СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа эколого-краеведческого летнего лагеря

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема краеведческого и экологического образования школьников актуальна и привлекательна, трудна и необходима. Недостаточная экологическая и краеведческая грамотность, отсутствие практических навыков занятий и работ на природе говорят о неполноценности интеллектуального развития личности. С развитием современных технологий новое поколение людей должно научиться жить в гармонии с природой – это сохранит не только природу, но и человека, который является частью природы.

Просмотр содержимого документа
«Программа эколого-краеведческого летнего лагеря»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Черняховска

Калининградской области»

238150, РФ, Калининградская обл., г.Черняховск, ул.Курчатова, д.1

тел./факс: (40141)32271 E-mail: dvornikovas@bk.ru, [email protected]



Программа эколого-краеведческого летнего лагеря









СОСТАВИТЕЛЬ:

Мухоид Светлана Геннадьевна

учитель физики

МАОУ СОШ № 4 г.Черняховска








2015 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  1. Полное название программы: эколого-краеведческий летний лагерь

  2. Автор программы: Мухоид Светлана Геннадьевна, учитель физики МАОУ СОШ № 4 г. Черняховска;

  3. Цель программы: создание условий для творческого самовыражения личности, развитие самостоятельности, активности.

  4. Популяризация занятий краеведения, экологии, изучение природы родного края, бережного отношения к ее богатствам, самореализация подростков в условиях автономного существования коллектива.

  5. Образовательная область, в которой реализуется программа: экология, краеведение, эстетическое и здоровое воспитание.

  6. Специализация (профиль) программы: эколого-краеведческий лагерь

  7. Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа: учащиеся 11 - 14 лет, занимающиеся в кружках «Хранители природы», а также при комплектовании группы особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям увлекающимся краеведением, географией, биологией.

Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в трудовых и оздоровительных лагерях. Летние каникулы предоставляют учащимся много свободного времени, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, полезный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за учебный год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет школьный лагерь с дневным пребыванием детей.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– возможностью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов для благоустройства территории школы, изучения своего родного края, горда.

Актуальность

Тема краеведческого и экологического образования школьников актуальна и привлекательна, трудна и необходима. Недостаточная экологическая и краеведческая грамотность, отсутствие практических навыков занятий и работ на природе говорят о неполноценности интеллектуального развития личности. С развитием современных технологий новое поколение людей должно научиться жить в гармонии с природой – это сохранит не только природу, но и человека, который является частью природы.

Сегодня видна необходимость использования комплексного подхода к решению проблем экологического воспитания. А именно, следует не только вооружать учащихся научно-техническими знаниями о природной среде и законах ее развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам. Лишь такое сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по озеленению и благоустройству школьного сада и двора позволит воспитать экологически грамотного человека.

Генетически человека тянет на природу, он стремиться к общению с ней на любом уровне, от загородных прогулок до полного отказа от проживания в городской среде. Безусловно, природа прекрасна во всех своих проявлениях, но постоянно требует к себе бережного отношения. Именно в школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном подходе к природе, активном участии в труде по защите и улучшению природного сооружения, экологических исследованиях, пропаганде экологических идей, культуре профессионального труда.


Обоснование:

В нашей школе проходит «экологизация» внеклассной работы, работают кружки «Хранители природы».

Несколько лет учащиеся проводят мониторинг состояния окружающей среды нашего микрорайона. Выступают со своими проектами на городских научно – практических конференциях. Также был проведен социологический опрос учащихся, сделаны следующие выводы:

  • учащимся на современном этапе, не хватает практических навыков по озеленению и уходу за растениями на территории школьного двора, в наблюдении за объектами природы, общения с единомышленниками

  • учащихся интересует история родного города

  • ребята стремятся помогать природе, но определить этапы своей деятельности они сами не могут

В настоящее время озеленение является неотъемлемым элементом благоустройства любого населенного пункта, люди пытаются обустроить и озеленить любые свободные участки от застроек, ведь повседневное окружение городского человека составляет городская среда.

Поэтому в основу идеи данной программы легли вопросы по изучению окрестных районов школы, созданию проекта фитодизайна школьного сада, созданию цветника.

