Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт.
Программа курса « Эксперименты по физике» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики, , расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в домашних условиях, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы познания.
В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования.
- принцип культуросообразности.
Данная программа предназначена для учащихся5-го класса и рассчитана на 17 часов.
1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2013.
2. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/ Ковтунович М. Г. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
3. Служба издательства «БИНОМ».
5. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5-6 класс / Е. М. Шулежко, А. Т. Шулежко. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Горин Л. А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
7. Покровский С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение, 1996.
revolution. allbest. ru/physics/00008858_0. html
Измерительные приборы. Цена деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. Взаимодействие молекул. Диффузия.
Механическое движение и его характеристики. Виды движения. Траектория и путь. Система отсчёта. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Вес тела. Сила трения. Сила тяжести. Действие на тело нескольких сил.
№ заня- тия | Тема внеурочной деятельности | Цель работы | Результаты обучения | Методы | Оборудование | Дата проведения |
по плану | факт. |
1. Научные методы познания (3 часа) |
1 | Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания. | Показать учащимся роль физики как науки в познании мира | Личностные: формирование ценностного отношения к открытиям; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: умение применять понятия: природа, явления природы, наблюдение, опыт, теория. | Наблюдение физических явлений | Электрофорная машина, камертон, шарик, желоб, маятник, магнит, электромагнит. | | |
2 | Физические величины и их измерение. Измерительные приборы. | Познакомить учащихся с измерительными приборами, ввести понятие физической величины и единиц их измерения | Личностные: формирование ценностного отношения к открытиям; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: умение определять цену деления шкалы; знать физические величины и единицы их измерения; | Работа со справочной литературой, наблюдение | Измерительные приборы: линейка, мензурка, динамометр, транспортир, компас, амперметр, термометр, секундомер. | | |
3 | Лабораторная работа «Определение цены деления различных измерительных приборов». | Определение цены деления шкалы приборов | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение определять цену деления шкалы. | Лабораторная работа | Измерительные приборы: линейка, мензурка, динамометр, транспортир, компас, амперметр, термометр, секундомер. | | |
2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа) |
4 | Измерительные приборы и использование их в жизни человека. | Познакомить учащихся с измерительными приборами, необходимым человеку в повседневной жизни | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: знакомство с приборами, необходимыми для человека в повседневной жизни. | Наблюдение | Измерительные приборы: линейка, транспортир, компас, термометр, секундомер, прибор для измерения давления, весы напольные. | | |
5 | Лабораторная работа «Изготовление масштабной линейки». | Изготовить масштабную линейку | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: изготовление линейки и её использование. | Лабораторная работа | Картон, миллиметровая бумага, линейка. | | |
6 | Лабораторная работа «Изготовление кубического сантиметра». | Изготовить кубический сантиметр | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение изготовить кубический сантиметр. | Лабораторная работа | Линейка, ножницы, пластилин, картон. | | |
7 | Лабораторная работа «Изготовление и градуирование мензурки». | Изготовить простейший измерительный прибор, научиться его градуировать | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение изготовлять мензурку, градуировать её и пользоваться ею. | Лабораторная работа | Линейка, баночка из-под майонеза, полоска бумаги, клей, ножницы, одноразовый шприц. | | |
3. Учимся измерять (5 часов) |
8 | Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность. | Познакомить с погрешностями измерений | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение записывать показания с учётом погрешности измерений. | Самостоятельная работа по записи результатов с учётом погрешности | Линейка, термометр. | | |
9 | Лабораторная работа «Измерение объёма тела правильной формы». | Научиться определять объём твёрдого тела правильной формы, пользуясь линейкой | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение находить объём тел правильной формы. | Лабораторная работа | Линейка, детский кубик, карандаш, коробка. | | |
10 | Лабораторная работа «Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы». | Научиться измерять объём тел неправильной формы | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение находить объём тел неправильной формы, переводить мл в системные единицы объёма. | Лабораторная работа | Мензурка, вода, камень, гайка, пластмассовая игрушка, картофелина. | | |
11 | Лабораторная работа «Определение вместимости сосудов различной ёмкости». | Научиться определять вместимость различных ёмкостей | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение определять вместимость сосудов. | Лабораторная работа | Кастрюля, флакон, литровая банка, мензурка, линейка. | | |
12 | Лабораторная работа «Измерение толщины тетрадного листа». | Научиться измерять размеры малых тел | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение измерять толщину тетрадного листа. | Лабораторная работа | Линейка, тетрадь. | | |
4. Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (7 часов) |
13 | Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. | Познакомить учащихся со строением веществ. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: знать строение веществ, иметь понятие о молекулах. | Составление рассказа, конспекта | Фотографии молекул | | |
14 | Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода». | Научиться изготовлять модели молекул воды, водорода, кислорода. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение изготовлять модели молекул простейших веществ. | Лабораторная работа | Пластилин разного цвета, пластмассовые модели молекул веществ, проволока. | | |
