Программа «Экологического проекта» «Живая планета», составлена учителем начальных классов МБОУ Мечетинской СОШ Зерноградского района Маркиной Татьяной Васильевной – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления;
-вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.
№ п/п | Наименование темы занятия | |
| | |
Тема 1. Введение. |
1. | Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | |
Тема 2. Зеленый пояс Земли. |
2 | Растения – необходимое условие здоровья человека. | Подготовка к конкурсу «Чистая планета» |
3 | Что такое парк? Панорама парка. Типы парков. | Организация экскурсии в парковую зону ст. Мечетинской |
4. | Лесные этажи – ярусы лиственного леса. | Мероприятие для учащихся д/с и 1-х классов, посвященное Дню Леса |
5. | Зеленая аптека -лекарственные растения. | Выставка рисунков |
6. | Растения под охраной | Создание папки |
7. | Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | Уборка территории пришкольного водоема - реки |
Тема 3. Жизнь под землей. |
8. | Почва – среда жизни растений и организмов. | Проведение школьной олимпиады по экологии |
9. | Состав и структура почвы. Плодородие почвы. | Подготовка к конкурсу гуманитарно-экологических проектов «Я — исследователь» |
10. | Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. | |
11. | Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом нашей местности. Определение видов эрозии и причины, их вызывающие» | Отчет, подготовка проектов на районную олимпиаду по экологии |
Тема 4. Разнообразие цветковых растений |
12. | Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодоягодные. | |
13. | Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. | |
14. | Сорняки и их значение. | |
15. | Роль цветковых растений в природе и жизни человека. | |
16. | «Красная книга Ростовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | Рисунки, презентации |
17. | Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» | |
18. | Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» | Работа с определителями леса, луга, болот и другими |
Тема 4. Удивительный мир животных. |
19. | Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. | |
20. | Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) | |
21. | Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. | |
22. | Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. | Доклады |
25. | По страницам «Красной книги животных» | Рисунки, презентации |
Тема 5. Формирование здоровья растущего организма. |
26. | Определение понятия «Здоровье». Показатели здоровья. | Викторина «Знаете ли вы птиц?» |
27. | Рост и развитие детского организма. Показатели гармоничного физического развития. | Акция «Первоцвет» |
28. | Адаптация организма к факторам окружающей среды. Особенности адаптации детского возраста. | Интеллектуальная игра «Самый умный знаток животных» |
29. | Заболеваемость детей. Сравнительная оценка показателей здоровья у детей, проживающих в регионах с различной загрязненностью. | Проект, брейн-ринг «Экологически чистое жилище» |
30. | Практическая работа «Оценка физического развития коллективов и определение групп здоровья». | Проект |
Тема 6. Влияние погоды на здоровье человека. |
31. | Факторы погоды и реакция организма. | |
32. | Воздушная оболочка, гидросфера и в целом биосфера – эликсир жизни для здоровья человека. | |
33. | Профилактика метеопатических реакций: плановая – повышающая сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам климата, сезонная и экстренная – перед неблагоприятным эффектом погоды. | |
34. | Учитесь отдыхать. Биоритмы, их влияние на активность человека. Пассивный и активный отдых. Значение сна для профилактики снятия стрессовых состояний. | Анализ работы кружка за учебный год |