Концепция программы

Благоустройство территории - комплекс мероприятий, которые позволят улучшить состояние экологии участка, его соответствие санитарным и гигиеническим нормам, а также придать ему завершенный, эстетичный и привлекательный внешний вид.

В этой связи становится все более востребованным ландшафтный дизайн и озеленение территории. Именно они способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства. Что не только создаст комфортные условия, поднимет настроение, но и изменит в лучшую сторону отношения детей к природе, окружающих их объектов.

Ландшафт – это живой организм со своими законами и правилами, и знать эти законы для грамотного «вторжения» необходимо. Преобразование ландшафта – это процесс многоэтапный и сложный. Он включает в себя работы по проектированию и оформлению земельного участка, проработку функциональной и эстетической взаимосвязи его компонентов: зеленых насаждений, архитектурных форм, дорожек, декоративных насаждений, клумб и т.д

Невозможно изменить расположение школьного участка, но вполне реально подобрать множество растений, способных его украсить наилучшим образом, изучить видовой состав деревьев в школьном саду, выявить проблемы у растений, найти пути решения этих проблем.

Поэтому основной целью данной программы является создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, творческое развитие каждого ребёнка, расширение кругозора у детей, создание атмосферы уюта.

Задачи:

- Обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды, а также продолжить развитие умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации;

- способствовать укреплению навыков экологического воспитания;

- раскрыть творческий потенциал детей;

- развить различные формы общения в разновозрастных группах.

В процессе работы лагеря учащиеся приобретут следующие конкретные знания и умения:

  1. Условия существования растений, действие экологических факторов

  2. Историю образования водоёмов городского парка

  3. Создание проектов-презентаций

  4. Правила и способы мониторинговых наблюдений за природными объектами школьного сада, городского парка.

  5. Правила и способы размещения растений на пришкольном участке, требования в фитодизайне к размещению растений.

  6. Практические навыки работы на участке при создании клумб.

  7. Оформление результатов в виде красочных наглядных пособий.

  8. Наблюдать и описывать деревья и кустарники, которые растут вблизи школы, устанавливать зависимость между интенсивностью растительного покрова и факторами среды

  9. Проводить камеральную обработку результатов

  10. Представлять результаты исследований в виде отчетов, таблиц, чертежей, схем, гербариев.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления деятельности, оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены, 21 день

Период работы лагеря со 1. 06. по 25.06. 2015г.


Механизм реализации проекта эколого-краеведческого лагеря.


В лагере труда и отдыха устанавливается следующий режим работы.


8-30

-

9.00

Сбор детей, зарядка

9.00

-

9-15

Утренняя линейка

9-15

-

10.00

Завтрак

10.00

-

10.25

Проведение инструктажа

10-30

-

12.00

Занятия в мастерских и на садовом участке, экскурсии, общелагерные мероприятия

12.00

-

13.00

Клубный час. Познавательные мероприятия (игры на воздухе, беседы, конкурсы, викторины)

13.00

-

13.30

Обед

13.30

-

14.30

Занятия по интересам

14.30 Уход домой





Основное содержание программы



Территория пришкольного участка занимает достаточно большую площадь. Имеются множества зелёных насаждений, крупномеров – деревьев. Зеленые насаждения являются, своего рода, живыми легкими природы. Они очищают воздух от вредных газов, пыли тяжелых металлов, подавляют шумы, создают условия для отдыха и занятий спортом. В наших условиях – ухудшения окружающей среды они способны взять на себя роль природных и биологических фильтров. Изучение экологических загрязнителей и поиск решения проблем приведут к улучшению их состояния.

Среди множества вариантов проектирования сада одно из великолепнейших средств, находящихся в арсенале ландшафтного дизайна – создание фигурных клумб. Трудно найти более яркое, привлекательное декоративное решение, чем создание цветников. Сложно представить себе многообразие форм, линий, фактур которые можно создать с помощью цветочного оформления.

Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придадут любому участку неповторимое очарование. Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ на участке и имеет большое значение в композиционном оформлении пространства.