15 | Движение молекул. Диффузия. | Познакомить учащихся с явлением диффузии. | Личностные: осознание ценности физических знаний; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: Знать, в чём заключается понятие «диффузия», практическая значимость в жизни человека. | Фронтальная беседа | Модель броуновского движения. | | |
16 | Взаимодействие молекул. Явление смачивания. | Объяснить, в чём заключается явление смачивания. Доказать, что молекулы взаимодействуют. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: формирование знаний о строения веществ, взаимодействии молекул. | Фронтальная беседа, наблюдение | Бумага, растительное масло, вода, стеклянная пластинка. | | |
17 | Лабораторная работа «Выяснение условий протекания диффузии». | Выяснить, при каких условиях диффузия протекает быстрее. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение сформулировать условия, при которых протекает диффузия. | Лабораторная работа | Марганец, вода в стакане. | | |
18 | Лабораторная работа «Определение времени прохождения диффузии». | Определить при каких температурах, высоких или низких, диффузия происходит быстрее. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение определять время прохождения диффузии. | Лабораторная работа | Термометр, часы, 2 стакана, вода, марганец. | | |
19 | Психотехническая игра «Агрегатные состояния вещества». | Развитие психических процессов, беглости мышления. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение использовать физические знания в повседневной жизни. | Игровая деятельность | Учебник | | |
5. Учимся устанавливать зависимости (6 часов) |
20 | Механическое движение и его характеристики. Виды движений. | Сформировать понятие механического движения, сформулировать его основные характеристики, рассмотреть его виды. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний ; Универсальные: Познавательный интерес; Предметные: Знать понятие механического движения, пути, траектории, видов движения. | Фронтальная беседа | Учебник, презентация | | |
21 | Лабораторная работа «Определение скорости равномерного движения». | Наблюдать прямолинейные равномерные движения; научиться определять скорость равномерного прямолинейного движения. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение определять скорость при равномерном движении. | Лабораторная работа | Линейка, часы, изготовленный из полиэтилена или шёлка парашют, рогатка. | | |
22 | Лабораторная работа «Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения». | Наблюдать неравномерное движение; научиться определять среднюю скорость неравномерного движения. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение находить среднюю скорость неравномерного движения. | Лабораторная работа | Линейка, часы, мячик, детская игрушечная машинка, вода. | | |
23 | Масса. Плотность. | Формирование понятий «масса» и «плотность». | Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний ; Универсальные: Познавательный интерес; Предметные: Формирование представлений о массе и плотности. | Наблюдение, фронтальная беседа | Вещества разной плотности, таблицы плотностей. | | |
24 | Лабораторная работа «Определение плотности предметов домашнего обихода». | Научиться определять плотность твёрдых тел, зная их массу и объём. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение определять плотность различных веществ. | Лабораторная работа | Рычажные весы, мензурка, линейка, предметы домашнего обихода, игрушки. | | |
25 | Лабораторная работа «Определение плотности воды, растительного масла, молока». | Определить плотность воды, растительного масла, молока. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: умение определять плотность жидкостей. | Лабораторная работа | Рычажные весы, мензурка, стаканы, вода, растительное масло, молоко. | | |
6. Выясняем закономерности (5 часов) |
26 | Сила. Вес тела. | Познакомить учащихся с понятием силы, весом тела; уметь их изображать на рисунках. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний ; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: знать понятие силы, веса тела. | Фронтальная работа, беседа | Презентация | | |
27 | Лабораторная работа «Обнаружение и измерение веса тела». | Измерить вес тел. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: уметь измерять вес тел. | Лабораторная работа | Динамометр, лист картона, шнур резиновый, мешочек с песком или солью, твёрдое тело, лист фанеры, лист бумаги, пружина. | | |
28 | Сила трения. Действие на тело нескольких сил. | Продолжить знакомство с силами, сила трения и её виды. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний ; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: знать понятие силы, силы трения. | Наблюдение, беседа, составление рассказа | Таблица, презентация. | | |
29 | Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей». | Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; Универсальные: умение организовать свою деятельность; Предметные: узнать, от чего зависит сила трения. | Лабораторная работа | Динамометр, деревянный кубик, деревянная доска, лист бумаги, лист наждачной бумаги, машинка с резиновыми шинами, кусок резины. | | |
30 | Терминологическая игра «Путь прокладывает логика». | Установление связей между различными понятиями физики. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: использование физических знаний в повседневной жизни. | Игровая деятельность | Карточки с физическими понятиями | | |
7. Занимательные опыты по физике (5 часов) |
31-32 | Весёлые опыты в домашних условиях. | Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: использование физических знаний в повседневной жизни. | Игровая деятельность, наблюдение, экспериментальные опыты | Презентация, оборудование для проведения опытов | | |
33-34 | Защита проектов по выбранным темам. | Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой физических знаний; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: использование физических знаний в повседневной жизни. | Исследование | Презентации | | |
35 | Обобщающее занятие «Итоги работы кружка». Анкетирование учащихся. | Подведение итогов работы за год, анализ результатов анкетирования. Рефлексия. | Личностные: осознание ценности физических знаний; Универсальные: познавательный интерес; Предметные: использование физических знаний в повседневной жизни. | Исследование | Анкеты для учащихся | | |