков «Зимний сон», конкурс чтецов.
3 уровень. Фотоконкурс «Славим осень золотую», конкурс карнавальных костюмов.
5. РАДОСТЬ ТРУДА. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Представления об основах учебного труда.
1 уровень. Классный час «Мы теперь ученики», беседа «В гости к нам пришел портфель», экскурсия в библиотеку.
2 уровень. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе», игры «Путешествие в прошлое карандаша и ручки», «Откуда книга к нам пришла».
3 уровень. Турнир эрудитов, творческий проект «Компьютер - друг или враг?», праздник «Прощай, начальная школа!»
Представления о профессиях и уважении к людям труда
1 уровень. Встречи с представителями разных профессий, беседы «Для чего нужны руки», «Что я знаю о труде родителей»
2 уровень. Заочное путешествие «В мир профессий», «Откуда хлеб на стол пришел», экономическая игра «Открываем фирму».
3 уровень. Презентация «Результат труда механизаторов ООО «Южный»», создание альбома «Труд наших родных», праздник труда.
Первоначальные навыки коллективной работы
1 уровень. Посещение ярмарки «Урожай», фабрика Деда Мороза, посещение клуба «Театр».
2 уровень. Трудовой десант «Чистый двор», сбор семян для птиц, участие в акции «Подарок для мамы своими руками.
3 уровень. Акция «Создание цветочных клумб», участие в ярмарке «Урожай».
6.ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни
Ценностное отношение к своему здоровью
1 уровень. Экскурсии в ФАП, беседы «Забота о глазах», «О рациональном питании».
2 уровень. Заочное путешествие в страну Здоровья, классный час «Что нужно знать о лекарствах?», игра «Спортивный аттракцион».
3 уровень. Проект «Вредным привычкам – НЕТ!», КВН «Наше здоровье».
Стремление к здоровому образу жизни
1 уровень. Встреча с КМС школы, беседа «Чистота – залог здоровья», соревнования «Веселые старты».
2 уровень. Ролевая познавательная игра «О вреде курения», «Режим дня», художественная выставка «Мы за здоровый образ жизни».
3 уровень. Дискуссия «Важен ли в жизни спорт?», семейная спартакиада, конкурсная программа «Культура здорового образа жизни».
Представления об оздоровительном влиянии природы на человека
1 уровень. Прогулки в природу в разное время года, подвижные игры на свежем воздухе, беседа «Советы Доктора Воды».
2 уровень. Практикум «Оздоровление и закаливание организма», «Как избежать отравлений».
3 уровень. Акция «Пропаганда здорового образа жизни», кросс Наций, лыжные соревнования, День здоровья.
Взаимовлияние физического, нравственного, социально-психологического здоровья
1 уровень. Встреча с психологом РОО «Все мы разные», беседа «Настроение в школе и после нее».
2 уровень. Классный час «Что такое эмоции?», «Как научиться сдерживать себя?»
3 уровень. Презентация «Мы за здоровый образ жизни», «Веселые старты».
На конкретных примерах приводим работу с младшими школьниками по духовно – нравственному воспитанию:
Первый уровень Беседа «О жадности и жадных».
Цели: 1. Способствовать формированию представлений о положительных и отрицательных чертах характера.
2. Развивать умение аргументировать свое мнение.
3. Воспитывать негативное отношение к жадности.
Методы: 1 Расшифровка кругограммы «жадность
2. Анализ произведений В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя».
3. Упражнение «Изобрази жадность».
4. Рассуждение «жадность = бережливость?»
5. Игра «Подарок».
Второй уровень Игра – путешествие: «Где живет доброта?».
Цели: 1.Содействовать созданию представлений о мире и обществе, в котором живут.
2. Способствовать развитию умения анализировать нравственную сторону своих и чужих поступков.
3. Воспитывать социальные эмоции сочувствия, сопереживания.
Методы: 1. Толкование значения слов «добрый».
2. Анализ притчи «Каин и Авель» .
3. Инсценировка сказки Л. Толстого «Белка и волк».
5. Правила поведения доброго человека .
6. Работа с пословицами .
7. Игра «Добавь слово».
Третий уровень. Проект. Тема: «Нужен ли человеку гнев?»
Цель: Выявить положительное и отрицательное воздействие гнева на человека.
Задачи: 1. Изучить варианты поведения человека.
2.Методом анкетирования выявить способы выражения гнева.
3.Привлечь внимание к «позитивному выражению» гнева.
Гипотеза: 1. Вероятно, проявление гнева негативно сказывается на самом
человеке.
2. А что, если гнев помогает предотвратить более тяжелые последствия?
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы о гневе.
2. Изучение видов гнева:
- «доброкачественная» агрессия;
- «отрицательная» агрессия;
3. Анкетирование учащихся 4 класса.
План работы:
1.Изучить литературу о гневе.
2.Спросить у взрослых.
3.Найти в интернете.
4.Поинтересоваться у одноклассников.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверие к людям и обществу.
Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
Результатом работы педагога в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Добиться этого, по мнению
Ш. Амонашвили, возможно при условии, что педагог сумеет «…сделать ребенка своим добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».
Ценности. Отношения.
Духовно – нравственное воспитание младших школьников ориентировано на освоение учащимися таких жизненных ценностей, как
- справедливость
- доброта
- милосердие
- долг – это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях, соответствующих сущности определенной личности. Долг в равной мере относится ко всем людям, но конкретное лицо это понятие превращает в личную обязанность. Однако для этого сначала требуется привить детям способности к добровольному, самостоятельному исполнению своего долга перед родителями, родственниками, учителями и всеми другими, которые имеют какое- то отношение к его судьбе.
Данная программа создает условия для развития:
уважительного отношения к другим. Уважение есть чувство, связанное с направленностью личности, его переживающей и осознающей объект уважения как свой идеал, содержание которого определяется социальным уровнем личности.