Дизайн цветника – это очень сложный и вместе с тем творческий процесс. Оформление цветника должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. В зависимости от назначения и месторасположения цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако хорошо спланированные насаждения привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства.

Для клумбы важно одновременное непрерывное цветение растений. В свободных посадках одна волна цветения сменяет другую, а на первом месте стоит декоративность композиции в течение продолжительного времени (с ранней весны до поздней осени). В цветниках свободных форм преимущество всегда за растениями, не теряющими своей декоративности на протяжении всего сезона, даже по окончании цветения.

Комплекс всех этих мероприятий предполагается выполнить в период летнего отдыха детей.

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

– комплектование отряда, разработка проектной документации.

II. Организационный этап включает:

– знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря;

– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

– формирование законов и условий совместной работы;

– подготовку к дальнейшей деятельности по плану.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы, где дети:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в себе, в окружающем мире;

– помогают в благоустройстве территории;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с пропагандой здорового образа жизни, тематикой экологического и краеведческого воспитания, выставку рисунков, созданию проектов.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

Ожидаемые результаты:

  • Оздоровление учащихся (соблюдение режима дня, благотворное влияние пребывания на свежем воздухе);

  • Приобретение учащимися теоретических и практических навыков в области ландшафтного дизайна;

  • Приобретение навыков культурного поведения в природной среде;

  • Обучение методам работы с декоративными растениями, «окультуривания» зелёных насаждений;

  • Улучшение вида территории школы;

  • Создание компьютерных дизайнерских проектов: «Зеленые насаждения пришкольного сквера – сада», «Мой дизайн альпийской горки», «Фигурная клумба», «Клумба - часы», «Ландшафтный дизайн», «История водоемов – городского парка», «Исторические места города Черняховска», «Экскурсионный маршрут по городу».

  • Создание гербариев растений школьного сада.



Реализация программы:

















































Мероприятия

Форма проведения

1 день

01.06.


Знакомство детей в отряде


Игра «Давай познакомимся»

Инструктаж по ПП и ПДД

Составление плана работы отрядов.

Инструктаж по правилам поведения на дорогах во время пеших прогулок, в общественных местах у водоемов.

Викторина «Самый, самая, самое».

Подготовка к открытию лагеря. Разучивание песни, девиза, речёвки отряда.

2 день

02.06.


Торжественное открытие лагеря. Представление отряда «Гринпис». Развлекательная программа «Здравствуй, лето красное!», посвящённая открытию лагерной смены






Беседа



Инструктаж по правилам техники безопасности в общественных местах

Презентация «Путешествие по древнему «Инстербургу». Беседа о прошлом нашего края.

Викторина «Наш город»

3 день

03.06.


«День здоровья!»

Инструктаж « ПДД»


4 день

04.06.


Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»

Инструктаж « ПДД»





Практическая работа.

Презентация «Путешествие по древнему Кёнигсбергу».


Обследование состояния зеленых насаждений пришкольного сада-сквера.

5 день

05.06.


Инструктаж «Безопасность детей при проведении игры на местности»


Пушкинский праздник.


Беседа «Черняховск – Инстенбург – город-порт».

Исследовательская экскурсия в городской парк.

Тема: «Исследование источников загрязнения водоемов городского парка». Экологический десант.

Игры на открытом воздухе.

Экскурсия

6 день

06.06.


Составление исторической справки, описание деревьев пришкольного сада. Экологический десант.

Практическая работа

Инструктаж «Правила поведения детей во время прогулок»

Изучение и выбор семян растений, которые могут быть использованы для озеленения школьного двора.

Работа на клумбах.

7 день

08.06.


Пешая прогулка по историческим местам города.

Посещение исторического музея на ул.Пионерской


Экскурсия по городу


Инструктаж «Правила поведения детей во время прогулок»




8 день.

09.06.


«История Инстенбурга»


Оценка состояния деревьев школьного сквера-сада.

Устный журнал «Войди в лес с другом»

Брейн-ринг.


Практическая работа

9 день

10.06.


Исследовательская экскурсия в городской парк. Тема: «Исследование источников загрязнения водоемов городского парка».

