Автор исполнитель: Никифорова А.Я. – учитель биологии МБОУ «Хамагаттинской СОШ им. Е.М.Шапошникова» Намского улуса
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Человечество тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счёт. Название экология образовано сочетанием двух греческих слов: «ойкос», что означает «дом, жилище», и «логос» - наука, изучение. Название это ввёл немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних видов дом – это крошечный участок суши, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, а для других – широкое пространство материков и океанов. Для современного человечества – вся планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.
Современное человечество, вооружённое техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогая найти пути выхода из возникающего кризиса. Всё современное благополучие человечества и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества. Сегодня, школьники – это наше будущее общество. А с каким мировоззрением они вырастут зависит от окружающих их односельчан, от полученных знаний и от собственных наблюдений. В школе нет предмета – экология. Экологические знания ребята получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия и кружки. Поэтому целью данного кружка является: помочь понять, как много зависит от каждого сельчанина экология нашей природы и здоровье всех жителей, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.
Также на кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую и проектную деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и побеждать на них.
Месяц | Экодвижение | Экоигра | Экогазета | Экопроект | Экознание |
сентябрь | Создание совет школы по экологическому воспитанию | Разработать все мероприятия и документы экологической недели. | Избрать редакцию школьной экологической стен газеты | Создание совет из учителей, школьников и родителей для организации сбора материала, информации по избранным проблемам | Создать группу лекторов из старшеклассников для проведения в школе лекций и бесед на экологические темы |
Экскурсия по окрестностям села Хамагатта | | | Подготовка и участие в празднике урожая | Сбор и сушка лекарственных трав |
октябрь | Провести собрание, мероприятия | Провести конкурсы на лучшее сочинение, рассказ, песню, рисунок на экологические темы | Подобрать работу и оформить стенды: «Окружающая среда и здоровье человека» «Мой дом – моя крепость» «Земля наш дом» «Мир, в котором я живу» | Компьютер и здоровье | Провести факультативные уроки, кружки и классные часы по экологическому образованию |
ноябрь | Экология протоки на месте водопоя КРС | Викторина | Организовать выпуск экологической стен газеты | Влияние шумов на организм человека | Провести лекции и доклады на экологические темы. Тематика докладов и лекций: 1. «Вода и жизнь» 2. «Озера Намского улуса» 3. «Все течет, все изменяется» 4. «Оздоровление организма водой» 5. «Вода красота всей природы» 6. «Вода на Земле» 7. «Земля. Какой она достанется потомкам» |
Декабрь | Создание экоролика | Провести конкурсы на лучшее стихотворение | Сбор материала | Препараты бытовой химии и их безопасное использование | Цветочно-декоративное растение, их значение в жизни человека |
Январь | Опрос среди школьников и населения о экологических проблемах села | Брейн-ринг | Организовать выпуск экологической стен газеты | Практическое занятие. Составить список лечебных растений кабинета биологии и оценить их состояние Ознакомление с календарем сбора лекарственных растений, Время сбора, правила сбора, Сушка, применение- конференция | Растения, которые обладают лечебным свойством: - ароидные; -геранивые; -губоцветные; -лавровые; -маслиновые; -мареновые; -миртовые; -молочайные; -рутовые. |
Февраль | Организовать и провести встречи со знакомыми людьми деревни, со студентами экологических учебных заведений | Конкурс «Экознайка» | Организовать выпуск экологической стен газеты | Состав и качество питьевой воды Вода природных источников | Биологические особенности цветочно-декоративных растений |
| Провести конкурсы на лучший рисунок | | Влияние шумов на организм человека | Комнатные растения Растения на подоконнике |
март | Опрос о домашних животных сельчан | Организация выставки поделок «Отходы в доходы» | Сбор материала | Наш источник питьевой воды | «Март-еще не лето» Простудные заболевания |
Апрель | Мусор наш враг «Экологические проблемы села Хамагатта» | Конкурс на лучший скворечник | Организовать выпуск экологической стен газеты | Мониторинг загрязнения окружающей среды. «Состояние пришкольной территории» | Тема по орнитологии. «Население птиц Намского улуса» |
Май | Способы выращивания однолетников, рассады овощей | Знаток года-викторина | Плакаты по охране природы, призывающие детей любить и оберегать родную природу во время летних каникул | «Оценка влияние автомагистралей на состояние талой воды» | Дом-улица-село-улус –республика-россия-евразия-планета земля Мероприятие «Мой дом-планета Земля» |
Высадка рассадных цветов на территории школы | Итоги победителей | Лучший экожурналист | Итоговое занятие по защите проектов | Экознайка по итогам викторины по прослушанным темам |