ответственного отношения во взаимоотношениях между сверстниками, в выполнении поручений учителей, родителей.
самоконтроля – самостоятельного регулирования личностью своего поведения, его мотивов и побуждений, что является составной частью системы нравственных отношений.
Знания.
Термины, которыми дети должны овладеть и которые станут для детей инструментом осмысления жизни, критериями жизни, основой для освоения данной сферы жизни.
Личность- феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе. Моральные нормы фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.
Жизненные ценности
Поведение - совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.
Аморальное поведение- поведение, противоречащее принятым в обществе нравственным нормам.
Обычай - правило или форма поведения, в которых закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики. Соблюдение обычая обеспечивается мерами общественного воздействия. Если обычаи получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями.
Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени.
Поступок - какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Самооценка – чувство собственного достоинства, которое проистекает из уверенности в своих силах и способностях; оценка личностью своих качеств, возможностей и места среди других людей.
Тематика тем к размышлению:
- Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
- Что такое доброжелательность?
- В чем проявляется самостоятельность?
- Мой характер.
- Наши поступки.
Тематика внеклассных мероприятий:
| Формы | Мероприятия |
1 уровень (1 класс) | Беседы классные часы участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов спортивные соревнования сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность | «Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться- всегда пригодится», «Твое здоровье». «Что значит- быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина»,«Народные приметы», «Мой домашний любимец». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. «Прощание с букварем», конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица», «А, ну- ка, мальчики»,«А, ну- ка, девочки», «Правила безопасности», «Краеведческий школьный музей».
«Я и мир вокруг меня». |
2 уровень (2-3 класс) | Беседы классные часы участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры учебно-исследовательские конференции проектная деятельность | «Здравствуй, школа», «Все мы- дружная семья»,«Как появилась религия», «Что такое -Конституция ?» цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»; «Все мы разные, но все мы равные» , «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Люблю, тебя, Оренбуржье», «Народный костюм», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего поселка», «Моя любимая книга». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица», «А, ну- ка, мальчики»,«А, ну- ка, девочки», «Вместе весело шагать», «Мои друзья». «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений». «Я и мир вокруг меня». |
3 уровень ( 4 класс) | Беседы классные часы участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов спортивные соревнования сюжетно-ролевые игры, учебно-исследовательские конференции проектная деятельность | «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств », «Для чего нужна религия», «Путешествие в храм», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий», «А гражданином быть обязан» , «Память сердца...»,«Из истории семейной летописи», «Край любимый, край родной», цикл мероприятий «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит-быть полезным людям?». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица», «А, ну- ка, мальчики»,«А, ну- ка, девочки», «Друг познается в беде», «Этикет». «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений». Я -гражданин России», «Я и мир вокруг меня». |
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей (формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно- деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей), а также внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.
Перечень мероприятий , ставших традиционными в нашей практике
Основное содержание | Формы организации | Ответственные |
Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | Классный час «Правила поведения в школе» (1-2кл.)«Как надо вести себя на улице, в магазине, в гостях?»(2-3кл.) Диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо?»(3-4кл.) | Классный руководитель,. |
Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся забота о животных, природе. | Акция «Прилетите, птицы», «Каждой пичужке — своя кормушка», (1-4кл.) Волонтёрское движение «Подари тепло», (3-4 кл.) Акция «Вахта Памяти»(2-3кл.) | Классный руководитель,вожатые,родители-папы. |
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | Заседание клуба «СемьЯ»(1-4кл.) Праздники вместе с родителями.(1-4кл.) Конкурс творческих работ: «История и традиции моей семьи»(1-2кл.), «Генеалогическое дерево моей семьи»(3-4кл.) | Классный руководитель, родители, родительский комитет. |
Получение первоначальных представлений о ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. | Заочные путешествия «Традиции народов России»(1-4кл.), фестиваль «Этнографическая мозаика -2017». Виртуальные посещения музеев с помощью информационного продукта, школьного и районного музеев Боевой Славы. | Классный руководитель |
Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью православных религиозных организаций. | Встреча с религиозным деятелем. (4кл.) . Экскурсия «По святым местам родного края», (2-4кл.). | Классный руководитель, религиозные деятели, родители. |
Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
1 уровень (1 класс) Приобретение школьником социальных знаний | Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность | Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность посамовоспитанию. (самоизменению) В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности) |
2 уровень (2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом | Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки,во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем. |
3 уровень ( 4 класс)Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. | Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности | Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижениятретьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степениограничены. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию кизменению себя и приобретение необходимыхновых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности посамовоспитанию, и все усилияпедагога будут тщетны. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем |
Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
Критерии эффективности функционирования программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Важнейшим показателем эффективности функционирования программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребёнка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы.
Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями ( наблюдение,анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, педагогов).
Наиболее информативными методами диагностики являются:
-беседа; -наблюдение; - тестирование; -анкетирование;
-социометрия; -ранжирование; -недописанный тезис;
-рисуночный тест; -ситуация выбора;
3. Заключение.
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное разитие личности в младшем школьном возраст, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню , где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность каждого. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Список литературы для педагогов.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3. Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
4. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
5. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
«Воспитание школьников», № 2 -2012.
6. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
7. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
8.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
9.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
10.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
11. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
12. Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011
13. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
14. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
15.Родина моя – Россия: праздник для учащихся начальных классов / С. Чернышова // Ж. Воспитание школьников.– № 10-2006.
16. День защитника Отечества: праздник для детей младшего школьного возраста / Я. Леонова // Ж.Воспитание школьников. - № 1-2006.
14
Сатуалдыпова Баян Ибраевна, учитель начальных классов МБОУ «Шкуновская СОШ»
Акбулакского района Оренбургской области