Инструктаж «Правила поведения детей во время прогулок»

Беседа-презентация

Исследовательская экскурсия городского парка.


10 день.

11. 06.

Беседа «Символика Российской федерации»

Викторина «Я и закон»

«Россия – Родина моя!» Праздник ко Дню независимости


11 день.

13.06.


Инструктаж «Безопасность на дороге, улице, транспорте»

Конкурс поделок и костюмов из бросового материала

Конкурс

12 день.

15.06.

Спортивно-поисковая игра по ориентированию на местности «Зарница»

Инструктаж« Безопасность на воде»

Игры на воздухе

13 день.

16.06.


Экологический десант. Городской парк.

Спортивные игры на воздухе.

Развлекательная программа «В гостях у старой, старой сказки»

Экологический десант

14 день.

17.06


Экскурсия в замок Инстенбург.

Инструктаж «Правила поведения детей во время экскурсии»

Игра «Что? Где? Когда?

Экскурсия по историческим местам города.

15 день.


18.06


Классификация зеленых насаждений Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений.

Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений

Инструктаж «Безопасность в общественных местах»

Конкурс талантов «Самый самый!»

Практическая работа

16 день.

19.06.


Работа с краеведческим и экологическим материалом

Гербарий: «Растения школьного сада»



Эстафета «Спорт любить – сильным и здоровым быть»

Спортивные игры «Оранжевый мяч».

Инструктаж «Правила поведения детей во время прогулок»

Камеральная обработка материалов, создание презентаций, работа по созданию гербария

17 день.

20.06


Стили ландшафтного дизайна.

- Просмотр СD и DVD дисков, книг по ландшафтному дизайну.

18 день.

22.06


Основные принципы ландшафтного дизайна: композиция, перспектива, колористика ландшафта.

Викторина «Путешествие в прошлое нашего края.»

Митинг, посвященный Дню памяти погибших воинов в Великой Отечественной Войне.

Инструктаж «Правила поведения детей во время прогулок»

Практическая работа




Участие в митинге.

19 день.

23.06.


Конкурс рисунков «Цветик – семицветик!»


Конкурс

20 день

24.06.


Ландшафтный дизайн – искусство озеленения территории. Создание архитектурных сооружений в ансамбле оформления пришкольного сквера – сада.

Работа на участке: посадка рассады однолетних растений на клумбы

Измерение параметров « Как мы изменились?»

Подготовка к закрытию лагеря

Инструктаж «Правила дорожные – знать каждому положено!»


Практическая работа

Создание эскизов альпийской горки, клумб

21 день.

25.06.


Эстрадная праздничная программа, посвященная закрытию смены с участием эстрадных творческих коллективов.

Подведение итогов.

Отчёт - выставка работ учащихся. Презентация компьютерных дизайнерских проектов: «Клумба - часы», «Ландшафтный дизайн», «История водоемов – городского парка», «Исторические места города Черняховска», «Экскурсионный маршрут по городу», «Зеленые насаждения пришкольного сквера – сада», «Мой дизайн альпийской горки», «Фигурная клумба».

Подведение итогов работы эколого-краеведческого лагеря. Награждение наиболее активных ребят.


Эстафета «В поисках клада»

Концертная программа




Итоговая конференция



Основные принципы:

  1. Добровольность.

  2. Думай, предлагай, доказывай, действуй

  3. Показывай пример трудолюбия на деле

  4. Помогай товарищу.

  5. Сей вечное доброе

Создание своеобразной композиции оформления любой территории, (особенно учитывая участие школьников) требует коллективной деятельности: у каждого учащегося свои возможности и способности. Предлагаемые нами принципы отвечают целям и задачам программы.

Основные формы работы:

  1. Групповые;

  2. Выставки, конкурсы;

  3. Практикумы;

  4. Экскурсии.

Основная деятельность - проведение учебно-тренировочных занятий, повышение мастерства, занятия по декоративному ландшафтному дизайну, практические работы на местности.



ХОРОШЕГО И ПОЛЕЗНОГО ЛЕТНЕГО ОТДЫХА!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!